Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Конкуренция является необходимым условием существования и фундаментом всей рыночной системы.
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Введение
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Понятие конкурентоспособности и факторы конкурентоспособности торгового предприятия
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ЕЁ СОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Оценка состояния конкуренции в Российской Федерации
2.2. Оценка конкурентоспособности на примере ООО «Евросеть-Ритейл»
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Заключение
Список использованной литературы
а) структурные - структура управления торговым предприятием, миссия, персонал, информационная и нормативно-методическая база управления.
б) ресурсные: наличие конкурентоспособных поставщиков товаров.
в) технические. К ним относятся: технологии, применяемые в компании; используемое торговое оборудование в магазинах; качество обслуживания покупателей.
В настоящее время появилось множество разнообразных инструментов, способных повысить эффективность работы магазина. Одним из таких инструментов является использование автоматизированных систем управления, которые обеспечивают оперативность сбора, обработки и анализа самой различной информации, на основе которой принимаются управленческие решения.
Сегодня появились специальные информационные продукты, позволяющие автоматизировать любые бизнес-процессы в компании: управление торговлей, управление персоналом, управление финансами, управление маркетингом, управление закупками и другие. Автоматизация бизнес-процессов позволяет повысить при этом эффективность всей работы торгового предприятия при этом снижая затраты.
Современное торговое оборудование позволяет моментально фиксировать объемы продаж любого товара в каждый промежуток времени: час, сутки, день, неделя, месяц. Использование при этом автоматизированных систем управления позволяет оперативно проанализировать показатели товарооборота любого товара в торговой точке, что в конечном итоге позволяет рационализировать процесс закупки каждого товара во избежание порчи и сохранения качества.
Использование автоматизированных систем управления выгодно для розничной торговой компании выгодно не только на этапе закупок, но и на этапе реализации товара в торговой точке. Современные программные продукты позволяют наиболее эффективно организовать планировку торгового зала, выкладку товаров и определить оптимальное количество рекламных материалов.
В настоящее время, качественный сервис и возможность воспользоваться дополнительными услугами (оплата сотовой связи, Интернета; возможность оплатить покупку пластиковой картой и другие) в магазине играет все большую роль в выборе магазина для совершения покупки. Не случайно столичные компании открывают свои магазины, как правило, в составе торговых и торгово-развлекательных центров. Покупатель, посетив универсальный торговый центр, имеет возможность не только приобрести продукты питания и сопутствующие им товары, но и другие: одежда, обувь, бытовая техника и ряд других товаров. Таким образом, ассортимент магазина и дополнительные услуги, предоставляемые покупателю, также являются фактором конкурентоспособности компании.
г) управленческие - менеджеры; функционирование системы менеджмента, организация основных бизнес-процессов. Насколько четко и быстро реагирует система управления на изменения, настолько эффективно она функционирует.
Торговля относиться к такой отрасли, в которой быстрота принятия решений играет ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности компании. Внешняя среда постоянно изменяется, что связано не только с появлением новых конкурентов, но и действиями конкурентных сил на рынке. Действия конкурентов могут быть весьма разнообразны: изменение цен на товары, появление новых позиций товаров в ассортименте, появление новых технологий торговли и другие. Поэтому, чем быстрее компания среагирует на действия конкурентов, тем больше вероятности, что компания сохранит своих покупателей и обеспечит свою конкурентоспособность.
д) рыночные - доступ к рынку ресурсов, необходимых для торгового предприятия; доступ к рынку новых технологий; использование новых маркетинговых инструментов; использование мерчандайзинга [15].
Доступ к рынку новых технологий позволяет компании получить дополнительное конкурентное преимущество за счет использования технологии, которую компания-конкрурент реализовать у себя не может по ряду причин: финансовых, отсутствие опыта и другие.
В настоящее время розничные компании особое внимание в обеспечении конкурентоспособности уделяют инструментам мерчандайзинга, под которым понимается оптимальное расположение торгового оборудования и эффективное представление товаров.
Использование инструментов мерчандайзинга повышает конкурентоспособность компании за счет быстрого нахождения товаров покупателем, удобного расположения торгового оборудования и сервиса в магазине.
е) эффективность функционирования торгового предприятия, определяемая показателями доходности, оборачиваемости и финансовой устойчивости.
Целью любой торговой организации является получение прибыли. Поэтому если компания по каким-либо причинам не получает желаемой прибыли, говорить об эффективности её деятельности нельзя. Компания должна быть платежеспособна, ликвидная и финансово независимая. Поскольку внешняя среда торговых предприятий очень разнообразна (большое количество поставщиков, кредитных организаций и других участников), обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости гарантирует компании инвестиционную привлекательность и является залогом в обеспечении конкурентоспособности в долгосрочной перспективе [15].
Заключение
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров.
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:
утверждение суверенитета потребителей;
постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
саморегулирование товаропроизводителей;
дифференциация товаропроизводителей;
распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
Формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.
Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается рост числа предприятий торговли. Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели. Тем не менее количество торговых мест на рынках составило на 1 октября 2010г. 974,5 тысячи. По сравнению с 1 июля 2010г. их число сократилось на 2,3 тыс., или на 0,2%.
Таким образом, К основным факторам повышения конкурентоспособности торгового предприятия относят: эффективность функционирования торгового предприятия, определяемая показателями доходности компании, оборачиваемости и финансовой устойчивости; рыночные факторы - доступ к рынку ресурсов, необходимых для торгового предприятия; доступ к рынку новых технологий; использование новых маркетинговых инструментов; использование мерчандайзинга; управленческие факторы - менеджеры; функционирование системы менеджмента, организация основных бизнес-процессов, насколько четко и быстро реагирует система управления на изменения, настолько эффективно она функционирует; технические факторы- технологии, применяемые в компании; используемое торговое оборудование в магазинах; качество обслуживания покупателей; ресурсные - наличие конкурентоспособных поставщиков товаров; структурные - структура управления торговым предприятием, миссия, персонал, информационная и нормативно-методическая база управления.
Список использованной литературы
1. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. – М.: ОАО “НПО “Экономика”, 2000. – 362 с.
2. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 843с.
3. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003. – 496 с.
4. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред.Г.Я. Кипермана – М.: Республика, 2003. – 524 с.
5. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 170 с.
6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско-книготорговый центр “Маркетинг”, 2002. – 892 с.
8. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. –М.: Финансы и статистика, 2002. - 528 с.
9. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: - М.: Экономика, 1993. – 335 с.
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/
11. http://www.gks.ru/wps/portal/
12. http://u-pereslavl.botik.ru/~
13. http://www.m-economy.ru/art.
14. http://www.combienergy.ru/
15. http://uecs.mcnip.ru/modules.
Информация о работе Конкурентоспособность торгового предприятия и пути её повышения