Конкурентоспособность товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ деятельности ОАО «Акконд» по улучшению конкурентоспособности предприятия и продукции. Основной задачей работы является поиск путей повышений конкурентоспособности предприятия, в том числе улучшения финансового состояния предприятия, снижения себестоимости производимой продукции, улучшения работы маркетинговой службы, повышения мотивации труда работников.

Содержание

Ведение 3
Глава 1. Теоритические и методологические основы конкурентоспособности родукции 5
1.1 Понятие конкуренция и конкурентоспособности 5
1.2. Конкурентоспособность продукции и факторы её определяющие 10
1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции 12

Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Акконд» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Оценка конкурентоспособности товара ОАО «Акконд» на примере конфет «Птица дивная» 23

Глава 3. Направление повышения конкурентоспособности товара 29
Заключение 30
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

МАРКЕТИНГ конкурентоспособность продукции КОНЕЧНЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного  сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая  товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить  свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.

1.2. Конкурентоспособность  продукции и факторы её определяющие

 

Для того чтобы товар  был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие  основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара:

1. Технические параметры.  Они включают:

а) параметры назначения - свойства товара, определяющие области  применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, металлообработка, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);

б) эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма  в процессе выполнения трудовых операций;

в) конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические  решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и т.п.);

г) эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара.

2. Нормативные параметры.  Они характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его, предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он, не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

 

3. Экономические параметры.  Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные: затраты - расходы на все виды ремонта, обучение персонала и т.д.

Стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребности, покупатель в то же время придает большое значение всем затратам, которые будут с этим связаны. Для него покупка товара означает лишь исходный пункт удовлетворения потребности в течение определенного периода. Для многих видов товаров реализация полезного эффекта (полезных свойств товара) достигается в ходе эксплуатации, связанной с дополнительными расходами - на ремонт, регулировку, расход энергоресурсов, вспомогательных материалов и т.д. Таким образом, при удовлетворении потребности покупатель несет расходы как по приобретению товара, так и по его потреблению, В целом эти затраты представляют собой сумму, называемую ценой потребления.

4. Организационные параметры.  Они включают:

а) систему скидок;

б) условия платежей и поставок;

в) комплектность поставки;

г) сроки и условия  гарантий и т.д.

Совокупность организационных параметров также выступает как важная компонента конкурентоспособности товара.

Анализируя параметры  конкурентоспособности, необходимо отметить, что при прочих равных условиях важнейшая роль принадлежит цене потребления, которая обычно значительно выше продажной (прейскурантной) цены. Так, в затратах на эксплуатацию грузовика продажная цена составляет всего 15%, авиалайнера - 11%, бытового холодильника - 10%, трактора - 19%. Именно поэтому снижение прейскурантной цены даже в значительных пределах может не быть существенным фактором конкурентоспособности, если отношение "продажная цена/цена потребления; находится в пределах 0,05-0,2.

1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции

 

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. Базой  сравнения могут быть следующие  параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта.

Конкурентоспособность товара и предприятия можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью.

Для оценки конкурентоспособности продукции и предприятия можно использовать аналитические и графические методы оценки. Аналитические методы:

  • Модель Розенберга;
  • Анкетирование
  • Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
  • Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;
  • Модель с идеальной точкой;

Графические методы оценки конкурентоспособности включают:

  • Матрица БКГ;
  • Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;
  • Матрица Портера.

Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей .

Она выражается формулой:

Аj =

  Iij,                                              (1)

где  Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj — важность мотива для потребителя;

Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

С точки зрения работы с товаром  использование модели связано с  множеством проблем. Мотивы, важные для  товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно  облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.

При проведении анкетирование учитывается  только мнение потребителя, и на основе результатов определяется предпочтения покупателей.

Минусы этого метода субъективность ответов, поэтому результаты опроса не могут быть 100% объективными.

При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:

Qi =

,                                             (2)

где   Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi — величина i-го параметра товара;

Pi0 — величина i-го параметра для товара-эталона.

Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности:

К =

,                                              (3)

где    n — число оцениваемых параметров;

αi — вес i-го параметра.

Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар  соответствует эталонному образцу. К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:

Qj =

k |Bjk – Ik|r ,                                             (4)

где    Qj — оценка потребителями марки j;

Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);

Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

Смысл этой формулы: товар  следует предпочесть другому  в случае, если его удаление от идеальной точки меньше.

Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:

B0i =

,                                              (5)

где    М0 — объем продаж данного товара за определенный период;

М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что  в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

Положительной стороной данного метода является то, что  в данном методе учитывается влияние  различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами»

Рис.2. Матрица Бостонской консалтинговой группы

Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции.

 

Высокая

     

Привлекательность рынка

Средняя

     
 

Низкая

     
   

Малые

Средние

Большие

   

Преимущества по отношению  к конкурентам


Рис.2. Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»

Данная матрица позволяет определить положение рассматриваемого товара/предприятия  на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению  уровня конкурентоспособности товара/фирмы.

К недостаткам модели можно отнести  следующие:

  1. Определение факторов модели требует большого количества информации, которая чаще всего бывает просто недоступна.
  2. Трудно количественно оценить качественные характеристики.
  3. Модель статична и отражает только заданный промежуток времени.

Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка .

На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рис.3):

 

 

Преимущество товара

Преимущество себестоимости

Вся отрасль

Дифференцированность

Лидерство по затратам

Один сегмент рынка

Концентрация на сегменте


 

Рис.3. Матрица Портера

Информация о работе Конкурентоспособность товара