Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:51, курсовая работа
Слово маркетинг в буквальном переводе с английского означает «действие на рынке», «рыночную деятельность». В современной литературе по маркетингу приводится большое количество определений маркетинга. По подсчетам специалистов в современной теории выдвинуто около 2000 определений понятия «маркетинг», каждое из которых охватывает ту или иную его сторону либо делает попытку комплексной характеристики.
Маркетинг – это предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Маркетинг – вид экономической и социальной деятельности, направленный на удовлетворение потребностей и желаний отдельных личностей и групп посредством предоставления товаров и услуг на основе обмена. Маркетинг - любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потреб¬ления, т.е. по удовлетворению потребностей в соответствии с покупательским спросом.
Экономические реформы в России предъявляют новые требования к железнодорожному транспорту с целью укрепления его конкурентной способности на рынке транспортных услуг. Железнодорожный транспорт России всегда занимал ведущее место в перевозках и эта его значимость раньше не требовала от МПС особых усилий в стимулировании спроса на перевозки, тем более, что у нас длительное время эти услуги были в дефиците из-за недостаточного развития сети железных дорог на огромных пространствах страны, неправильного управления, слабой их инфраструктуры и информационной базы.
Переход на рыночные отношения, усиление конкуренции, экономический кризис, резкий спад объёмов перевозок и серьёзные ошибки в стратегии управления экономикой совершенно изменили условия функционирования железных дорог. Появились, на первый взгляд, лишние ресурсы на транспорте, хотя очевидно, что их размеры при нормальной работе экономики не только не лишние, а возможно и недостаточные для полного удовлетворения потребности в перевозках. В то же время, новые условия работы железных дорог теперь требуют новых подходов во взаимоотношениях с клиентурой и в собственном хозяйственном механизме; подходов, основанных на комплексном анализе рыночных механизмов и предложении товаров и услуг, которые востребованы на рынке. Возникает необходимость маркетинговой ориентации в хозяйственной деятельности железнодорожных предприятий.
Деятельность
железнодорожных предприятий
Рынок
транспортных услуг представляет собой
крупную многоотраслевую сферу,
включающую в себя все виды грузового
и пассажирского транспорта: железнодорожного,
автомобильного, морского, речного, трубопроводного,
воздушного, промышленного и городского.
Транспорт представляет собой связующее
звено между производителями
и потребителями товаров, то есть
сферу услуг, без которой рынок
и рыночные отношения невозможны.
Очевидно, что каждый из видов транспорта
в силу своих особенностей имеет
свою специфику и, следовательно, имеет
место конкуренция в
Основополагающими принципами управления маркетингом на железнодорожном транспорте являются:
целенаправленность - ориентация на долгосрочную перспективу, а не на сиюминутную выгоду;
объективность - непредвзятое изучение условий функционирования железных дорог: макроокружения, микроокружения и внутренней среды железнодорожного транспорта;
оперативность - своевременное реагирование на изменение существующего и потенциального спроса;
гибкость - адекватное приспособление транспортного производства к требованиям рынка, к структуре спроса на перевозки;
ориентация на интересы потребителей транспортных услуг, учет конкретных «тонких» требований клиентов, обеспечивающий их удержание и привлечение на железнодорожный транспорт;
инновационность - постоянное совершенствование продукта и его составных элементов, разработка новых видов транспортных услуг и технологий перевозок;
активность - целенаправленное воздействие на объекты исследований: транспортный рынок, спрос на перевозки железнодорожным транспортом;
продуктивность
- ориентация на конечные результаты: оптимальный
уровень транспортной составляющей
в конечной цене продукции, прибыль,
рентабельность, сроки доставки, сохранность
грузов, безопасность движения.
3. Разработка маркетингового плана для железнодорожного предприятия
Подробный
маркетинговый план должен содержать
следующие разделы: аудит макросреды
и микросреды предприятия, текущее
состояние рынка и анализ сильных
и слабых сторон предприятия (SWOT-анализ),
задачи и проблемы, маркетинговые
стратегии и маркетинговый
Факторы макросреды маркетинга железнодорожных предприятий можно объединить в следующие группы: демографические, экономические, политические, экологические, научно-технические и факторы культурного окружения.
Наиболее
сильным демографическим
Самое
радикальное воздействие на маркетинг
железнодорожных предприятий
К
политическим факторам макросреды железнодорожного
предприятия можно отнести
К
экологическим факторам, оказывающим
влияние на деятельность железнодорожных
предприятий можно отнести
К
факторам культурного окружения
можно отнести положительное
отношение людей к
Основными факторами микросреды маркетинга железнодорожных предприятий являются клиенты, поставщики и конкуренты. К клиентам предприятий относятся заказчики, плательщики и потребители предлагаемых услуг. Поставщики подразделяются на перевозчиков («Российские железные дороги») и поставщиков сопутствующих услуг. Поставщики сопутствующих услуг - специализированные компании или государственные организации, выполняющие отдельные операции, не входящие в состав перевозочного процесса, но связанные с его подготовкой и осуществлением. К поставщикам сопутствующих услуг относятся: страховые компании, таможенные брокеры, склады, порты, перевалочные пункты и др.
К
конкурентам железнодорожных
Для получения данных, используемых в SWOT-анализе необходимо проведение маркетинговых исследований. Под маркетинговыми исследованиями понимается процесс поиска, сбора, анализа, оценки и отображения информации по различным аспектам внешней и внутренней среды железнодорожного транспорта, связанным с производством и реализацией транспортной продукции. Процедуру маркетингового исследования, состоящую из комплекса последовательных частных действий можно представить в виде следующих основных этапов:
1) Разработка концепции исследования - определение целей, постановка проблемы, формирование рабочей гипотезы, определение системы показателей.
2) Получение и анализ эмпирических данных - разработка рабочего инструментария, процесс получения данных, обработка и анализ данных.
3) Результаты и основные выводы исследования - оформление результатов исследования, формирование выводов и рекомендаций.
На
этапе сбора данных необходимо определить
вид интересующей информации и способы
ее наиболее эффективного получения. При
этом совокупность необходимых данных
в системе маркетинговых
Первичные
данные представляют собой информацию,
собранную впервые для
Под наблюдением понимается процесс, который: служит определенной исследовательской цели; происходит планомерно и систематически; подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.
Опрос - самая важная и распространенная форма сбора данных в маркетинге, во время которого выясняют позиции людей или получают ответы на какие-либо вопросы. Существует 2 основных форм опроса - письменный опрос (или анкетирование) и устный опрос, который подразделяется на: личное интервью и телефонное интервью.
Экспериментом
называется исследование, при котором
должно быть установлено, как изменение
одной или нескольких независимых
переменных влияет на одну (или многие)
зависящую переменную. Для принятия
решений необходимо располагать
информацией о
Другой класс методов, используемых при проведении маркетинговых исследований, представляют экономико-математические методы.
Проведя SWOT-анализ, предприятие определяет задачи и проблемы, которые необходимо решить при выполнении маркетингового плана. Задачи следует формулировать в виде конкретных целей, с указанием величин показателей, которых компании хотелось бы достичь в течение рассматриваемого периода. (Например, увеличить долю рынка до 15%, если текущая доля рынка составляет 10%).
Далее составляется маркетинговая стратегия, используемая для достижения поставленных целей. Маркетинговая стратегия - это логическая схема маркетинговых мероприятий, с помощью которой компания надеется выполнить свои маркетинговые задачи. Маркетинговая стратегия должна уточнить сегменты рынка, на которых компания планирует сосредоточить свои усилия.
При проведении сегментации важно иметь в виду, что в целом смысл сегментации состоит не просто в выделении групп потребителей как таковых, а в поиске целевого сегмента рынка, для которого продукт или в данном месте, в данное время и в данных условиях подходит наилучшим образом. Потенциальные клиенты железнодорожного предприятия могут группироваться по географическому, демографическому, психографическому и поведенческому признакам.
Географические - определение целевых групп по географическим признакам.
Возможные потребители продукта группируются по регионам проживания и по численности жителей в населенном пункте. Определяется местожительство данной целевой группы (области или республики в составе РФ, районы и города областного подчинения, районы городов и т. д.). Существуют рынки региональных, российских и зарубежных железнодорожных перевозок.
Демографические - определение целевых групп по демографическим признакам. Потребители группируются по возрастным группам, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования и религиозным убеждениям. Здесь, в первую очередь, можно выделить рынки грузовых и пассажирских перевозок.