Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы в соответствии с темой и заданием является анализ основных показателей, факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции»;
определение факторов и показателей конкурентоспособности продукции;
анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.
Введение……………………………………………………………………...…..5
Конкурентоспособность товара в маркетинге…………………………………7
1 Основные показатели конкурентоспособности товара……………………...7
1.1 Понятие конкурентоспособности товара……………………………..….7
1.2 Показатели конкурентоспособности товара……………………………..8
2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность товара………………..…17
3 Методы оценки конкурентоспособности товара………………………...…21
Практическая часть………………………………………………………….....31
1 Характеристика исследуемого образца – вино Мерло Башспирт…….…31
2 Оценка конкурентоспособности вин…………………………..………….31
3 Результаты оценки конкурентоспособности…………………………..….39
4 Рекомендации по улучшению конкурентоспособности вин………...…..40
Заключение………………………………………………………………..……41
Литература………………………………………………………………….…..42
Престижность вина оценивается по 5-ти балльной шкале.
Для получения максимальных оценок вино должно придерживаться следующих характеристик:
Проведем
оценку конкурентоспособности вин
на основе показателей, полученных при
проведении дегустации.
Таблица
2 – Результаты органолептической
оценки образцов вин
Показатели | Значение показателей, баллы | |||||
Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | |||
Прозрачность | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | ||
цвет | 0,5 | 0,5 | 0,43 | 0,5 | ||
букет | 3,0 | 2,7 | 1,7 | 2,4 | ||
вкус | 5,0 | 4,3 | 3,2 | 4,1 | ||
типичность | 1,0 | 0,7 | 0,4 | 0,7 | ||
Престижность торговой марки | 5,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Воспользуемся
для определения относительных показателей
конкурентоспособности дифференцированным
методом. За базовую продукцию примем
образец №1. Рассчитаем относительные
показатели конкурентоспособности образцов
по формуле:
где - относительный единичный показатель конкурентоспособности,
- значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового товара,
- значение i-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
Порядок
расчета относительных
Таблица
3 – Расчет относительных показателей
потребительских свойств образца №2 (по
отношению к базовому образцу)
№ п/п | Показатели, баллы | Порядок расчета |
1 | Прозрачность | q1=0,5/0,5=1,0 |
2 | Цвет | q2=0,5/0,5=1,0 |
3 | Букет | q3=2,7/3,0=0,9 |
4 | Вкус | q4=4,3/5,0=0,86 |
5 | Типичность | q5=0,7/1,0=0,7 |
6 | Престижность торговой марки | q6=3,0/5,0=0,6 |
Результаты
расчета по другим образцам представлены
в таблице 4.
Таблица
4 – Расчеты по другим образцам
Показатели | Образец №3 | Образец 4 |
Прозрачность | 0,8 | 1 |
Цвет | 0,86 | 1 |
Букет | 0,56 | 0,8 |
Вкус | 0,64 | 0,82 |
Типичность | 0,4 | 0,7 |
Престижность торговой марки | 0,6 | 0,6 |
Рассчитаем комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам по формуле:
где qi – i-й показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, рассчитанный выше,
mi – весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность;
n- число показателей.
Определим
весомость i-го показателя потребительского
свойства в общем наборе из n показателей,
характеризующих потребность по методу
предпочтения по формуле:
где Wij – место, на которое поставлена весомость i-го показателя у j-го эксперта;
r – количество экспертов; n- количество показателей.
Таким образом, весомость показателя прозрачности равна 0,03; цвета – 0,08; букета – 0,27; вкуса – 0,39; типичности – 0,13; престижность торговой марки – 0,1.
Комплексный
показатель конкурентоспособности
по потребительским свойствам
Комплексный
показатель конкурентоспособности
по потребительским свойствам
Комплексный
показатель конкурентоспособности по
потребительским свойствам образца №4:
Рассчитаем
комплексный экономический
где З – полные затраты потребителя на оцениваемый товар,
Зо – затраты потребителя на базовый
товар.
Результаты
расчета комплексного показателя конкурентоспособности
по потребительским свойствам и
комплексный экономический
Таблица
5 – Комплексные показатели конкурентоспособности
вин
Наименование
показателей |
Значение
показателей | ||
Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | |
Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам (I n) | 0,83 | 0,4 | 0,78 |
Комплексный экономичный показатель конкурентоспособности (I э) | 0,82 | 0,53 | 0,71 |
Рассчитаем
интегральный показатель конкурентоспособности
(К обр.з) по формуле:
Анализ
нормативных показателей качества
вина, лежащих в основе обязательной сертификации,
свидетельствует о соответствии вин требованиям
действующих нормативных документах,
т.е. Iнп=1.
Интегральный
показатель конкурентоспособности для
образца №2 и №4 >1, что свидетельствует
о превосходстве конкурентоспособности
образцов над конкурентоспособностью
базового образца. Интегральный показатель
конкурентоспособности для образца №2
<1, оцениваемый товар имеет более низкий
уровень конкурентоспособности, и уступает
базовому.
3
Результаты оценки
Итоговая органолептическая оценка вин показала, что образец №1 соответствует требованиям, чистое без посторонних примесей, ощущается характерная сладость, вино блестит в бокале, имеет чистый яркий развитый букет, оригинальную и эстетически оформленную этикетку. Образец №1 использован в качестве базового, его показатели конкурентоспособности самые высокие.
Образец №2 по итогам экспертизы обладает привкусом «жженого сахара» и имеет не насыщенный букет. Но цвет при этом чистый, без примесей, обладает более характерным оттенком, чем остальные образцы, соответствует сорту и способу приготовления. 6 членов комиссии признали наилучшее оформление бутылки, подчеркнутый фирменный стиль и эстетику этикетки.
Образец №3 имеет тусклый розовый цвет, что по мнению участников экспертизы говорит о фальсификации вина и разбавлении водой вина, присутствует ощутимый привкус металла, букет вина слаборазвитый, не чистый, типичность не достаточно гармоничная. Внешний вид бутылки не вызвал никаких эмоций.
Образец №4 имеет терпкий вкус, свойственный данному сорту вина, насыщенный тонкий яркий букет, чистый гармоничный вкус. Оформление бутылки не произвело никаких впечатлений.
По результатам экспериментальной оценки образцов вин установлено:
1.
Самым конкурентоспособным
2.
По органолептическим
3.
Образец №3
4.
Показатель
По
результатам расчета уровня конкурентоспособности
даны рекомендации ОАО «Башспирт» по
улучшению
4
Рекомендации по улучшению конкурентоспособности
вин
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, конкурентоспособность
На
конкурентоспособность
Информация о работе Конкурентоспособность товара в маркетинге