Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы в соответствии с темой и заданием является анализ основных показателей, факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции»;
определение факторов и показателей конкурентоспособности продукции;
анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.
Введение……………………………………………………………………...…..5
Конкурентоспособность товара в маркетинге…………………………………7
1 Основные показатели конкурентоспособности товара……………………...7
1.1 Понятие конкурентоспособности товара……………………………..….7
1.2 Показатели конкурентоспособности товара……………………………..8
2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность товара………………..…17
3 Методы оценки конкурентоспособности товара………………………...…21
Практическая часть………………………………………………………….....31
1 Характеристика исследуемого образца – вино Мерло Башспирт…….…31
2 Оценка конкурентоспособности вин…………………………..………….31
3 Результаты оценки конкурентоспособности…………………………..….39
4 Рекомендации по улучшению конкурентоспособности вин………...…..40
Заключение………………………………………………………………..……41
Литература………………………………………………………………….…..42
3.
Получение количественных
4.
Формирование модели эталона,
т. е. образца товара в
5.
Разработка количественных
6.
Оценка уровня качества или
потребительского эффекта
К =
К =
где n — количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента;
n — количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя.
7.
Расчет цены потребления
8.
Расчет интегрального
9.
Если товар планируется
где Пк — произведение всех показателей:
Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту,
Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствует стандарту.
Считается,
что если коэффициент
В
основе построения матрицы
БКГ лежит анализ конкурентоспособности
с учетом жизненного цикла товара/услуги.
Сущность оценки состоит в анализе матрицы,
построенной по принципу системы координат:
по горизонтали — темпы роста/сокращения
количества продаж в линейном масштабе;
по вертикали — относительная доля совокупности
товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными
считаются предприятия, которые занимают
значительную долю на быстрорастущем
рынке, т. е. являются «звездами» (рис.1).
[1].
Рисунок 1 – Матрица Бостонской консалтинговой группы
Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.
Модель
«Привлекательность
рынка — преимущества
в конкуренции» представляет собой
развитие описанной выше модели. Определяющими
в модели являются привлекательность
рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность
рынка складывается из характеристик
просто рынка, качества рынка, основы снабжения
и прочих условий. Преимущества в конкуренции
определяются относительной позицией
на рынке, потенциалом продукта, исследовательским
потенциалом, а также квалификацией менеджеров
и сотрудников (рис.2). [1].
|
Высокая |
|||
Привлекательность
рынка |
Средняя |
|||
Низкая |
||||
Малые | Средние | Большие | ||
Преимущества по отношению к конкурентам |
Рисунок
2 – Модель «Привлекательность рынка —
преимущества в конкуренции»
Данная матрица позволяет определить положение рассматриваемого товара/предприятия на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара/фирмы.
К недостаткам модели можно отнести следующие:
Карта стратегических групп характеризует позиционирование предприятия в конкуренции в каждой из целевых стратегических зон хозяйствования, т. е. в каждом отдельном сегменте внешнего окружения, на который предприятие имеет или желает получить выход. Каждая карта стратегических групп строится по двум переменным позиционирования, которые должны быть количественными (или дискретными). На карту наносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а также его главных конкурентов. После построения карты необходимо провести ее анализ относительно:
а)
совпадения позиций предприятия
и его конкурентов в
б) расстояния между позициями предприятия и его конкурентов и их опасности;
На
основании данного анализа
Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка. [10].
На
основе факторов, наиболее значимых для
конкурентной позиции предприятия, М.
Портер разработал матрицу конкуренции
(рис.3):
Преимущество товара | Преимущество себестоимости | |
Вся отрасль | Дифференцированность | Лидерство по затратам |
Один сегмент рынка | Концентрация на сегменте |
Рисунок 3 – Матрица Портера
Данная матрица позволяет определить:
Недостатки концепции конкурентной стратегии:
Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.
Основным
недостатком рассмотренных
Практическая
часть
1
Характеристика исследуемого образца
– вино Мерло
Вино
виноградное натуральное
Внешний
вид бутылки соответствует
2
Оценка конкурентоспособности вин
Проводился анализ конкурентоспособности вина Мерло производства Башспирт. В данном случае товар сравнивается с уже существующим на рынке. Для сравнения потребительских свойств и выяснения предпочтений покупателей были выбраны вина следующих производителей:
образец №1 – вино виноградное натуральное полусладкое Мерло, изготовленное из виноградного сорта Мерло и выращенное на плантациях Юго-Восточной части Молдовы.
образец №2 – оцениваемое вино столовое полусладкое красное из отборного винограда сорта Мерло, выращенного на виноградниках Чили.
образец №3 - вино столовое полусладкое красное произведенное из виноградных материалов сорта Мерло.
образец №4 – вино виноградное натуральное сухое красное сорта Мерло.
При оценке вин и остальных вкусовых товаров исключительную роль играет дегустация. Особое внимание обращают на вкус и запах вина. Каждый вид вина обладает только ему присущими вкусом и ароматом. Аромат переходит в вино от винограда. Букет вино приобретает в процессе выдержки в результате образования сложного комплекса ароматических веществ.
При апробировании вина дегустатор оценивает его качество в баллах. Объективность дегустационного балла зависит от применения единого подхода к оценке вин.
Система предусматривает характеристику качества вина по пяти основным элементам: прозрачности, цвету, аромату (букету), вкусу и типичности.
Принята
единая 10-бальная система оценки виноградных
вин, представленных в таблице 1.
Таблица
1 – Система оценки виноградных вин
Показатель | Характеристики показателя | Оценка, баллы |
прозрачность | Кристально чистое | 0,5 |
Чистое | 0,4 | |
Чистое без блеска |
0,3 | |
Опалесцирующее | 0,2 | |
мутное | 0,1 | |
цвет | Полное соответствие типу и возрасту | 0,5 |
Небольшое отклонение от нормального | 0,4 | |
Значительное отклонение от нормального | 0,3 | |
Несоответствие типу и возрасту | 0,2 | |
Грязные тона в краске | 0,1 | |
продолжение таблицы 1 | ||
букет | Очень тонкий и развитый, соответствующий типу и возрасту | 3,0 |
Хорошо развитый и соответствующий типу | 2,5 | |
Слабо развитый, но соответствующий типу | 2,0 | |
Не соответствующий типу вина | 1,5 | |
Букет с посторонними тонами | 0,6 | |
вкус | Тонкий, гармоничный, соответствующий типу и возрасту | 5,0 |
Гармоничный | 4,0 | |
Гармоничный, но мало соответствующий типу и возрасту | 3,0 | |
Ординарный | 2,0 | |
Посторонние тона | 1,0 | |
типичность | Полное соответствие типу | 1,0 |
Небольшое отклонение от типа | 0,7 | |
Малотипичное вино | 0,4 | |
Совершенно бесхарактерное вино | 0,1 |
Информация о работе Конкурентоспособность товара в маркетинге