Маркетинг в различных сферах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение маркетинга с различных сферах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить понятие и сущность маркетинга;
- рассмотреть функции и цели маркетинга;
- определить основные виды маркетинговой деятельности;
- исследовать маркетинг в отраслях промышленности;
- изучить маркетинг в социально-культурной сфере;
- проанализировать маркетинг в сфере услуг;
- рассмотреть тенденции развития маркетинга;
- изучить маркетинг в современной России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения маркетинговой деятельности……………..5
1. Понятие и сущность маркетинга………………………………………...5
2. Функции и цели маркетинга……………………………………………...8
3. Основные виды маркетинговой деятельности………………………...12
2. Маркетинг в различных сферах деятельности……………………………….16
1. Маркетинг в отраслях промышленности………………………………16
2. Маркетинг в социально-культурной сфере…………………………..21
3. Маркетинг в сфере услуг………………………………………………..25
3. Современные тенденции маркетинговой деятельности……………………..31
1. Тенденции развития маркетинга………………………………………..31
2. Маркетинг в современной России……………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

маркетинг в различных сферах деятельности.docx

— 80.11 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты изучения маркетинговой деятельности……………..5
    1. Понятие и сущность маркетинга………………………………………...5
    2. Функции и цели маркетинга……………………………………………...8
    3. Основные виды маркетинговой деятельности………………………...12
  2. Маркетинг в различных сферах деятельности……………………………….16
    1. Маркетинг в отраслях промышленности………………………………16
    2. Маркетинг в социально-культурной сфере…………………………..21
    3. Маркетинг в сфере услуг………………………………………………..25
  3. Современные тенденции маркетинговой деятельности……………………..31
    1. Тенденции развития маркетинга………………………………………..31
    2.   Маркетинг в современной России……………………………………...35

Заключение………………………………………………………………………….38

Список  использованной литературы……………………………………………...40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность выбранной темы. Маркетинг как система состоит из совокупности следующих элементов: целей, принципов, функций, методов, внутренней и внешней среды, комплекса маркетинга. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.

     В процессе маркетинговой деятельности осуществляется выбор наиболее подходящих рынка и потребителя и способа  управления ими. Признавая рынок  и потребителей объектами управления, надо иметь в виду, что они в  значительной мере сами управляют деятельностью  предприятия. Следовательно, маркетинг  правомерно рассматривать и как  управляющую, и как управляемую  систему.

     Управление  маркетингом затруднено в связи  с тем, что на маркетинговую деятельность оказывает влияние большое число  факторов, которые довольно сложно предвидеть. И тем не менее благодаря  управлению все элементы маркетинга объединяются в систему.

     В современном развитии производства маркетинг рассматривается как  ведущая функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную политику предприятия. Цель комплексной  системы управления, основанной на принципах маркетинга, - обеспечение  решения поставленных предприятием задач (научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.).

     Маркетинг, как система управления, и как  особая деятельность в частности  должна обеспечивать:

  • надежную, достоверную информацию о рынке, структуре и динамике потребности и спроса, вкусах и желаниях потребителей, то есть информацию о внешних условиях функционирования предприятия;
  • создание такого товара, товарного ассортимента, который соответствует требованиям рынка, лучше, чем товар конкурента удовлетворяет спрос, решает проблему потребителя;
  • необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль над сферой реализации.

     Маркетинг, как инструмент повышения обоснованности принимаемых хозяйственных решений  по различным вопросам производственной, научно-технической, финансовой и сбытовой политики, должен занимать ведущее  место в системе управления предприятием.

     Степень разработанности  темы. Данная тема подробно изучена известными маркетологами, как российскими, так и зарубежными.  Среди них такие, как

     Целью курсовой работы является изучение маркетинга с различных сферах деятельности.

     Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

     - изучить понятие и сущность маркетинга;

     - рассмотреть функции и цели маркетинга;

     - определить основные виды маркетинговой деятельности;

     - исследовать маркетинг в отраслях промышленности;

     - изучить маркетинг в социально-культурной сфере;

     - проанализировать маркетинг в сфере услуг;

     - рассмотреть тенденции развития маркетинга;

     - изучить маркетинг в современной России.

     Объектом исследования является маркетинговая деятельность.

     Предметом исследования является механизм маркетинговой деятельности в различных областях деятельности человека.

     Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили монографии, учебные пособия, статьи периодической печати на выбранную автором тему.

     Практическая  значимость работы. Данную работу можно использовать для ознакомления с теоретическими основами маркетинга, а также с особенностями маркетинговой деятельности в промышленной, социально-культурной сфере и сфере услуг.

       Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех частей с подпунктами, заключения и списка использованной литературы. В первой части изучаются теоретические аспекты маркетинга. Во второй части рассматриваются особенности маркетинга в различных сферах деятельности. В заключительной третьей части исследуются тенденции развития маркетинговой стратегии, в частности в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Теоретические аспекты изучения маркетинговой деятельности
 
     
    1.   Понятие и сущность маркетинга
 

     Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке [5, c.167].

     Потребитель выдвигает свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего  машин и оборудования) и тем  самым создает предпосылки для  распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать  конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет  высокие требования к качеству и  конкурентоспособности продукции. Отсюда: производитель уже целенаправленно  ставит задачи перед научно-техническими разработками, требуя, чтобы их проекты  отвечали определенным условиям, рассчитывает ориентировочно издержки производства, уровень цены, определяет наиболее рациональную технологию производства, включая межфирменное и внутрифирменное  кооперирование.

     Требования  к продукту, диктуемые потребителем, обусловливают необходимость использования  наиболее оптимальных структур управления, сочетания в управлении принципов  централизации и децентрализации, более полного учета требований потребителей в производственной программе, обеспечения ускорения научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности, осуществления программно-целевого подхода к выработке и принятию управленческих решений. При этом остро встает задача обеспечения эффективного взаимодействия на разных уровнях управления таких функций, как маркетинг, планирование, контроль, организация, руководство. Особое значение приобретают стимулирование производства новых видов продукции, усиление роли договорных отношений и заключение контрактов, где заранее фиксируются все обязательства поставщика продукции, возлагаемые на него покупателем (потребителем).

     Осуществление маркетинговой деятельности выступает  как объективная необходимость  ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь  отражается и постоянно усиливается  тенденция к планомерной организации  производства в целях повышения  эффективности функционирования фирмы  в целом и ее хозяйственных  подразделений.

     Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать  конкретные текущие и главным  образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной  деятельности; определять ассортимент  и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.

     Маркетинг является составной частью менеджмента, представляющего систему управления предприятием" на основе современных методов в целях постоянного совершенствования его работы и достижения максимального конечного хозяйственного результата на рынке.

     Менеджмент  имеет, таким образом, две основы: инновации и маркетинг. В последнее время во всем мире преобладающую роль стал играть именно маркетинг, обеспечивающий процесс согласования реальных возможностей предприятия с запросами рынка в целях максимального удовлетворения потребителей, учета интересов предприятия и покупателей [10, c.87].

     Особенностью  является то, что маркетинг нельзя ввести в действие указом президента или постановлением другого органа власти. Он внедряется в деловую  жизнь, когда в нем появляется потребность. Хотя рынок у нас  только формируется, перед каждым банком, предпринимателем, каждой компанией  встают вопросы: какие услуги оказывать  и какой клиентуре, что производить, исходя из имеющегося потенциала, для  кого выпускать (кто будет потребитель), по каким ценам продавать, какой  уровень качества товаров и услуг, обслуживания клиентуры необходим  при возрастающей конкуренции и  т.д. Ответы на них дает маркетинг [10, c.88].

     Таким образом, понятие и сущность маркетинга заключается в следующем: производить и продавать нужно только то, что требуется рынку, а не навязывать покупателю то, что уже произведено. 

     
    1. Функции и цели маркетинга
 

     К функциям маркетинга относятся:

     - комплексное изучение и прогнозирование рынка, его требований, также как и всей внешней по отношению к фирме  среды;

     - реальная оценка фирмой своих производственно-сбытовых,  экспортных и иных возможностей;

     - разработка долгосрочной стратегии маркетинговой деятельности с определением ее целей, задач, ресурсов и механизма практической реализации;

     - планирование товарной политики, управление ассортиментом товаров и услуг исходя из требований рынка и потенциала предприятия;

     - формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС);

     - планирование и организация сбыта;

     - управление маркетинговой деятельностью и контроль за нею.

     Реализация  этих функций создает условия  для успешной хозяйственной деятельности банков и предприятий.

     Маркетинг - магистральная хозяйственная функция  фирмы   -   означает   системный   подход   ко   всей производственно-сбытовой деятельности, с четко определенными целями и скрупулезно разработанными мерами по их достижению, с соответствующим организационно-управленческим, материальным, финансовым и техническим механизмом для реализации намеченного.

     Универсальной формулы или схемы организации  работы в сфере маркетинга не существует, как нет и единой схемы для  построения системы маркетинга. Обозначим  главные цели маркетинговой деятельности.

     Во-первых, это обеспечение оптимальной  пропорциональности между спросом  и предложением продукции определенного  вида и ассортимента благодаря гибкому  реагированию на его динамику и маневрированию имеющимися ресурсами.

     Во-вторых, это - формирование системы договорных и рыночных отношений со всеми  элементами и структурами производства и потребления как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Информация о работе Маркетинг в различных сферах деятельности