Маркетинговое исследование рынка Анапа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапе.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
- рассмотреть туристско-ресурсный потенциал города Анапы;
- провести маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа.

Объектом исследования выступает город-курорт федерального значения Анапа Краснодарского края как туристский регион с устойчивой специализацией.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления формированием и развитием регионального туристского комплекса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Туристско-ресурсный потенциал города Анапы……………………….6
1.1. Общие сведения о городе Анапе………………………………………....6

1.2. Маркетинговое исследование туризма на курорте Анапа………………8

1.3. Маркетинговое исследование инвестиционной деятельности, средств размещения и транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае и городе Анапе………………………………………………………………………..............13

2. Маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа……………………………………………………………………….22

2.2. Исследование достопримечательностей и гостиницы Анапы………...22
2.2. Обзор основных экскурсий в городе Анапа…………………………….26

2.3. Исследование спроса на экскурсионные услуги города Анапы среди российских туристов ………………………………………………………………31

Заключение…………………………………………………………………...37

Список использованной литературы……………………………………...39

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая дораб.. Маркетинговое исследование рынка туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)

    В этом смысле город Анапа больше похож на Геленджик, где внушительный по своему абсолютному значению туристский поток не находит должного удовлетворения в услугах коллективных средств размещения и минигостиниц и вынужден “прятаться” в частном секторе. О неготовности туристско-рекреационного мезорайона Анапы принимать имеющийся на 2009 год объем отдыхающих свидетельствует и то, что туристы, выбравшие в качестве места проведения следующего отпуска другой курорт, назвали основную причину этого – высокие цены (при этом процент туристов с такой мотивацией был в Анапе большим, чем в Ейске, Геленджике и Сочи (рисунок 2)).

    Рисунок 2. Мотивация неудовлетворенных туристов некоторых городов-курортов Краснодарского края.

    Как известно равновесная рыночная цена формируется соотношением предложения  и платежеспособного спроса. При  этом качество предоставляемых услуг  может не соответствовать ожиданиям потребителей, а может и соответствовать. Тот факт, что неудовлетворенность сервисом у туристов Анапы ниже аналогичных показателей других курортов Кубани и значительно ниже неудовлетворенности ценой, свидетельствует о том, что в целом предприятия туротрасли Анапы работают на приемлемом для большинства отдыхающих уровне, однако обоснованно пользуются превышением спроса над предложением и повышают стоимость оказания услуг в моменты пиковой туристской нагрузки.

    В связи с этим можно выделить две  основные, насущные, проблемы курорта:

    1) нехватка профессиональных продавцов  на рынке услуг по размещению (из 1400 тыс. посетителей Анапы в 2009 году только 300 тыс. были приняты коллективными средствами размещения);

    2) крайне неравномерно распределенный  в течение года туристский поток.

    Бум ввода в действие туристских гостиниц в некоторых городах Кубани пришелся на 2008 год (таблица 5), в то время как в Анапе, по оценкам экспертов, он наступит не раньше 2011. Происходит это потому, что между моментом принятия решения о первоначальном инвестировании и вводом в эксплуатацию существует временной лаг примерно в 1,5 - 2 года для минигостиниц и 3 года для коллективных средств размещения. Ранее Анапа был менее привлекателен для туристов, приезжающих из-за пределов Краснодарского края, по сравнению с другими дестинациями, поэтому и инвестиции пришли позже.

    Таблица 5.

      Число гостиниц и аналогичных  средств размещения по отдельным  городам и районам края.

  2006 2007 2008 2009
 
Всего по краю

Анапа

Геленджик

Краснодар

Новороссийск

Сочи

160

4

3

18

3

25

144

6

2

13

2

26

159

6

3

19

6

23

381

29

5

29

13

176

    Многие  инвесторы связывают ввод аэропорта  Анапы в эксплуатацию, намеченный на весну 2010 года, с ростом стоимости  услуг санаториев, гостиниц и аналогичных средств размещения. Сейчас темпы роста цен на их услуги составляют примерно 15-20% годовых. При этом явной корреляционной зависимости между стоимостью услуг по размещению (если ее вообще можно выявить для цен, меняющихся в зависимости от сезона в 2 раза) и ожиданием ввода в эксплуатацию Анапского аэропорта нет. Скорее рост цен объясняется ежегодным ростом потока отдыхающих (все-таки количество туристов увеличилось с 500 тыс. человек в 2000 году до 1400 тыс. в 2009).

    Учитывая  закономерный рост прибытий туристов в Анапу после начала работы аэропорта, можно ожидать некоторое ускорение темпов роста цен на гостиничные услуги, но в целом такой рост будет не на много превышающим уже имеющиеся на данный момент темпы. В пользу данного утверждения свидетельствует то, что существующие тенденции роста привлекательности Анапы как туристской дестинации для жителей других регионов РФ сложились достаточно давно (5-7 лет назад), когда не было даже проекта реконструкции аэропорта.

    Однако  совсем отрицать важность появления  новых аэроворот нельзя. Администрация города связывает с появлением аэропорта следующие ожидания:

    а) появление воздушных ворот позволит разгрузить автотрассы и улицы города от иногороднего транспорта;

    б) к 2010 году ожидается увеличение общего количества отдыхающих, пребывающих на курорт Геленджик, до 2,5 млн. человек, из которых до 500 тыс. будут прибывать посредством авиатранспорта (сейчас примерно 250 тыс. отдыхающих прибывают ежегодно в Анапу с использованием авиатранспорта через аэропорты Геленджика и Краснодара (см. рис. 3)).

    в) реконструкция аэропорта и связанные с этим факторы увеличат по прогнозам налоговые поступления в местный бюджет на 135 млн.рублей в год (30% бюджета). Местный бюджет получит от курортного бизнеса дополнительно около 50 млн. рублей;

    г) аэропорт создаст около тысячи новых рабочих мест;

    д) появятся новые мощности в части коммунальной инфраструктуры для перспективного строительства объектов курортного и жилищно-гражданского назначения;

    е) будут привлечены инвестиции на строительство туристско-рекреационных объектов премиум-класса, в том числе 4-, 5-звездочных отелей.

    Рисунок 3. Распределение туристов по способу прибытия на курорт.

    Пик заполняемости индивидуальных средств  размещения падает на июль и август (33% и 39% туристов соответственно). Намного меньше (17%) приходится на июнь, и совсем мало (10%) – на другие месяцы (в основном май, сентябрь и октябрь). Хотя в сентябре-октябре в районе Анапы настоящий "бархатный сезон" (средняя температура моря – 20-22о, воздуха – 22-25о), а весь период с наиболее комфортными для отдыха погодными условиями в Анапе длится с 7 - 10 мая по 20 - 25 октября. Что касается коллективных средств размещения, то распределение численности принятых отдыхающих по месяцам года должно примерно соответствовать данным таблицы 6 по распределению туристов в частном секторе, о чем косвенно свидетельствует коэффициент использования номерного фонда (таблица 7).

    Таблица 6.

    Распределение численности снимавших жилье туристов по месяцам в г. Анапа.

Распределение численности снимавших жилье туристов по месяцам, в % к итогу: 100
    июнь
17,3
    июль
33,2
    август
39,4
    другие месяцы
10,1

    Таблица 7.

    Основные  показатели коллективных средств размещения по отдельным городам Краснодарского в 2009 г.

  Число  
организаций
Номерной фонд,  номеров Число мест, коек Коэффициент использования номерного фонда
 
Всего по краю
1150 83979 206793 0,37
Анапа 145 15246 41972 0,39
Геленджик 100 11178 26462 0,36
Ейск 20 1448 3537 0,21
Сочи 362 32000 68366 0,44

    Следует отметить гибкую ценовую политику индивидуальных владельцев жилья: так, в сентябре стоимость проживания в частном секторе по сравнению с августом снижается примерно в 1,5-2 раза. В зимние месяцы даже минигостиницы снижают цены в 2-3 раза.

    Вызвана временная дифференциация посещения курорта сложившимся стереотипом у основной группы туристов Анапы проведения отпуска в последние летние месяцы. Отсюда: ожидания, связанные с перераспределением авиапассажирского потока из аэропортов Геленджика и Краснодара напрямую в Анапу, не изменят в целом картину среднегодовой заполняемости объектов размещения туристов. Главный вопрос, на который надо ответить в связи с реконструкцией “аэроворот” курорта: измениться ли качественно маркетинговый профиль приезжающих из-за пределов региона (а точнее прилетающих) туристов.

    Так, например, туристическая индустрия и инфраструктура Сочи зимой и в бархатный сезон активно поддерживается отдыхающими из Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых ресурсодобывающих регионов, прилетающих на несколько дней (буквально на выходные) с целью провести короткий очередной отпуск или уикэнд. Иногда один отдыхающий может сделать несколько таких коротких поездок в течение года.

    Ограничивающим  условием для такого туризма является наличие развитой транспортной инфраструктуры (особенно аэропорта с регулярными рейсами в города-поставщики туристов), развитой гостиничной инфраструктуры с предоставлением услуг самого высокого уровня и особо атрактивные рекреационные ресурсы, которые позволили бы привлечь отдыхающих верхнего сегмента по доходам.

    Если  посмотреть на структуру отдыхающих, разбитую по продолжительности пребывания на отдыхе (рис. 4), то окажется, что уже больше половины посетителей туристско-рекреационного мезорайона Анапы – отдыхающие с продолжительностью пребывания менее 7 дней. Средняя продолжительность отдыха в Анапе – 6 дней (при среднекраевом показателе - 11 дней). Такая статистическая картина вызвана большой долей самодеятельных туристов-постоянных жителей Краснодарского края, предпочитающих проведение нескольких непродолжительных поездок на море в течение лета. Основные отличия данной целевой аудитории от рекреантов, приезжающих из Москвы зимой в Сочи - использование автомобильного транспорта и отсутствие желания ехать на море зимой.

    Рисунок 4. Структура турпотока по продолжительности пребывания на отдыхе в отдельных городах Краснодарского края.

    Задача  администрации города Анапы не изменить структуру турпотока по продолжительности пребывания, а изменить по источникам прибытия туристов, приезжающих с целью проведения короткого отпуска-уикэнда, сделать туризм в Анапе по крайней мере в зимнее время похожим на туризм в Сочи, что позволит сгладить сезонность курортной деятельности и в конечном итоге скажется на замедлении темпов роста цен на туристские услуги при условии, конечно, что объем приезжающих туристов не изменится.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Маркетинговое исследование  туристско-экскурсионных  услуг в городе  Анапа 

    2.1. Исследование достопримечательностей  Анапы

    Давным-давно  современную Анапу называли Синдской Гаванью. На территории, где теперь располагается город Анапа, от Новороссийска и до Керченского пролива жили древние племена синдов. Любопытно, что слово «синд» переводится с санскрита как «река», и соответствует слову «инд». Но «инд» очень похоже на название всем известного азиатского материка Индия. Если поставить рядом оба слова, то получится название « Индийская река». На плодородных землях удобной морской бухты у основания невысоких гор синды и основали своё первоё поселение, которое назвали Синдская Гавань. Согласно раскопкам, проведённым на территории бухты, было установлено, что ещё в те давние времена сюда приезжали на курортное лечение. Для принятия солнечных и морских ванн. И по нынешнее время город Анапа является курортным местом.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка Анапа