Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Конкуренция является необходимым условием существования и фундаментом всей рыночной системы.
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Введение
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Понятие конкурентоспособности и факторы конкурентоспособности торгового предприятия
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ЕЁ СОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Оценка состояния конкуренции в Российской Федерации
2.2. Оценка конкурентоспособности на примере ООО «Евросеть-Ритейл»
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Заключение
Список использованной литературы
При определении доли рынка могут возникнуть трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных о суммарном объеме продаж в каждом сегменте и информации об объеме продаж основных конкурентов. Это обстоятельство сдерживает практическое применение метода оценки конкурентоспособности предприятия по показателю доли продаж его товаров на рынке.
Как второй, так и третий метод определения конкурентоспособности предприятия связаны с конкурентоспособностью товаров этого предприятия. Абстрагируясь от конкурентоспособности внешней среды предприятия и качества управления, можно заключить, что если товары предприятия конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно. Весь вопрос при этом сводится к определению конкурентоспособности товаров, разработке и реализации конкурентоспособной стратегии предприятия.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ЕЁ СОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Оценка состояния конкуренции в Российской Федерации
Важным элементом жизненных стандартов является доступность для населения потребительских товаров, что невозможно без сохранения конкуренции в секторе розничной торговли.
По данным Росстата оборот розничной торговли в октябре 2010 года составил 1457,3 млрд.рублей, что в товарной массе составляет 104,3% к соответствующему периоду предыдущего года, в январе-октябре – 13194,3 млрд.рублей и 104,41%.
На 1 октября 2010г. на территории Российской Федерации функционировало 3483 розничных рынка. За III квартал 2010г. (по сравнению с 1 июля 2010г.) их число сократилось на 22 рынка, в том числе универсальных - на 16 рынков, специализированных по продаже продуктов питания и вещевых - по 3 рынка, по продаже строительных материалов - на 2 рынка. Вместе с тем число сельскохозяйственных рынков выросло за этот период с 224 до 227 рынков.
Количество торговых мест на рынках составило на 1 октября 2010г. 974,5 тысячи. По сравнению с 1 июля 2010г. их число сократилось на 2,3 тыс., или на 0,2% [11].
Уровень фактического использования торговых мест в III квартале 2010г. по сравнению со II кварталом 2010г. практически не изменился и составил на 1 октября 2010г. 75,7% (на 1 июля 2010г. - 75,9%), в том числе на универсальных рынках - 75,9% (76,0%), специализированных рынках по продаже продуктов питания - 82,9% (82,3%), вещевых рынках - 75,0% (75,4%), по продаже радио- и электробытовой техники - 69,0% (68,8%). В то же время на сельскохозяйственных рынках этот показатель сократился за указанный период с 71,2% до 69,3%, на сельскохозяйственных кооперативных рынках - с 68,4% до 66,8%, а на специализированных рынках по продаже строительных материалов уровень фактического использования торговых мест вырос с 89,5% до 91,3% [11].
Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели. По состоянию на 1 октября 2010г. предприниматели арендовали 766,1 тыс. торговых мест, или 78,6% от их общего числа. Уровень использования этих мест по сравнению с 1 июля 2010г. практически не изменился и составил 78,9%. Частные лица (население) на отчетную дату арендовали 162,5 тыс. торговых мест (16,7% от общего их числа), из них использовалось 60,2% (на 1 июля 2010г. - 61,8%). Крестьянским (фермерским) хозяйствам было выделено 12,5 тыс. торговых мест (1,3% от общего числа торговых мест), но и эти торговые места использовались в среднем по России лишь наполовину (на 1 октября 2010г. - 52,6%, на 1 июля 2010г. - 54,8%). Как и три месяца назад самый высокий процент использования (87,5%), был зарегистрирован по торговым местам, закрепленным за юридическими лицами (3,4% от общего числа торговых мест) [11].
В октябре 2010г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 29,4% оборота розничной торговли торгующих организаций (в октябре 2009г. - 28,8%), или 15,2% общего объема оборота розничной торговли (14,6%) [11].
Быстрое развитие крупных торговых сетей и рост их доли на региональных розничных рынках продовольствия в настоящее время привели к закономерным, известным из мирового опыта последствиям - смещению баланса рыночной силы от производителей к розничному звену и связанному с этим более сложному положению предприятий - поставщиков.
Торговые сети, проводя жесткую ассортиментную политику в отношении поставщиков, стараются методом отбора ограничить их перечень. Это приводит к «вымыванию» из состава поставщиков в первую очередь предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу. Сети гипермаркетов размещают заказы на все меньшем количестве поставщиков - производителей, ограничивают их круг теми предприятиями, с которыми имеют длительные и проверенные хозяйственные связи [12].
В результате проверок выявлены следующее поведение торговых сетей по отношению к предприятиям - поставщикам:
1) требование минимальной торговой наценки (маржинального дохода;
2) порядок изменения цен закупки товара у поставщиков. Каждая из сетей требует, чтобы изменение цены у неё было позднее, чем у конкурентов;
3) право сетей на вывод товара из ассортимента сети без срока предупреждения поставщика;
4) при предоставлении на определённый период Поставщиком «специальных цен» для других сетей - цена для Покупателя в этот же период не может быть выше этой цены (речь идет о проводимых рекламных акциях в сетях-конкурентах);
5) плата за ввод новых товарных позиций, плата за открытие новых торговых точек, плата за ротацию (изменение ассортимента) [13].
Указанное свидетельствует о большом влиянии торговых сетей, не достигающих доли 35% на соответствующем товарном рынке, на правоотношения, возникающие при реализации товаров и продукции.
В связи с этим к основным задачам по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, поставленным на среднесрочный период, относят [14]:
1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий.
2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, повышение эффективности использования бюджетных средств.
3. Обеспечение равного доступа к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.
4. Создание условий для эффективной реализации государственной политики в области контроля привлечения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение.
В рамках создания условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий актуальным является решение задачи создания благоприятной правовой и информационной среды путем совершенствования конкурентного законодательства, а также задачи адвокатирования конкуренции [15].
Таким образом, в Российской Федерации по данным на октябрь 2010 года наблюдается рост числа предприятий торговли, что в свою очередь свидетельствует и об усилении конкуренции в сфере торговли. Совершенствование конкурентного законодательства предполагает разработку, введение в действие и последовательное совершенствование нормативной и методической базы, удовлетворяющей современным условиям развития российской экономики и направленной на создание правовой среды для равной, добросовестной конкуренции. Как следствие, необходимо добиваться повышения доли исполненных в полном объеме мер административной ответственности за нарушения законодательства и минимизировать число случаев наложения мер административной ответственности, отменяемых впоследствии судом или вышестоящим должностным лицом.
2.2 Оценка конкурентоспособности на примере ООО «Евросеть-Ритейл»
Более 13 лет назад Компания «Евросеть» появилась на горизонте молодого российского бизнеса. Как такового рынка сотового ритейла до 1997 года в России практически не существовало. Самым популярным средством связи в 90-ые был пейджер. «Евросеть» не просто стала одним из основателей российского сотового ритейла, Компания дала толчок к его дальнейшему развитию. Свой первый магазин «Евросеть» открыла в Москве на Ленинском проспекте с ассортиментом в несколько моделей телефонов.
Через 6 лет с момента основания Компания, став крупным игроком в столице с сетью в 100 магазинов, приняла решение о выходе на федеральный уровень. В 2003 году к этому количеству добавились ещё 117 салонов в регионах, в 2004 году – более 800, в 2005 – 1 934, в 2006 – открылось 1 976 магазинов в удаленных городах и населенных пунктах на всей территории России. Представительства Компании заработали в странах СНГ и во всех федеральных округах России: Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском, Южном, Северо - Кавказском, Центральном, Северо-Западном.
Согласно отчету компании Deloitte (январь 2009 г.), в период 2002-2007 гг. «Евросеть» стала самым динамично развивающимся ритейлером в мире. В период мирового кризиса Компания сохранила позиции одного из ведущих игроков отрасли сотового ритейла. В 2010 году «Евросеть» активно работает над повышением эффективности собственного бизнеса, делая упор на качество продуктов и услуг, расширяя возможности своей деятельности, выходя на новые рынки, осваивая и внедряя современные технологии.
Сегодня «Евросеть» - это более 4 300 салонов в 1 373 городах России и стран СНГ.
Компания открывает свои магазины в шаговой доступности от покупателя, осваивая и населенные пункты численностью 7-10 тыс. человек. И именно там, где уровень инфраструктуры регионов не позволяет федеральным брендам самостоятельно выходить на местные рынки, «Евросеть» стала одним из представителей цивилизованной торговли, предлагающим товары и услуги федеральных стандартов и уровня качества. Во многом это стало возможным благодаря собственной логистической инфраструктуре Компании, сертифицированной стандартам ISO 9001-2000 (2008).
Сегодня в каждом салоне Компании любой житель России может не только приобрести мобильную технику, но и получить целый ряд нужных и необходимых услуг - денежные переводы, приобретение авиа/жд билетов, выбор туристических путевок, оформление пенсионных и страховых контрактов, оплата штрафов ГИБДД, заказ и доставка бытовой техники, оформление потребительских кредитов, оплата ежемесячных коммунальных платежей. В магазины Компании ежемесячно приходит более 80 млн человек.
Открыв более 30 интернет-магазинов на территории России, Компания способствует активному развитию формата онлайн - торговли в регионах страны.
Сеть сервисных центров «Про-Сервис», входящая в группу компаний «Евросеть», поддерживает покупателей мобильной и цифровой техники, осуществляя постпродажное и гарантийное обслуживание оборудования на всей территории РФ. Сервисные центры открыты не только для покупателей «Евросети», но и для всех пользователей современных цифровых технологий.
Кроме того, «Евросеть» - это один из крупнейших федеральных работодателей страны. Сегодня в Компании работает более 23 000 сотрудников. С момента своего основания Компания создала рабочие места для молодых специалистов, предоставила возможность обучения первой профессии, образования и достойного заработка в самых сложных с точки зрения социально-экономических условий городах и населенных пунктах страны. В «Евросети» сделали карьеру тысячи людей. Многие руководящие позиции, начиная от региональных директоров и заканчивая управляющими филиалов, сегодня достойно занимают сотрудники, пришедшие в Компанию на позицию продавцов.
«Евросеть» – это перспектива широких карьерных возможностей. Компания регулярно инвестирует средства в обучение своих сотрудников. На базе региональных офисов «Евросеть» открыла 10 Учебных центров, где молодые люди с базовым образованием могут получить свою первую профессию и стать специалистами отрасли. Учебные центры «Евросети» - это образовательные школы для тех, кто заинтересован в собственном развитии.
В Компании действуют собственные корпоративные социальные программы для сотрудников, беспрецедентные мотивационные акции, предоставляющие молодым специалистам широкие возможности социального, материального и карьерного роста.
«Евросеть» - активный представитель социально-ответственного российского бизнеса.
Благотворительный фонд Компании «Евросети», созданный в 2004 году, начал свою деятельность с развития программы для многодетных семей «Чужих детей не бывает», в рамках которой многодетные семьи получили помощь на создание условий для полноценного роста и развития. С 2010 года Фонд, получивший новое название «Подари надежду», помогает в проведении высокотехнологичных операций для детей с тяжелыми заболеваниями, оплачивает дорогостоящие медицинские услуги, приобретает медицинское оборудование.
Компания вносит свой вклад в развитие образования, повышение благосостояния населения и страны, соблюдая налоговое, таможенное и трудовое законодательство.
«Евросеть» - это компания, создающая современные стандарты торговли и качества обслуживания населения.
Компания развивает новые форматы торговли, представляющие собой интеграцию собственных разработок и западных технологий, адаптированных к уникальной российской специфике.
«Евросеть» важный участник рынка коммерческой недвижимости в РФ, Компания на протяжении многих лет является одним из крупнейших арендаторов страны и занимает более 170 тыс квадратных метров коммерческой недвижимости в России и странах СНГ.
«Евросеть» оказывает влияние на инвестиционный климат в стране, являясь экспертом в вопросах международных торговых отношений, помогает зарубежным партнёрам лучше понять специфику и особенности российского рынка.
Компания успешно взаимодействует с зарубежными производителями сотовых телефонов и портативной цифровой техники, способствует развитию российского бизнеса, вносит важный вклад в укрепление позиций страны на мировом рынке как надёжного и ответственного бизнес- партнёра.
ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Среди факторов, способных оказать повысить конкурентоспособность торгового предприятия можно выделить следующие [15]:
Информация о работе Конкурентоспособность торгового предприятия и пути её повышения