Маркетинг: меняющийся рынок, меняющиеся подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 03:28, реферат

Описание

Современный маркетинг развивается в условиях стремительно растущих рынков, рынков, уже перенасыщенных всевозможными товарами, где необходимо прикладывать максимальные усилия для завоевания своей ниши, и ещё большие усилия – для её сохранения. Сейчас, в век передовых инновационных технологий, доступности информации о товарах и услугах, современный потребитель в определённой мере искушён и не удовлетворится простым качественным товаром. Такие товары теряются в своей массе, если их не выделяет какая-либо отличительная черта. В таких условиях компаниям трудно выделиться на фоне общей массы производителей, и здесь не обойтись без средств маркетинга.

Содержание

Введение 3
Маркетинг: меняющийся рынок, меняющиеся подходы 5
Роль потребителя в современном маркетинге 10
Роль конкуренции для современного маркетинга 14
Стратегии современного маркетинга 17
Заключение 22
Список использованных источников 25

Работа состоит из  1 файл

Реф_Марк_Изменения.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    Введение

 

     На  современном этапе уже все предприятия пришли к пониманию того, что любая их деятельность не будет достаточно эффективной без учёта принципов маркетинга. Необходимо учитывать, что маркетинг по сути  выступает не только как система действий, но и одновременно как система мышления, о чём в публикациях по маркетингу часто не упоминается.  Таким образом, лежащий в основе рыночной экономики принцип приоритета потребителя, не закладывается в функциональный аппарат управления предприятием, что и приводит к неудачам компаний.

     В такой ситуации без должной теоретической основы маркетинг предстаёт в искажённом свете и не даёт должных результатов, выступая только как разрозненный набор инструментов для продвижения продаж, используемых с целью подгонки спроса под существующее предложение. Такие заблуждения в маркетинге до сих пор остаются довольно распространенным, мешая его целостному внедрению и, следовательно, эффективному использованию.

     Современный маркетинг развивается в условиях стремительно растущих рынков, рынков, уже перенасыщенных всевозможными товарами, где необходимо прикладывать максимальные усилия для завоевания своей ниши, и ещё большие усилия – для её сохранения. Сейчас, в век передовых инновационных технологий, доступности информации о товарах и услугах, современный потребитель в определённой мере искушён и не удовлетворится простым качественным товаром. Такие товары теряются в своей массе, если их не выделяет какая-либо отличительная черта. В таких условиях компаниям трудно выделиться на фоне общей массы производителей, и здесь не обойтись без средств маркетинга.

     Однако  не следует считать что одним  лишь применением механизмов и средств  маркетинга невозможно добиться желаемого  результата. Необходим маркетинговое  мышление управленческого состава  компании, ведь именно в таком случае управленческие решения будут в действительности соответствовать постоянно меняющимся запросам рынка, опережать потребности, а не формировать их под производство, удовлетворять их, а не убеждать в их удовлетворённости. В этом аспекте, рассмотрение вопросов связанных с изменениями, произошедшими в подходах к маркетингу на современном этапе становится всё более актуальным.

     В этом свете целесообразно обратиться к двум знаковым для современного маркетинга научным работам: к книге  Жана Жака Ламбена «Стратегический маркетинг. Европейская перспектива», а также книге Эла Райса и Джека Траута «Маркетинговые войны». Эти издания не просто констатируют существующее на данный момент положение в маркетинге коммерческих организаций, а и определяют концепции его развития на перспективу. Они по праву считаются основными источниками современных знаний о маркетинге.

       Таким образом, целью данного  реферата является рассмотрение  подходов к изменениям, происходящим  в маркетинге коммерческих организаций  на современном этапе. 

    Маркетинг: меняющийся рынок, меняющиеся подходы

     Мировая экономика, как и экономика каждого  государства подверглась масштабным переменам под влиянием современных  технологий и глобализации. Благодаря  развитию способов передачи информации, в частности – Интернету, повышению открытости экономик большинства стран и либерализации международной торговли, теперь любые компании могут вести конкурентную борьбу друг с другом практически на любом рынке.

     Сейчас  при разработке своей товарной политики компании должны учитывать то, что потребители становятся все более осведомлёнными и образованными, располагают более эффективными средствами получения и передачи информации, как, например, Интернет. Это делает их безусловно  более требовательными при выборе товара.

     Рынки меняются стремительно, и эти изменения уже подстёгивают сами компании, выводя на рынок всё новые и новые товары, используя всё более инновационные технологии. В свете таких стремительных изменений меняются и сами подходы к маркетингу в компаниях. Изучением таких изменений занимались в частности Жана Жака Ламбена в своей книге «Стратегический маркетинг. Европейская перспектива», а также книге Эл Райс и Джек Траут в их книге «Маркетинговые войны».

     Необходимо  отметить, что даже при первом общем  рассмотрении книга Ж.Ж. Ламбена выглядит более теоретизированной. В частности в ней предлагается оптимальное, по мнению автора, определение магкетинга. Хотя в тоже время, книге «Маркетинговые войны» свойственен более прикладной, практический характер. Прежде всего следует рассмотреть описанные в этих книгах  подходы к определению роли маркетинга в коммерческой организации (табл. 1).  
 
 

     Таблица 1 – Роль маркетинга в организации 

Фактор Жан Жак Ламбен Эл Райс и  Джек Траут
Определение понятия «маркетинг» «Маркетинг  – социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя» «Возможно, самое  полное  определение дал в 1973 году Джон А. Говард: маркетинг, по его словам, это процесс, состоящий из: « определения потребностей покупателей, осмысления этих потребностей с точки зрения производственных возможностей организации, доведения этого осмысления до соответствующих лиц в организации, обладающих правом принимать решения,  осмысления ожидаемых последствий с точки зрения определённых ранее потребностей покупателей и доведения этой концепции до покупателей».
Роль  маркетинга в компании «Термин «маркетинг»  – в буквальном смысле процесс продвижения на рынок – акцентирует более «активную» сторону маркетинга в сравнении с «аналитической». Чтобы охарактеризовать эту двойственность, применяют термины «стратегический» и «операционный» маркетинг. Основная цель операционного маркетинга - генерация доходов от продаж, т.е. целевой оборот. Это означает «продавать» и получать заказы на закупку путем использования наиболее эффективных методов продаж при одновременной минимизации издержек. Цель достижения определенного объема продаж трансформируется в производственную программу для отдела операций и в программу хранения и физического сбыта для отдела продаж. Стратегический маркетинг - это прежде всего анализ потребностей физических лиц и организаций, его роль состоит в том, чтобы нацелить фирму на «Компании должны учиться: как бороться со своими конкурентами. Как избегать их сильных сторон. Как пользоваться слабостями.   Организации должны понять, что теперь важна не готовность умереть за свою компанию. Важно умение заставить умирать за свои компании других. Маркетологи всегда ориентировались на покупателей. Они снова и снова предупреждали менеджеров, чтобы и те больше смотрели на клиентов, а не на производство. Маркетологам придется продемонстрировать те же достоинства, коими обладали великие военачальники: мужество, верность и непоколебимость. Истинная природа маркетинга на сегодня есть конфликт между корпорациями, а не удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

   Если в процессе конкуренции  удовлетворяются потребности людей, значит, в интересах общества будет позволить конкуренции продолжать существовать.

Окончание таблицы 1
  привлекательные экономические возможности. Процесс стратегического маркетинга имеет средне- и долгосрочный горизонты планирования.» Но не надо при  этом забывать, что на самом деле представляет собой природа маркетинга.»
Внешняя среда маркетинга «Еще со времен первого нефтяного кризиса в октябре 1973 года фирмы стали действовать в условиях чрезвычайно конкурентной среды, характеризующейся экономической и социальной турбулентностью.»

«Основной причиной новых проблем стал целый  ряд перемен, произошедших в результате структурных изменений в технологии, экономике и рыночной ситуации в сочетании с установлением новых социальных приоритетов.»

«Скорость роста в экономике тесно связана с разработкой новых технологий и возникновением на их базе новых отраслей. Отрасли, занимавшиеся удовлетворением базовых потребностей, достигли насыщения.»

«Возникли новые отрасли, поста-вившие задачу обслуживания благополучного потребителя предметами роскоши, услугами в области отдыха. путешествий, иных видов сервиса. Кроме того, получили развитие высокотехнологичные сектора, представляющие собой магистральные пути экономической экспансии. Именно эти растущие рынки станут главной ареной конкурентной борьбы к началу следующего тысячелетия.

Экология  –  это новый фактор среды для  фирмы, указывающий на появление  у общества новых потребностей.»

«На незанятой  еще территории компания с большим штатом торговых работников, скорее всего, добьется большей доли рынка. После того как рынок поделен, компания с более крупной долей, вероятно, будет продолжать тянуть на себя одеяло, то есть уводить клиентов от более мелкой фирмы.

   Большая компания может позволить себе большие расходы на рекламу, больший исследовательский отдел, большее число торговых точек и т. д.»

 

     Если  детально рассмотреть определения  маркетинга, приводимые в этих книгах, можно заметить, что приоритет  в обоих отдаётся потребностям потребителя, но Эл Райс и Джек Траут приводят определение Говарда с рядом оговорок. Они считают, что пяти приведенных установок всё-таки не достаточно для достижения успеха в маркетинговой политике, добавляя к ним для более полного соответствия маркетинговую конкурентную борьбу.

     Что касается роли маркетинга в управлении компанией, то здесь мнения авторов  двух книг начинают расходиться. Точнее, Ж. Ламбен с одной стороны и  Э. Райс и Дж. Траут – другой по-разному  трактуют роль маркетинга и его место  во внутренних процессах организации. Ламбен акцентирует внимание на том, что маркетинг распадается на два направления, по сути означающие маркетинговые действия (операционный маркетинг) и маркетинговое мышление (стратегический маркетинг). Он утверждает, что операционный маркетинг, хоть и является важнейшим элементом маркетинговой политики любого предприятия, но не может быть в полной мере эффективным без чёткой проработанной стратегии. Операционный маркетинг является определяющим элементом, который непосредственно влияет на краткосрочную рентабельность фирмы. Активность операционного маркетинга – решающий фактор в деятельности фирмы. Роль же стратегического маркетинга – в работе на долгосрочную перспективу.

     Э. Райс и Дж. Траут в свою очередь  акцентируют внимание лишь на активной роли маркетинга в компании. Они утверждают, что маркетинг должен восприниматься как основное средство борьбы с конкурентами, к чему должны быть готовы не только сами маркетологи компании, но и её управленческий состав. Удовлетворение потребностей при этом рассматривается не как цель, а лишь как побочный эффект проведения успешной конкурентной борьбы между участниками рынка.

     При рассмотрении маркетинга с позиций  внешней среды, Ламбен констатирует её агрессивность по отношению к  компаниям, проявляющуюся в бурном развитии технологий, рынков, появлении новых рынков и конкурентов. В тоже время, Райс и Траут выделяют лишь агрессивность конкурентной среды и весь упор маркетинга в его реакции на внешние раздражители сводят к решительным действиям в отношении конкурентов.

     Таким образом, можно сказать, что авторы рассматриваемых изданий демонстрируют  в них два разных подхода к  маркетингу – созидательный, предлагаемый Ламбеном, заключающийся в проработке кратко и долгосрочных планов, и  наступательный, предлагаемый  Райсом и Траутом, заключающийся в ведении маркетинговой конкурентной борьбы.

Роль  потребителя в  современном маркетинге

 

     Рассмотрение  потребностей и потребителей, как  основного источника информации для определения целей производства берёт своё начало ещё за долгие годы до появления маркетинга. Сейчас же потребитель всё больше диктует свои условия на рынке, а маркетологи всё больше внимания уделяют исследованию его потребностей. Рассмотрим позиции Ж. Ламбена и Э.Райса и Дж. Траута относительно потребителей и их потребностей (табл. 2). 

     Таблица 2 – Отношение маркетинга к потребителям и их потребностям 

Фактор Жан Жак Ламбен Эл Райс и  Джек Траут
Отношение к потребностям «Очевидно, что  маркетинг может воздействовать на потребности, хотя они и существовали ранее. Более того, создание желаний, которые нельзя обратить в спрос в силу недостаточной покупательной способности, может оказаться важным источником перебоев и развала в экономике. Именно за это маркетинг ответствен непосредственно, и именно это объясняет необходимость накладывать ограничения на его применение.

Большинство наших потребностей имеет культурное происхождение. Следовательно, существует диалектика потребностей, обусловленная социальной и культурной средой и технологическим развитием. Подобно другим социальным силам маркетинг вносит свой вклад в эту диалектику.»

«Маркетинговые  сражения разыгрываются в умах. В вашем уме, в уме ваших потенциальных покупателей, причем каждый день, без выходных. Маркетинговая война – война исключительно интеллектуальная, и территорию, на которой она происходит, не видит никто и никогда.»
Продолжение таблицы 2
Значение  и роль потребителя «В эпоху  массового маркетинга потребности  покупателей претерпели переход от материалистической нужды в комфорте и безопасности к более высокому уровню личного удовлетворения. Покупатели становятся все более требовательными, они ищут товары и услуги, адаптированные к их особенностям, добиваются полноты информации по закупкам, стремятся к расширению потребления экологически чистых продуктов. Они непосредственно воздействуют на фирмы с помощью консьюмеризма, а также оказывают давление на правительство, побуждая его к усилению контроля и к принятию мер по защите потребителей. Под воздействием указанных перемен традиционные методы массового маркетинга начали утрачивать эффективность.» «Его величество Покупатель правит миром маркетинга с тех самых пор, как закончилась Втораямировая война. Хотя в последнее время начинает казаться, что Его величество мертво. Сегодня на покупателей ориентируются уже все. Знание того, что хотят люди, не слишком-то помогает фирме, если эту потребность уже обслу живает десяток других компаний. Чтобы сегодня добиться успеха, компания должна начать ориентироваться на конкурентов. Она должна искать слабые места в их позициях и устраивать маркетинговые атаки, нацеленные именно туда.»
Роль  инноваций «Фирмы все  в большей степени имеют дело с конкуренцией в инновации, основанной на технологическом прогрессе, которая  все более и более используется как наступательное оружие для завоевания рынка.

В быстро изменяющейся среде фирма должна постоянно оценивать структуру  своей деятельности, принимая решения  о прекращении выпуска товаров, модификации выпускаемых товаров  и запуске новых товаров. Эти решения крайне важны для выживания фирмы и затрагивают не только функции маркетинга, но и другие ее функции. Новые товары оказывают решающее влияние и на прибыли компании.

  • примерно 60-80% удачных нововведений имеет рыночное происхождение против 20-40%,
«Хороший фланговый  маневр должен быть направлен на еще  не оспариваемую территорию. Фланговая  операция не требует участия в  ней какого-то нового товара, которого еще не видел рынок. Однако в нем должен присутствовать некий элемент новизны или эксклюзивности. Необходимо, чтобы потенциальный покупатель счел его новой товарной категорией. Это может казаться неочевидным, но успех фланговой атаки часто зависит от вашей способности создать и поддерживать отдельную товарную категорию. Это не всегда легко, особенно если обороняющийся противник пытается ослабить удар, отрицая существование новой категории.    Традиционная теория маркетинга называет этот подход сегментированием, поиском
Окончание таблицы 2
  исходящих из лаборатории;
  • нововведения, базирующиеся на непосредственном анализе потребностей, в целом более успешны.»
новых сегментов  или ниш. Это очень важное условие. Чтобы предпринять настоящую  фланговую атаку, вам нужно первым занять сегмент. В противном случае операция превратится в наступательные действия на обороняемую позицию.»
 

     Как показывает таблица, Ж. Ламбен в своей  трактовке значения потребностей для  маркетинга компании обращает внимание на то, что потребности развиваются  сообразно развитию общества, и маркетинг  может на них лишь повлиять. При этом, он подчёркивает, что к оказанию такого влияния необходимо относиться с осторожностью: создание потребности, которую потребитель не может удовлетворить в силу недостаточного уровня покупательной способности опасно возникновение дефицитов и дестабилизацией экономики.

     Исследователи Райс и Траут имеют несколько  другой взгляд на проблему формирования потребностей: они рассматривают  потребности также с позиций  конкурентной борьбы, считая их делом  исключительно субъективным. В их понимании компания должна либо сама успеть занять определённую нишу в потребностях, либо вести конкурентную борьбу за неё.

     Рассматривая  самих потребителей, Ж. Ламбен отмечает, что они становятся более требовательным к продукции не только с позиций  качества, но и с позиции всё большей адаптированности к потребностям каждого из них. Потребители желают, чтобы товары были созданы наиболее подходящими, наиболее индивидуальными. Это требует от маркетинга выработки стратегии максимальной диверсификации и специализации товаров.

     Роль  потребителей в маркетинге Райсу и Трауту представляется  менее значительной. Они предлагают уделить потребителям меньше непосредственного внимания, переводя свои усилия на борьбу с конкурентами. Объясняется это тем, что знание потребностей не может ничем помочь фирме, которая является одной из множества одинаковых фирм, работающих на одном рынке.

     Инновации всегда демонстрируют стремление их производителей более полно удовлетворять  потребности. В данном случае подходы  авторов обеих книг в чём-то похожи: и Ж. Ламбен, и Э. Райс и Дж. Траут рассматривают инновации как ключевое преимущество в борьбе с конкурентами. Единственным отличием в данном случае является то, что Райс и Траут не считают обязательным создание собственно технологических инноваций. Они останавливаются на достаточности коммерческих инноваций, то есть, инноваций формирующих новую товарную категорию, без серьёзных изменений в технологиях и технологических процессах. Для этого также можно, по их мнению, использовать и поиск новых рынков, и новых применений товаров и прочее.

     Таким образом, каждый автор подходит к  освещению проблемы удовлетворения потребностей со своей стороны либо утверждая, что потребности лишь можно скорректировать, а к пожеланиям потребителя можно лишь адаптироваться, используя инновации, как это делает Ламбен, либо, как утверждают Райс и Траут, удовлетворение потребностей вообще не должно являться основной целью маркетинга, все его усилия должны быть направлены на конкурентную борьбу, в которой потребитель не играет решающей роли, а инновации не обязательно должны нести в себе какое-либо технологическое новшество.

Информация о работе Маркетинг: меняющийся рынок, меняющиеся подходы