Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 12:09, курс лекций
Предметом изучения маркетинга являются потребности, средства их удовлетворения и доведения до потребителей.
Знание теоретических основ позволяет специалистам стимулировать сбыт товаров и услуг, изучать, формировать и прогнозировать спрос, разрабатывать и анализировать ценовую и сбытовую политику организации. Иными словами, применять теоретические знания на практике.
1.Введение......................................................................... стр. 4
2.Сущность и содержание маркетинга………………….стр. 5
3.Этапы развития и концепции маркетинга…………….стр. 11
4.Маркетинг и общество…………………………………стр. 14
5.Стратегическое планирование маркетинга…………..стр. 15
6.Маркетинговая среда…………………………………...стр. 20
7.Потребительские рынки и
покупательское поведение…………………………… стр.23
8.Маркетинговая информационная система
маркетинговые исследования……………….………..стр. 25
9.Основные приемы маркетинга: сегментирование и позиционирование……………………………………..стр. 29
10оварная политика…………………………………..стр. 33
11Ценовая политика……………………………………стр. 37
12Управление каналами распределения……………...стр. 39
13Маркетинговые коммуникации и комплекс продвижения…………………………………………….стр. 45
14.Анализ конкурентной среды и создание конкурентных преимуществ…………………………………………….стр. 51
15.Маркетинг услуг……………………………………..стр. 55
16.Международный маркетинг………………………...стр. 56
17.Список рекомендуемой литературы……………….стр. 58
Управление маркетингом.
Концепция маркетинга – это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых результатов, желаемого уровня сбыта на рынке, а также принципы и методы их решения.
Совершенно
очевидно, что любая деятельность
в сфере маркетинга должна
осуществляться в рамках какой-
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль мероприятий, направленных на установление и поддержание выгодных обменов с покупателями ради целей, поставленных организацией.
Основные задачи управления маркетингом:
- увеличение доли рынка
- рост объёма продаж
- получение прибыли
Управляющий по маркетингу – это должностное лицо, которое занимается анализом, планированием и реализацией намеченных планов, а также осуществляет контроль за выполнением планов. К ним относят управляющих по сбыту, рекламе, специалистов по проблемам ценообразования и т.д.
Задача управления маркетингом – не только спрогнозировать спрос, но и в случае необходимости разработать мероприятия по его изменению.
Проще
говоря, управление маркетингом
– это управление спросом.
А управление спросом
Управление
маркетингом можно
Концепция маркетингового подхода не означает, что компания должна стремиться дать клиентам всё, чего они хотят, цель маркетинга – вовсе не возведение в абсолют удовлетворение потребностей. Одно из самых коротких определений маркетинга – это удовлетворение запросов с выгодой для себя.
А
рекламный гуру маркетинга
Питер Друкер, один из ведущих теоретиков менеджмента, утверждает: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Цель маркетинга – узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга точно соответствовали его требованиям и продавали себя сами».
Задачи маркетинга:
Выявить рынок, разделить его на сегменты, выбрать наиболее привлекательные из них, разработать комплекс маркетинга (товар, цена, продвижение, распространение) и добиться конкурентного преимущества на рынке.
Цели маркетинга:
1.Достижение максимально возможного потребления
2.Повышение потребительской удовлетворенности.
3.Предоставление максимально широкого выбора.
4.Повышение качества жизни (приоритетная цель)
Концепция просвещенного маркетинга.
Маркетинговая деятельность компании должна быть направлена на выполнение всех задач маркетинга в долгосрочной перспективе.
Основана на 5 принципах:
1.ориентация на потребителя
2.принцип инновации
3.повышение ценностной значимости товаров.
4.осознание общественной миссии
5.социально-этичный маркетинг.
Этика маркетинга.
Принципы, правила и нормы поведения сотрудников маркетинговой службы. Маркетинговая деятельность фирм критикуется со стороны общественности. Многие фирмы разрабатывают корпоративную этическую политику.
Процесс
разработки стратегии
Маркетинг помогает при разработке общих стратегических планов в организации и включает в себя: анализ внутренней и внешней среды, планирование и разработка стратегии, организация (процесс преобразование стратегии в действие, направленное на достижение целей), контроль (оценка реализации стратегии).
Существует три стадии маркетингового планирования:
1.составление стратегического плана.
2.управление маркетингом
3.реализация маркетингового плана.
Стратегический план призван обеспечить соответствие между целями фирмы, её ресурсами и возможностями рынка. Основная задача стратегического плана –адаптация фирмы к постоянно меняющимся внешним условиям. Стратегический план является базой для всех остальных видов планов.
Элементы стратегического плана
-Миссия организации – это основное предназначение фирмы, смысл ее существования.
Миссия должна отвечать на следующие вопросы:
-Стратегические приоритеты- это основные целевые ориентиры. Миссия преобразуется в конкретные цели. Например: подразделение международной химической корпорации по производству удобрений , утверждает, что его миссия не в производстве удобрений, а в повышении эффективности сельского хозяйства. Такая миссия порождает иерархию задач, включающих профессиональные цели. Цель, состоящая в повышении производительности сельского хозяйства, обуславливает профессиональную цель компании – разработку новых удобрений, обеспечивающих повышение урожайности. Однако, научные разработки дороги и требуют дополнительных ресурсов, поэтому следующая цель компании – увеличение прибыли. Прибыль можно повысить либо увеличив объемы продаж либо сократить расходы и т.д.
Миссия компании определяет философию предприятия и основные направления деятельности, а стратегические приоритеты- это реальные измеряемые задачи, стоящие перед фирмой.
-Стратегический аудит- сбор важной информации, сведений, использующихся при разработке стратегии. Внутренний аудит- это оценка возможностей фирмы. Внешний аудит- это информация о рынке, конкурентах, потребителях и т. д. Сведения внутреннего аудита: отчёт о прибылях и убытках, оценка ресурсов и т.д.
-SWOT анализ- анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Сильные и слабые стороны определяются внутри компании и к ним относят: техническую и технологическую базу предприятия, уровень профессионализма сотрудников, финансовые ресурсы и т.д. Возможности и угрозы определяются во внешней среде и к ним относят: рынок, активность конкурентов, уровень спроса, экономические показатели.
-Анализ бизнес портфеля – набор видов деятельности и товаров, которыми будет заниматься компания. Эффективный портфель оптимально приспосабливает сильные и слабые стороны компании к возможностям внешней среды. Компаниям следует проанализировать имеющийся портфель и решить, на какие направления деятельности направить больше усилий. Во-вторых, разработать стратегию роста для включения в портфель новых видов товаров или деятельности. Первым шагом при анализе является выявление стратегических элементов бизнеса (СЭБ), которые могут быть филиалом предприятия, товарной группой или отдельным товаром. СЭБ – это направление деятельности, имеющее отдельную миссию. Руководство изучает разные СЭБ и решает, какую прибыль должен приносить СЭБ и на развитие какого СЭБ направить денежные средства.
Методы анализа бизнес-портфеля.
Матрица рост/доля рынка.
Оценка СЭБ с точки зрения темпов роста рынка и относительной доли этих элементов на рынке. При делении на сектора можно выделить следующие категории СЭБ:
1.Тёмная лошадка-новый товар.
2.Звезда-перспективное направление деятельности.
3.Дойная корова- СЭБ, приносящий основной доход.
4.Собака-направление деятельности, не пользующиеся спросом.
Этот метод основан на жизненном цикле товара.
-Разработка стратегии роста. Матрица развития товар/рынок. Стратегия, определяющая действия по завоеванию и развитию рынка и конкурентных преимуществ называется функциональной. Виды функциональных стратегий:
1.Стратегии интенсивного роста. Когда фирма не до конца использует свои возможности. Включает внутренний рост:
а) углубление рынка путём увеличения сбыта существующих товаров на существующих рынках с помощью более эффективного маркетинга,
б) расширение границ рынка (выход на региональный или международный рынок),
в) развитие товара путём увеличения сбыта за счёт выпуска нового товара или модификации существующего.
Внешний рост: интеграционный рост - попытки фирмы поставить под жесткий контроль как систему сбыта, так и своих поставщиков, диверсификационный рост - оправдан в тех случаях, когда отрасль не даёт фирме возможностей для дальнейшего роста и выход за пределы отрасли более привлекателен. Это попытка увеличить доходы за счет выхода с новыми товарами на новые рынки.
2.Стратегии умеренного роста. Основная задача удержать существующие позиции на рынке. Такая стратегия предполагает не вносить существенные изменения в существующие направления и темпы роста и позволяет действовать без особых сложностей и риска.
3.Сокращение масштабов деятельности. Используется фирмами, производящими неконкурентоспособную продукцию. Может происходить сокращение рынка, сокращение линии продукта, контрдиверсификация и т.д.
4.Комбинированная. Предполагает сочетание в различных комбинациях элементов трёх предыдущих стратегий. В рамках такой стратегии одни подразделения компании интенсивно развиваются , другие умеренно, третьи оставляют свои позиции неизменными, четвертые сокращают масштабы деятельности. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному многообразию хозяйственной жизни.
Стратегии конкурентных преимуществ:
1.Стратегия преимущества товара.
2.Стратегия преимущества цены.
Критерий выбора стратегии - наиболее рентабельные условия роста для всей компании. Общую стратегию фирмы определяют отдельные стратегии элементов СЭБ. После определения целей и стратегий, руководство приступает к разработке пакетов функциональных планов.
Анализ рыночных возможностей.
Предполагает: анализ целевой аудитории, анализ конкурентов, анализ потребителей, поиск новых возможностей.
Отбор целевых рынков состоит из 5 этапов:
1.Количественная оценка спроса и его прогноз.
2.Сегментация рынка – деление рынка на группы потребителей со схожими характеристиками
3.Позиционирования товаров на рынке - комплекс мер, благодаря котором товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место.
4.Отбор целевых сегментов. Компании следует выбирать сегменты, в которых она длительное время сможет предоставлять покупателям наивысшую потребительскую ценность. Существует несколько вариантов: концентрация внимания на единственном сегменте, ориентация на покупательскую потребность, охват всего рынка, обслуживание не связанных между собой сегментов.
5.Позиционирование
фирмы относительно конкурентов
Маркетинговый комплекс.
Включает в себя 4 элемента:
-Товар (ассортимент, качество, дизайн, торговая марка, упаковка, обслуживание, гарантия)
-Продвижение (реклама, персональная продажа, стимулирование сбыта, связи с общественностью)
-Цена (по прейскуранту, скидки, срок платежа, условия кредита)
-Распространение ( каналы сбыта, охват рынка, ассортимент, местоположение, складские запасы, транспортировка)
Маркетинговый комплекс- это набор поддающихся контролю маркетинговых инструментов, совокупность которых компания использует для получения желаемой реакции со стороны целевого рынка.
Методы распространения - это всевозможная деятельность компании, благодаря которой товар становится доступен потребителям.
Методы продвижения- это деятельность компании с целью распространения товаров и сведений об их достоинстве.
План маркетинга.
Разрабатывается для каждой товарной группы и отдельных товаров. План маркетинга включает следующие разделы:
1.Резюме – это обзор плана с кратким изложением целей.