Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель работы: анализ и разработка маркетинговой стратегии предприятия, специализирующееся на рынке молочных продуктов, ЗАО "Аллат" для улучшения его положения на рынке и увеличения прибыли при минимальных затратах.
Задачи курсовой работы:
Проведение маркетингового исследования; Оценить интенсивность конкуренции;
Определение географических границ рынка; Влияние активности сегментов рынка на рыночную долю конкурентов;
Количественное и стоимостное распределение продуктов предприятия и конкурентов по магазинам;
Введение……………………………………………………………………....5стр.
1.Проведение маркетингового исследования………………………………7 стр.
2.Оценка интенсивности конкуренции…………………………………….13стр.
3.Определение географических границ рынка…………………………….17стр.
4.Влияние активности сегментов рынка на рыночную долю конкурентов………………………………………………………………….19стр.
5.Количественное и стоимостное распределение продуктов предприятия и конкурентов по магазинам………………………………………………….21стр.
6.Анализ ценовой политики конкурентов и разработка ценовой политики предприятия………………………………………………………………….24стр.
7.Оценка выбора маркетинговой стратегии…………………………….....28стр.
Заключение………………………………………………………………...33стр.
Список литературы…………………………………………………………34стр.
Приложении………………………………………………………………..35стр
R = Pr/ Ex
Рентабельность рынка показывает уровень активности конку-
рентной среды предприятий и отражает степень их «свободы» в из-
влечении прибыли. Чем рентабельность выше, тем меньше давление
конкурентной среды и, следовательно, ниже интенсивность конку-
ренции и, наоборот. Данный вывод может быть обобщен в виде фор-
мулы.
UR =1−R, (5)
где UR – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий
уровень рентабельности рынка.
UR=1-0,195=0,805
Для удобства проведения сравнительного анализа интенсивности конкуренции на различных рынках (сегментах рынка) и оценки
их привлекательности (с точки зрения конкурентной активности)
представляется полезным оперирование обобщенной характеристи-
кой интенсивности конкуренции, которая дает возможность уточнить
результаты анализа
отдельных элементов
приятия :
U =3√ US*Ut *UR,
где U – обобщенный показатель интенсивности конкуренции,
0 < U < 1. Чем ближе U к единице, тем выше интенсивность конку-ренции.
Используя приведенные примеры, обобщенный показатель U
можно определить как:
U= 3√0,586+0,61+0,805=0,66
По произведенным расчетам можно сказать, что уровень конкуренции близок к среднему
3.Определение географических границ рынка:
Рынок молока очень широк, и границы его велики, поэтому мы возьмем более узкий масштаб, рынок города Уфа.
таблица 5
Название магазина |
Адресс |
Азалия |
ул. Центральная 53, |
Айгуль |
ул. Цурюпы 91, |
Березка |
ул. Чапаева 26, |
Век |
ул. Свободы 48, |
Виктория |
ул. Ленина 20, |
Водолей |
ул.Шоссейная 11, |
Дворик |
ул. Авроры 5/12, |
Домино |
ул. Менделеева 207, |
Изобилие |
ул.К.Маркса71, |
Йондоз |
ул.З.Валиди 45, |
Камилла |
ул.М.Жукова 7, |
Киви |
ул.Ю.гагарина 10/3, |
Корзина |
ул.Лесотехникума 24/1 |
Ляйсан |
ул. Центральная 1664/1, |
Магазин№17 |
ул.Револиционная 31, |
Магнит |
ул. Набережная 67, |
ул.Ад.Макарова 24, | |
ул.Кольцевая 129, | |
ул.гафури 13, | |
ул.Айская 52/1, | |
ул.Менделеева 153, | |
Матрица |
ул.Революционная 52, |
ул.Р.Зорге 21, | |
ул.Первомайская 70, | |
ул.Б.Бикбая 26, | |
ул. 50 лет октября 15/1, | |
ул.М.Жукова 10, | |
ул.Кирова 91, | |
Незабудка |
ул.Менделеева 171/3 |
Пятерочка |
ул. 50 лет СССР 42/1 |
ул.Н.Ковшовой 10, | |
ул.Ак.Королева 2, | |
ул. Проспект Октября 70/1, | |
ул.Российская 98/1, | |
ул.Гафури 101, | |
ул.Чернышевского 127, | |
ул.Робкоров 5/5, | |
ул.С.Перовской 50, | |
ул.Менделеева 1, | |
ул.Вологодская 32/1, | |
ул. Черниковская 79, | |
Ралина |
ул. Ю.Гагарина 52/1 |
Рататуй |
ул .М.Жукова 3/1, |
У бабушки |
ул. Проспект октябра 9, |
Уныш |
ул.Ю.Гагарина 4/1, |
Черниковск |
ул.Первомайская 9, |
Эверест |
ул.Молодежный бульвар 2, |
В целом можно сказать, что товар хорошо распространяется по всему городу Уфа, по известным магазинам и не очень, а торговые точки рассматриваемого товара находятся в зоне доступности для потребителя.
4.Влияние активности сегментов рынка на рыночную долю конкурентов
Рынок состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по различным характеристикам. Поэтому различные сегменты рынка оказывают неодинаковое влияние на реализацию продукции предприятия и его конкурентов, а, следовательно, и на динамику рыночной доли
Расчет величин факторов ведется следующим образом.
Фактор прироста рыночной доли исследуемой товарной марки за счет собственных усилий составит:
GSо=0,5*[ S1 - S0+ TО1 / (TО1 + TK0)- TО0/ (TО0+ТК1)];
где GSо – фактор прироста доли товарной марки на рынке в ис-
следуемом (отчетном) периоде; S1 и S0– соответственно доли рынка
исследуемой марки в исследуемом (отчетном) и предыдущем (базо-
вом) периоде; TО1 и TО0 – продажи исследуемой товарной марки в
исследуемом (отчетном) и предыдущем (базовом) периоде; TK1 и
TK0– продажи всех конкурирующих марок в исследуемом (отчетном)
и предыдущем (базовом) периоде.
Фактор прироста рыночной доли исследуемой товарной марки за счет изменения позиции конкурентов составит:
GSо=0,5*[ S1 - S0+ TО0/ (TО0+ТК1)-TО1 / (TО1 + TK0)]
Причины влияния этих факторов, характеризующие ситуацию на рынке, отражены в таблице 6.
таблица 6
Vпродаж (руб.) |
||||
Базовый период 2008 год. |
Отчетный период 2009 год |
S0 |
S1 | |
С большой буквы |
91800 |
139932 |
0,32 |
0,3 |
Давлеканово |
59220 |
108000 |
0,2 |
0,23 |
Веселый молочник |
55440 |
89100 |
0,19 |
0,19 |
В клеточку |
46440 |
78120 |
0,17 |
0,17 |
Честное коровье |
36000 |
52020 |
0,12 |
0,11 |
Σ |
288900 |
467172 |
1,0 |
1,0 |
GS0=0,5*[(0,17-0,17+(78120/
GSk=0,5*[0,17-0,17+(46440/
таблица 7
Фактор А => |
Динамика рыночной доли предприятия в результате изменения его продаж | ||||||
Фактор Б |
GSO >0 |
GSO = о |
GSO <0 | ||||
Динамика рыночной доли предприятия в результате изменения продаж конкурентов |
GSк>0
|
S>0 Врезультате одновременного увеличения выручки предприятия и уменьшения выручки конкурентов |
S>0 исключительно за счет уменьшения выручки конкурентов
|
S>0 | S<0 за счет более резкого уменьшения выручки конкурентов 1 предприятия |
S = 0 за счет «помощи» конкурентов | ||
GSк = 0 |
S=>0 исключительно за счет увеличения выручки предприятия |
S = 0 из-за отсутствия изменений в объемах реализуемой продукции |
S<0 исключительно за счет уменьшения выручки предприятия | ||||
GSк <0
|
врезультате более активного сбыта |
S=0 из-за «давления» конкурентов |
S<0 исключительно за счет увеличения выручки конкурентов |
S<0 В результате одновременного уменьшения выручки предприятия и увеличения выручки конкурентов | |||
S>0 продукции |
S <0 конкурентов |
Результатом данного анализа является вывод: влияние активности сегментов рынка на рыночную долю предприятия в результате более активного сбыта продукции.
5.Количественное и стоимостное распределение продуктов предприятия и конкурентов по магазинам
Количественное распределение – это отношение числа магазинов, имеющих в продаже товары данной марки (в том числе и тех, где на момент исследования данные товары временно отсутствуют), к общему числу торговых точек, реализующих данный вид товаров.
Стоимостное распределение – это отношение стоимостного объема продаж товара данной марки в пунктах его продажи к стоимостному объему продаж всех товаров данного типа.
Доля рынка, занимаемая каждой маркой (объем продаж товара
данной марки к объему продаж товаров всех марок) выражается:
1)Веселый молочник: 57/303=18,8%
2)С большой буквы «М»: 99/303=32,7%
3)В клеточку: 52/303=17,2%
4)Честное коровье: 35/303=11,6%
5)Давлеканово: 60/303=19,8%
таблица 8
Пункты продажи |
всего | |||||
Магнит ул.Набережная 67, |
Эверест ул.Молодежный бульвар 2, |
Уныш ул.Ю.Гагарина 4/1, |
Пятерочка ул.Ак.Королева 2, |
Матрица ул.Б.Бикбая 26, | ||
Веселый молочник |
12 |
Нет сведений |
Нет сведений |
20 |
25 |
57 |
С большой буквы «М» |
25 |
20 |
14 |
20 |
20 |
99 |
В клеточку |
15 |
Нет сведений |
Нет сведений |
20 |
17 |
52 |
Честное коровье |
10 |
10 |
Нет сведений |
15 |
нет сведений |
35 |
Давлеканово |
Нет сведений |
Товар временно отсутствует |
25 |
20 |
15 |
60 |
всего |
62 |
30 |
39 |
95 |
77 |
303 |
Количественное распределения позволяет определить степень распределенности товаров каждой марки внутри торговой сети.
1)Веселый молочник: 3/5=60% (нормальный показатель)
2)С большой буквы «М»: 5/5=100%(очень хороший показатель)
3)В клеточку: 3/5=60%(нормальный показатель)
4)Честное коровье: 3/5=60%(
5)Давлеканово: 3/5=60%(нормальный показатель)
Стоимостное распределение-индикатор качества торговой сети: оно позволяет выяснить степень присутствия данной марки товара в магазинах с продажами выше и ниже среднего уровня.
1)Веселый молочник: (62+95+77)/303=77,23%
2)С большой буквы «М»: (62+30+39+95+77)/303 =100%
3)В клеточку: (62+95+77)/303=77,23%
4)Честное коровье: (62+30+95)/303=61,72%
5)Давлеканово: (39+95+77)/303=69,64 %
Можно сделать следующие выводы:
Молоко «Веселый молочник» занимает небольшую долю рынка, присутствует во многих магазинах. Молоко данной марки имеет хороший показатель стоимостного распределения.
Молоко «С большой буквы «М»» захватывает большую часть рынка, товар представлен во многих торговых точках, а также крупнейшие торговые центры имеет в своем ассортименте товары этой марки, об этом свидетельствует высокий показатель стоимостного распределения. В свою очередь это можно объяснить тем фактором, что молоко имеет большой спрос, и по словам продавцов товар уходит с прилавков на «УРА!!» Следовательно, чем больше спрос, тем больше товар распределяют по торговым точкам.
Молоко «В клеточку» занимает относительно среднюю долю рынка, при этом имеет хорошие показатели количественного и стоимостного распределения. Товар не имеет выдающихся качеств и стоит практически на одном уровне с тремя видами молока.
Молоко «Честное коровье» Товар данной марки является отстающим среди рассматриваемых марок, так как имеет самые маленькие показатели. Хотя, несмотря на это, товар довольно-таки неплохо распространяется внутри торговой сети и имеет удовлетворительное стоимостное распределение.
Молоко «Давлеканово». Товару данной марки присуждается по праву второе место на рынке: имеет хорошее количественное и стоимостное распределение.
Таким образом, наблюдается
уже давно известная тенденция:
при хорошем и грамотном
Молоко «В клеточку» наилучшим образом распространяется
в крупных и известных торговых сетях
(Пятерочка, Матрица, Магнит), в отличие
от мелких, частных магазинах (Эверест,
Уныш и т.д.)