Маркетинговое исследование рынка хлебобулочных изделий 2011г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление потребительских предпочтений исследуемого товара и формирование рекомендаций производителю в виде комплекса маркетинга.
Задачи:
1) Изучить литературу по данной теме;
2) Провести сегментирование рынка потребителей исследуемого товара;
3) Определить соответствие технико-экономических характеристик запросам и требованиям целевого потребителя;
4) Определить структуру потребления и потенциальную емкость рынка исследуемого товара.

Содержание

Введение 4
1. Характеристика продукта 5
1.2 Структура и области применения 5
1.2 Структура затрат на производство продукта 8
1.3 Уровень доходности 11
2. Объем и структура рынка 14
2.1 Уровень потребления 14
2.2. Динамика потребления 16
2.3 Доля импортной продукции на рынке 17
2.4 Организация системы сбыта в отрасли 18
2.5 Объем потребления материалов – субститутов 19
3. Отраслевая конкуренция 21
3.1 Факторы, обуславливающие конкуренцию в отрасли 21
3.2 Характеристика барьеров входа 21
3.3 Влияние материалов – субститутов 22
3.4 Влияние поставщиков сырья 23
3.5 Влияние покупателей 23
3.6. Проблемы, ограничивающие развитие отрасли 24
3.7. Характеристика конкурентов 24
3.8 Уровень концентрации отрасли 26
4. Стоимостной анализ 27
4.1 Отпускные цены 27
4.2 Структура цен 28
4.4 Цены на материалы субституты 29
5. Потребление 29
5.1 Потребительские группы 30
5.2 География потребления 32
5.3 Соотношение спроса и предложения в потребительских группах 33
6.Прогноз развития рынка…………… 34
6.1 Жизненный цикл товара 34
6.2. Прогноз спроса на ближайшие три года 35
6.3 Прогноз развития конкуренции 36
Заключение 38
Список использованных источников: 39

Работа состоит из  1 файл

Характеристика продукта.docx

— 541.24 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВОЛЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА 

(На примере  рынка хлебобулочных изделий  Самарской области) 
 
 
 
 

Проверил: к.э.н. Хасаншин И.А.

Выполнил: студент  гр. ПИЭ-02

Мясникова А.А. 
 
 

Самара 2011

 

Введение 4

1. Характеристика продукта 5

1.2 Структура и области  применения 5

1.2 Структура затрат  на производство  продукта 8

1.3 Уровень доходности 11

2. Объем и структура  рынка 14

2.1 Уровень потребления 14

2.2. Динамика потребления 16

2.3 Доля импортной  продукции на рынке 17

2.4 Организация системы  сбыта в отрасли 18

2.5 Объем потребления  материалов –  субститутов 19

3. Отраслевая конкуренция 21

3.1 Факторы, обуславливающие  конкуренцию в  отрасли 21

3.2 Характеристика барьеров  входа 21

3.3 Влияние материалов  – субститутов 22

3.4 Влияние поставщиков  сырья 23

3.5  Влияние покупателей 23

3.6. Проблемы, ограничивающие  развитие отрасли 24

3.7. Характеристика конкурентов 24

3.8 Уровень концентрации  отрасли 26

4. Стоимостной анализ 27

4.1 Отпускные цены 27

4.2 Структура цен 28

4.4 Цены на материалы  субституты 29

5. Потребление 29

5.1 Потребительские  группы 30

5.2 География потребления 32

5.3 Соотношение спроса  и предложения  в потребительских  группах 33

6.Прогноз развития рынка…………… 34

6.1 Жизненный цикл товара 34

6.2. Прогноз спроса  на ближайшие три  года 35

6.3 Прогноз развития  конкуренции 36

Заключение 38

Список  использованных источников: 39

 

Введение

 

    Проведение  маркетинговых исследований - это  сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта  изучения, от точности и своевременности  результатов которого во многом зависит  успешное функционирование всего предприятия.

    Предметом данного маркетингового исследования является рынок хлебобулочных изделий. Хлеб и хлебобулочные изделия  относятся к продуктам повседневного  спроса. В настоящее время хлебопекарный  бизнес располагает большими возможностями  для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест.  
Хлебопечение является социально значимой отраслью экономики. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую задачу обеспечения дешевым хлебом как можно большего количества человек. 

    Актуальность. Данная работа будет интересна всем людям, которые считают необходимым употребление хлеба и следят за своим здоровьем.

    Цель  работы: выявление потребительских предпочтений исследуемого товара и формирование рекомендаций производителю в виде комплекса маркетинга.

    Задачи:

    1)    Изучить литературу по данной теме;

    2)    Провести сегментирование рынка потребителей исследуемого товара;

    3)    Определить соответствие технико-экономических характеристик запросам и требованиям целевого потребителя;

    4)    Определить структуру потребления и потенциальную емкость рынка исследуемого товара. 

    Границей  исследования данного рынка является географическая граница Самарской области.

1. Характеристика продукта

1.2 Структура и области  применения

    Хлеб — один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренного смешивания воды и муки.

    Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые  появился в Египте в связи с  местными благоприятными условиями  для роста пшеницы, а для приготовления  такого хлеба потребовалось вывести  сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами.

    На  протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый  и чёрный (ржаной) хлеб. Но в XX веке среди некоторых слоев населения предпочтения стали противоположными — серый и чёрный хлеб стали больше употреблять из-за  высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим только низшему классу.

    В последнее время становятся популярны домашние минипекарни (хлебопечки), автоматически замешивающие тесто и выпекающие хлеб.

    Хлеб — один из самых распространённых продуктов питания. Во многих странах существуют свои уникальные национальные рецепты его приготовления.

    Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. Забота о «хлебе насущном» составляет основную часть человеческой жизни.

    В начале прошлого века человек, занимавшийся физическим трудом, съедал в день свыше  одного килограмма хлеба. С этим количеством  хлеба человек получал важнейшие  витамины группы В-В1 (тиамин) и РР (ниацин) - суточную норму, В2 (рибофлавин) - свыше 50% суточной нормы, около 40% необходимого кальция и практически полное количество необходимого ему железа. За прошедший век образ жизни человека существенно изменился, сократились трудозатраты. Но при снижении потребления энергетических веществ (углеводов, жиров) потребность в незаменимых факторах питания (витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах) не уменьшается. Современный житель России съедает в сутки менее 300 г хлеба (в среднем 279 г), что даже меньше, чем житель США (в среднем 342 г). Неоправданное уменьшение потребления хлеба приводит к тому, что снижается обеспеченность организма витаминами, так зерновые продукты, прежде всего хлеб, являются основными и важнейшими их источниками. Неправильно считают, что недостаток витаминов можно полностью компенсировать овощами, фруктами или соками из них. В этих продуктах витамины группы В не содержатся. Овощи и фрукты являются источником другого важного витамина - аскорбиновой кислоты (витамина С), но эти витамины не заменяют друг друга. Невелико в плодах и овощах и содержание минеральных веществ. Ограничивая потребление хлеба, человек сознательно обрекает себя на плохое самочувствие, так как хлеб является важнейшим источником (наряду с витаминами) минеральных веществ, пищевых волокон и других полезных веществ.

    В настоящее время хлебопекарная  промышленность вырабатывает специальные  сорта хлеба ("здоровые сорта"), в рецептуру которых входят пшеничные, ржаные или овсяные отруби, несмолотое, овсяная и ячменная мука, овощные  и фруктовые добавки и другие компоненты. Так , например, в США  за последние годы доля "здорового  хлеба" увеличилась в общем  объёме производства с 18 до 34%, в Великобритании производство "здоровых сортов хлеба" возросло на 68%, а в Германии увеличилось  в 2 раза. "Здоровые" сорта хлеба, вырабатываемые в России и за рубежом  следует отнести к продуктам, предназначенным для функционального  питания, так как их потребление  позволяет целенаправленно регулировать определенные функции организма. В  настоящее время производство продуктов  для функционального питания - одна из наиболее динамически развивающихся  отраслей пищевой индустрии в  странах, культивирующих здоровый образ  жизни, например Японии. В России потребность  в хлебопекарной продукции профилактического  и диетического назначения удовлетворяется  лишь на 10-20%.

    В соответствии с ГОСТ 16814 «Хлебопекарное производство. Термины и определения» хлебом называются хлебобулочные изделия  массой более 500 г. Булочные изделия  – это подовые хлебобулочные  изделия массой 500 г и менее, выпекаемые из пшеничной муки.

    Ориентировочный перечень изделий, вырабатываемых на хлебопекарных  предприятиях, условно подразделяется на группы:

    • Хлеб из ржаной муки и смеси ее с пшеничной;
    • Хлеб из пшеничной муки;
    • Булочные изделия;
    • Сдобные хлебобулочные изделия (с содержанием по рецептуре сахара и жира в сумме 14% и более);
    • Диетические и профилактические хлебобулочные изделия;
    • Хлебобулочные изделия длительного хранения (более 1 месяца хранения);
    • Хлебобулочные изделия пониженной влажности (с влажностью менее 19% - сухари, бараночные изделия, гренки, хрустящие хлебцы, соломка, хлебные палочки и т.д.);
    • Панировочные сухари;
    • Тесто дрожжевое, слоеное, незамороженное и замороженное;
    • Сухой хлебный квас.

    Фактический ассортимент выпускаемой продукции  для каждого предприятия определяется:

    • Спросом и возможностями реализации производимой продукции;
    • Техническими возможностями предприятия: наличием соответствующего оборудования, необходимых складских, производственных и других помещений, соответствие их требованиям, указанным в санитарных правилах и нормах;
    • Квалификацией работников технологической службы предприятия.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка хлебобулочных изделий 2011г