Конкурентоспособность товара в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы в соответствии с темой и заданием является анализ основных показателей, факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции»;
определение факторов и показателей конкурентоспособности продукции;
анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…..5
Конкурентоспособность товара в маркетинге…………………………………7
1 Основные показатели конкурентоспособности товара……………………...7
1.1 Понятие конкурентоспособности товара……………………………..….7
1.2 Показатели конкурентоспособности товара……………………………..8
2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность товара………………..…17
3 Методы оценки конкурентоспособности товара………………………...…21
Практическая часть………………………………………………………….....31
1 Характеристика исследуемого образца – вино Мерло Башспирт…….…31
2 Оценка конкурентоспособности вин…………………………..………….31
3 Результаты оценки конкурентоспособности…………………………..….39
4 Рекомендации по улучшению конкурентоспособности вин………...…..40
Заключение………………………………………………………………..……41
Литература………………………………………………………………….…..42

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность товара в маркетинге.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

 

     Престижность  вина оценивается по 5-ти балльной шкале.

     Для получения максимальных оценок вино должно придерживаться следующих характеристик:

  • по прозрачности – безупречное, кристально чистое, вино блестит в бокале;
  • по цвету – красивое, чистое, яркое, соответствующее сотру и способу приготовления;
  • по букету – чистое, тонкое, яркое, развитое, полностью соответствует сорту, месту и возрасту приготовления;
  • по вкусу – гармоничное, сформировавшееся, полностью соответствует сорту, месту и возврату приготовления;
  • по типичности – вино гармоничное, круглое, полностью соответствует сорту, месту и возрасту приготовления.

     Проведем  оценку конкурентоспособности вин  на основе показателей, полученных при  проведении дегустации.  

Таблица 2 – Результаты органолептической  оценки образцов вин 

     Показатели      Значение  показателей, баллы
Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4
     Прозрачность       0,5      0,5      0,4      0,5
     цвет      0,5      0,5      0,43      0,5
     букет      3,0      2,7      1,7      2,4
     вкус      5,0      4,3      3,2      4,1
     типичность      1,0      0,7      0,4      0,7
Престижность  торговой марки      5,0      3,0      3,0      3,0

 

     Воспользуемся для определения относительных показателей конкурентоспособности дифференцированным методом. За базовую продукцию примем образец №1. Рассчитаем относительные показатели конкурентоспособности образцов по формуле: 

     

, 

     где - относительный единичный показатель конкурентоспособности,

           - значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового товара,

          - значение i-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

     Порядок расчета относительных показателей потребительских свойств для образца №2 показан в таблице 3. 

Таблица 3 – Расчет относительных показателей потребительских свойств образца №2 (по отношению к базовому образцу) 

      № п/п      Показатели, баллы      Порядок расчета
     1      Прозрачность      q1=0,5/0,5=1,0
     2      Цвет      q2=0,5/0,5=1,0
     3      Букет      q3=2,7/3,0=0,9
     4      Вкус      q4=4,3/5,0=0,86
     5      Типичность      q5=0,7/1,0=0,7
     6      Престижность  торговой марки      q6=3,0/5,0=0,6

 

     Результаты  расчета по другим образцам представлены в таблице 4. 

Таблица 4 – Расчеты по другим образцам 

     Показатели      Образец №3      Образец 4
     Прозрачность       0,8      1
     Цвет      0,86      1
     Букет      0,56      0,8
     Вкус      0,64      0,82
     Типичность      0,4      0,7
Престижность  торговой марки      0,6      0,6

 

     Рассчитаем  комплексный показатель конкурентоспособности  по потребительским свойствам по формуле:

     

, 

     где qi – i-й показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, рассчитанный выше,

             mi – весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность;

             n- число показателей.

     Определим весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность по методу предпочтения по формуле: 

, 

     где Wij – место, на которое поставлена весомость i-го показателя у j-го эксперта;

             r – количество экспертов; n- количество показателей.

     Таким образом, весомость показателя прозрачности равна 0,03; цвета – 0,08; букета – 0,27; вкуса  – 0,39; типичности – 0,13; престижность торговой марки – 0,1.

     Комплексный показатель конкурентоспособности  по потребительским свойствам образца  №2 : 

     

 

     Комплексный показатель конкурентоспособности  по потребительским свойствам образца  №3: 

     

 

     Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №4: 

     

 

     Рассчитаем  комплексный экономический показатель конкурентоспособности по формуле:  

, 

     где З – полные затраты потребителя  на оцениваемый товар,

           Зо – затраты потребителя на базовый товар. 

     

 

     

 

     

 

     Результаты  расчета комплексного показателя конкурентоспособности  по потребительским свойствам и  комплексный экономический показатель для всех образцов представлены в табл. 5. 

Таблица 5 – Комплексные показатели конкурентоспособности вин 

Наименование  показателей конкурентоспособности       Значение  показателей конкурентоспособности  вин
Образец 2 Образец 3 Образец 4
Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам (I n)      0,83      0,4      0,78
Комплексный экономичный показатель конкурентоспособности (I э)      0,82      0,53      0,71

 

     Рассчитаем  интегральный показатель конкурентоспособности (К обр.з) по формуле: 

 

     Анализ  нормативных показателей качества вина, лежащих в основе обязательной сертификации, свидетельствует о соответствии вин требованиям действующих нормативных документах, т.е. Iнп=1. 

     

 

     

 

     

     Интегральный  показатель конкурентоспособности для образца №2 и №4 >1, что свидетельствует о превосходстве конкурентоспособности образцов над конкурентоспособностью базового образца. Интегральный показатель конкурентоспособности для образца №2 <1, оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности, и уступает базовому. 

     3 Результаты оценки конкурентоспособности 

     Итоговая  органолептическая оценка вин показала, что образец №1 соответствует  требованиям, чистое без посторонних  примесей, ощущается характерная  сладость, вино блестит в бокале, имеет чистый яркий развитый букет, оригинальную и эстетически оформленную этикетку. Образец №1 использован в качестве базового, его показатели конкурентоспособности самые высокие.

     Образец №2 по итогам экспертизы обладает привкусом  «жженого сахара» и имеет не насыщенный букет. Но цвет при этом чистый, без примесей, обладает более характерным оттенком, чем остальные образцы, соответствует сорту и способу приготовления. 6 членов комиссии признали наилучшее оформление бутылки, подчеркнутый фирменный стиль и эстетику этикетки.

     Образец №3 имеет тусклый розовый цвет, что по мнению участников экспертизы говорит о фальсификации вина и разбавлении водой вина, присутствует ощутимый привкус металла, букет  вина слаборазвитый, не чистый, типичность не достаточно гармоничная. Внешний вид бутылки не вызвал никаких эмоций.

     Образец №4 имеет терпкий вкус, свойственный данному сорту вина, насыщенный тонкий яркий букет, чистый гармоничный  вкус. Оформление бутылки не произвело  никаких впечатлений.

     По  результатам экспериментальной оценки образцов вин установлено:

     1. Самым конкурентоспособным изделием  в рамках рассматриваемой стратегической  группы является образец №4. Данное  обстоятельство обеспечило как  конкурентным преимуществом по  потребительским показателям, так и по экономическим. Его показатель конкурентоспособности превышает показатель базового образца на 9%.

     2. По органолептическим характеристикам  образец №4 проигрывает образцу  №3. Однако это означает, что преимущество  сильнее недостатка, вызванного  более высокой ценой.

     3. Образец №3 неконкурентоспособен  – уступает практически в 1,5 раза базовому образцу. На конкурентоспособности  сказались наиболее важные потребительские  свойства – букет и вкус, а  так же престижность торговой  марки. Конкурентные недостатки  выражаются как по показателю цена, так и по потребительским показателям.

     4. Показатель конкурентоспособности  оцениваемого образца №2 так  же имеет высокое значение  и превышает показатель базового  образца на 1%. Она обусловлена  потребительскими свойствами и  невысокой ценой. Это то соотношение качество/цена, к которому всегда стремился потребитель.

     По  результатам расчета уровня конкурентоспособности  даны рекомендации ОАО «Башспирт» по улучшению конкурентоспособности  продукции, показана необходимость  совершенствования некоторых характеристик потребительских свойств вин. Применение предложенной методики позволит оптимизировать выпуск промышленного ассортимента и получить значительный экономический эффект. /20/ 

     4 Рекомендации по улучшению конкурентоспособности вин 

     В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов);
  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, конкурентоспособность продукции  — это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

     На  конкурентоспособность оказывают  свое влияние определенные движущие силы или факторы. В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. Наиболее подробно и комплексно факторы конкурентоспособности товара представлены у  Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара

Информация о работе Конкурентоспособность товара в маркетинге