Контроль и контроллинг в системе маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть следующее: сущность и значения контроля и контроллинга, определить задачи и функции контроля и контроллинга маркетинга, а также рассмотреть основные инструменты системы управления маркетинга.

Содержание

Введение 3
2. Сущность и значение маркетингового контроля 4
2.1 Понятие контроля 6
2.2 Виды маркетингового контроля 9
3. Современная концепция контроллинга 14
3.1 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 16
3.2 Функции и задачи контроллинга 24
4. Взаимосвязь между целями внедрения контроллинга и механизмом их реализации 29
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая .doc

— 379.00 Кб (Скачать документ)
  • совещания должны дать эффективные результаты;
  • специалисты имеют разные взгляды на проблему.

      Метод модерации включает такие элементы:

  • обсуждение поставленной цели;
  • сбор соображений по первому вопросу повестки дня;
  • оценка первого вопроса;
  • деление участников дискуссии на небольшие группы за темами;
  • первое обсуждение небольшой группой (4-6 лиц);
  • дискуссия после ознакомления с результатами работы этой группы;
  • определение кола вопросов для следующего заседания небольшой группы;
  • формирование других небольших групп;
  • обсуждение в нескольких небольших группах;
  • дискуссия после ознакомления с результатами второй группы;
  • обсуждение проблем в других группах;
  • ознакомление с общими результатами перед проведением общей дискуссии, разработка альтернативных решений сложных проблем.

      Роль управленческого  аппарата состоит в том, чтобы обнаружить изменения во внешней и внутренней среде на основе полученной экономической информации и разработать стратегию выживания фирмы в условиях жесткой конкуренции.

      Предметом контроллинга являются микроэкономические процессы и явления на предприятии, которые характеризуются определенными показателями - индикаторами в их  динамике и макроэкономические процессы в стране, которые оказывают непосредственное влияние на экономику предприятия. Для контроллинга важным есть учет изменений как внутреннего, так и внешней среды, в отличие от финансового учета, который отслеживает в основном внутренние изменения в хозяйственной деятельности, и управленческого, что учитывает изменения внутри системы наблюдения и лишь в определенной мере за ее пределами.

      К предмету контроллинга принадлежат такие элементы:

  • формирование системы показателей стратегического планирования (определение программы развития предприятия, составление бюджетов);
  • разработка системы информационного обеспечения стратегического менеджмента;
  • сбор данных из центров отслеживания с помощью отчетов;
  • выявление отклонений и факторов отрицательного влияния на развитие предприятия;
  • составление отчетов для менеджмента;
  • разработка предложений относительно ликвидации «узких» мест.

      Осложнения окружающей среды, в которой функционирует предприятие, требует осложнение системы контроля за его деятельностью, то есть адаптации к новым условиям.

      Критерием способности предприятия адаптироваться к сменной среде есть получение результата финансовой деятельности, а потому ориентация на прибыль показывает, что предприятие демонстрирует свою волю выстоять, одолевая изменения, часто нежелательные, в окружающей среде. Поэтому предприятия должны перейти от пассивной регистрации хозяйственной деятельности (финансовый учет) к системам, которые разрешают обеспечить данные для анализа и оценки своей позиции в измененном окружении (контроллинг).

      Контроллинг, как отдельная, наука имеет свои исследовательские приемы:

  • общеметодологические – относятся методы характерные любой науке: наблюдение, сравнение, история развития, анализ, синтез, систематизация, выявление закономерностей, прогнозирование и др;
  • общенаучные – относятся исследовательские приемы отдельных систем: планирования, учета, анализа, управления, статистики, кибернетики, информатики;
  • специфические – контроллинг предусматривает использование моделирование процессов и явлений и на этой основе определяет конкретные задачи системы.

      Объектами контроллинга являются факторы производства, показатели эффективности их использования и организации, потенциал предприятия (численность, основные средства, объемы производства и сбыта и др.), а также показатели финансового состояния в сравнении с прогнозируемыми.

      Для контроллинга используется разнообразная информация финансового и управленческого учета, на основании которой определяется эффективность использования ресурсов, ход протекания хозяйственных процессов, формирование прибыли, показатели финансового состояния. Отбор показателей определяется менеджерами на основе специальных исследований. 
 

 

       3.2 Функции  и задачи контроллинга

 

       Переход от плановой модели хозяйствования сопровождается возрастанием информационных ресурсов как по объему, так и по смыслу информации (новые явления, процессы, события). Более сложными становятся коммуникационные связи, процедуры принятия решений, которые требуют дополнительной информации, отсутствующей в традиционной системе финансового учета. Управление информационным процессом ставит перед менеджерами все большие требования относительно понимания роли информации и знаний руководителя в области создания информационных систем. Функции управления постоянно усложняются. Так, обычное планирование трансформируется в проблемно-ориентированное планирование, сбыт продукции – в маркетинговую деятельность, финансовый и управленческий учет дополняется интегрированной системой контроллинга. Единая система бухгалтерского учета дифференцируется на подсистемы финансового, управленческого учета и контроллинга.

       Учет  теряет свою независимость и приобретает функцию сервисного обеспечения менеджмента в информации, необходимой для принятия решений. Контроллинг выполняет функции создания, обработки, анализа и передачи системной управленческой информации.

       Функции контроллинга:

  • Установление целей – определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.
  • Планирование – превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования – анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (SWОT-анализ). На основе этого разрабатывают стратегию предприятия, а затем – план. План – это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Для процесса планирования создается нормативно-справочная база, определяются объем и структура необходимой информации, разрабатываются методики составления планов по времени и содержанию;
  • Оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Специфика управленческого учета состоит в ориентации на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений. Для этого определяются потребности системы в информации, разрабатывается система показателей контроллинга и отчетные формы для сбора и обработки данных;
  • Система информационных потоков. Процесс управления рассматривают как процесс преобразования информации: управленческое воздействие – это информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня невозможно.  Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация – это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Информация должна быть достоверной, полной, релевантной, понятной, полезной, своевременной, регулярной.
  • Мониторинг – отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.
  • Анализ планов результатов и отклонений направлен на оценку результатов прошлой деятельности, определение происходящего на предприятии в настоящее время, анализ возможностей предприятия добиться поставленных целей в будущем.
  • Контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия.
  • На основании анализа вырабатывают рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и опасностей контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия.

       Степень проявления и эффективность использования функций контроллинга зависит от таких факторов: масштаб организации, финансовое состояние, понимание руководством важности функций контроллинга, уровень диверсификации производства, виды деятельности, квалификация управленческого персонала, других факторов.

       Интегральной функцией контроллинга есть координация усилий каждого подразделения предприятия и отдела управленческой системы на достижение целей, которые ставит перед собою предприятие в производственной, финансовой и управленческой деятельности.

       Необходимость создания системы контроллинга обусловлена нестабильностью внешней среды и требует:

  • усиления внимания к прогнозированию будущего состояния объектов;
  • ускорения реакции субъектов управления на изменения в деятельности предприятия;
  • разработки и постоянного корректирования стратегических прогнозов и планов.

       В области планирования задачи контроллинга формируются таким образом:

  • создание нормативной базы для прогнозирования развития фирмы;
  • содействие разработчикам стратегических планов в определении целей и направлений развития;
  • координация работ по планированию и составлению бюджетов;
  • участие в определении количественных и качественных параметров работы фирмы;
  • согласование промежуточных целей и планов и складывания общих стратегических планов.

       В области учета задача контроллинга требуют:

  • создание современной системы информационного обеспечения и отчетности;
  • определение специфических потребностей менеджеров в необходимой информации и отчетности;
  • периодического представления информации относительно отклонений фактических показателей от плановых;
  • представление руководству отчетов с объяснением факторов, которые вызвали отклонения;
  • анализ отклонений и обсуждение с заинтересованными лицами.

     В области информационно-аналитического контроллинга необходимо:

  • разработать архитектуру информационной структуры;
  • отобрать показатели, носители информации, каналы их передачи;
  • определить контрольные точки хозяйственной и финансовой деятельности;
  • составить схему сбора и систематизации данных;
  • разработать инструментарий для планирования, учета, контроля, анализа и принятия решений;
  • консультировать менеджеров по вопросам функционирования системы контроллинга.

       Работа работников службы контроллинга должна направляться на такие области контроля: стратегические цели; критические условия внешней и внутренней среды, которые лежат в основе стратегических планов; узкие и слабые места, которые выявлены в процессе планирования и анализа работы предприятия.

       При определении системы подконтрольных показателей необходимо обеспечить такие требования: объем показателей должен быть адекватным сложности объекта управления; показатели планируются в целом по предприятию и по структурным подразделениям; показатели не изменяются на протяжении планового периода (дает возможность сравнения и выявление отклонений);  сравнимость показателей с показателями других предприятий.

       Нужно заметить, что контроллинг не берет непосредственного участия в процессе управления, а выполняет сервисную функцию в нем (собирает, обрабатывает, анализирует и комментирует явления), обеспечивая информацию для менеджеров. Итак, контроллинг находится в таком же положении, как финансовый или управленческий учет, которые являются подсистемами общей информационной системы, которые обслуживают систему менеджмента. Принципиальным отличием контроллинга есть направленность на будущее (стратегическое планирование), без чего невозможно продолжительное существование предприятия в рыночной среде.

 

      4. Взаимосвязь между целями внедрения контроллинга и механизмом их реализации

      В своей диссертации Юсупова С. Я. провела анализ теоретических аспектов применения контроллинга на современном этапе развития, а так же анализ практики ряда промышленных предприятий России, который показал, что в настоящее время сложились благоприятные условия для развития контроллинга, обусловленные:

      1) развитием частного предпринимательства, появлением эффективных собственников;

      2) стабилизацией социально-экономической ситуации и улучшением условий хозяйствования. Отечественные компании получают реальные возможности для внедрения инновационных технологий управлении, основой которых выступает контроллинг как высшее достижение современного менеджмента;

      3) политической стабилизацией и экономическим ростом, что привело к наращиванию иностранных инвестиций, в том числе и прямых. Западные компании, приходя в Россию, используют собственные технологии управления, шире привлекая в менеджмент и российских специалистов;

Информация о работе Контроль и контроллинг в системе маркетинга