Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть следующее: сущность и значения контроля и контроллинга, определить задачи и функции контроля и контроллинга маркетинга, а также рассмотреть основные инструменты системы управления маркетинга.
Введение 3
2. Сущность и значение маркетингового контроля 4
2.1 Понятие контроля 6
2.2 Виды маркетингового контроля 9
3. Современная концепция контроллинга 14
3.1 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 16
3.2 Функции и задачи контроллинга 24
4. Взаимосвязь между целями внедрения контроллинга и механизмом их реализации 29
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Помимо контроля за выполнением годового плана, многим фирмам необходимо проводить также контроль рентабельности своей деятельности по различным товарам, территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема. Такие сведения помогут руководству решить, следует ли расширять, сокращать или совсем сворачивать производство тех или иных товаров, проведение той или иной маркетинговой деятельности. Рассмотрим следующий пример:
Вице-президент по маркетингу фирмы, выпускающей газонокосилки, хочет установить степень рентабельности продажи этих косилок по трем разным торговым каналам: магазины технических товаров, магазины садово-огородных принадлежностей и универмаги.
На первом этапе выявляют все издержки по продаже товара, его рекламе, упаковке, доставке и оформлению расчетных документов. На втором этапе выясняют суммы издержек по перечисленным видам деятельности в ходе торговли через каждый из интересующих каналов. Определив эти издержки, на третьем этапе готовят расчет прибылей и убытков по каждому каналу в отдельности. Фирма может обнаружить, что при торговле через магазины садово-огородных принадлежностей она фактически теряет деньги, едва обеспечивает безубыточность при торговле через магазины технических товаров, а почти весь доход получает за счет универмагов.
Отыскание наиболее эффективных корректирующих действий. Было бы наивно делать на основе полученных результатов вывод о том, что следует отказаться от торговли через магазины садово-огородных принадлежностей, а возможно, и через магазины технических товаров и сосредоточить все усилия на универмагах. До принятия какого-либо решения нужно прежде всего дать ответы на следующие вопросы:
• В какой мере зависит совершение покупки от типа розничного торгового заведения, а в какой ¾ от марки товара? Будут ли покупатели искать данный марочный товар в торговых каналах, оставшихся задействованными фирмой?
• Каковы тенденции развития значимости каждого из этих трех каналов?
• Оптимальны ли маркетинговые стратегии фирмы применительно к этим трем каналам?
Получив ответы на эти вопросы, руководство службы маркетинга будет в состоянии оценить ряд вариантов действий, выбрать и принять необходимые меры.
Стратегический контроль
Время от времени фирмам необходимо производить критические оценки их маркетинговой эффективности в целом. Маркетинг ¾ это сфера быстрого устаревания задач, политических установок, стратегий и программ. Каждая фирма должна периодически переоценивать свой общий подход к рынку, пользуясь для этого приемом, известным под названием ревизии маркетинга. Мы определяем ревизию маркетинга следующим образом:
Ревизия маркетинга представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы (или организационной единицы), ее задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности этой фирмы.
Ревизору маркетинга должна быть предоставлена полная свобода в проведении интервью с управляющими, клиентами, дилерами, коммивояжерами и прочими лицами, которые могут пролить свет на состояние маркетинговой деятельности фирмы. Ниже представлен примерный перечень вопросов, которые может задавать ревизор маркетинга. Не все из них важны в каждой конкретной ситуации. На основе собранной с помощью этих вопросов информации ревизор сделает ряд выводов и выдаст ряд рекомендаций. Иногда его выводы могут вызвать удивление, а то и шок в среде руководства. Затем руководство решает, какие рекомендации представляются наиболее рациональными, а также каким образом и когда следует претворить их в жизнь.
Термин
«контроллинг» (англ. controlling) пришел в русскоязычную
среду из англоязычной транзитом через
немецкую. В российской и зарубежной литературе
нет единого мнения о том, что такое контроллинг,
встречаются следующие подходы к его определению:
контроллинг как одна или несколько управленческих
функций (планирование и контроль, например);
контроллинг как управленческий учет
(и другие функциональные области); контроллинг
как информационное обеспечение управления;
контроллинг как инструмент достижения
целей предприятия; контроллинг как система
управления предприятием; контроллинг
как управление управлением; контроллинг
как управленческая концепция; контроллинг
как управленческая философия. Проанализировав определения
контроллинга, встречающиеся в отечественной
и зарубежной литературе, изучив историю
его возникновения в разных странах, можно
проследить эволюцию развития этого понятия
(рис. 3).
Рис.3 Эволюция контроллинга
Концепция
контроллинга в течение последних 20 лет
подвергалась постоянным усовершенствованиям.
Сегодня контроллинг представляет собой
функцию управления, без которой невозможно
представить работу ни одной современной
компании. Однако и в теории, и на практике
существуют различные мнения и представления
о понятии контроллинга. Зачастую совершенно
ошибочно контроллинг отождествлять с
контролем. Однако контроллинг - это гораздо
больше, это - комплексная межфункциональная
концепция управления, целью которой является
координация систем планирования, контроля
и информационного обеспечения.
Контроллинг - новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Под контроллингом понимают концепцию эффективного управления экономическим объектом с целью обеспечения его постоянного и продолжительного существования в постоянно изменяемой среде.
Контроллинг можно определить как систему проверки того, насколько успешно предприятие продвигается к своей цели. Цель контроллинга есть поддержание эффективного функционирования предприятия. Она определяется высшим руководством и может изменяться в зависимости от изменений факторов внутренней и внешней среды. Целью может быть высокое качество продукции, завоевание частицы и расширение рынка продажи, снижение затрат на производство, снижение цен, независимость от кредиторов.
Рис. 4 Схема системы маркетинга.
В зависимости от этого контроллинг разделяется на стратегический и оперативный (рис. 5).
Рис.5 Виды контроллинга
Контроллинг связывается с поиском слабых сторон в деятельности предприятия, ликвидацией «узких» и проблемных участков в производственной и финансовой сферах, формированием плана стратегического развития.
Если традиционные системы контроля деятельности предприятия базируются на отслеживании минувших событий (финансовый учет) или событий в реальном масштабе времени (управленческий учет), то контроллинг ориентируется на будущие события. Для системы контроллинга важнейшее значение имеют отклонения от прогнозируемых показателей на перспективу. Отдел контроллинга готовит информацию об отклонениях фактических показателей от запланированных с расшифровкой факторов, которые повлияли на эти отклонения.
Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить следующими причинами:
В системе контроллинга обязательным элементом есть определение цели предприятия и отдельных структурных подразделений, управление целями, своевременное реагирование на смену среды и соответственно уточнение цели, которая дает возможность адаптироваться к смене среды и обеспечить существование объекта.
К принципам контроллинга принадлежат:
Стратегическое мышление требует адекватного выбора системы управления. Смена организационной структуры управления происходит в соответствии с системой управления (табл. 1). На основе таблицы 1 выбирают такую систему, которая в наибольшей мере удовлетворит потребности предприятия на следующие 5-7 лет.
Таблица 1.Условия применения моделей управления
Модель управления | Характеристика внешней среды | Предпринимательские способности | ||
Темп изменений | Тип изменений | Интенсивность изменений | ||
Реакционная | Медленнее чем реакция | Повторяемый | Нечастые | Традиционно сильные стороны |
Специальная | Сопоставимый со скоростью реакции | Логически постепенный | Нечастые | Постепенная эволюция способностей |
Долгосрочное планирование | Более скорый чем реакция | Прогнозируемый | Нечастые | Новые способности |
Стратегическое планирование | Более скорый чем реакция | Новый | Частые | Новые способности |
Принципы контроллинга невозможно усвоить и творчески развивать без использования модерационного метода мышления. Традиционные методы (производственные совещания, опрашивание, собрание и др.) всегда оказываются неэффективными в случаях ограниченного времени и если для решения проблемы нужны специалисты с определенным уровнем компетенции. Метод модерации помогает именно в таких ситуациях и оказывает содействие генерированию идей, уточнению разработки стратегии развития предприятия, материализации творческого потенциала персонала, преодолению психологического барьера невосприятия нового. Он используется для общей разработки планов несколькими специалистами с демонстрацией техники мышления привлеченных к решению проблем людей в случаях если:
Информация о работе Контроль и контроллинг в системе маркетинга