Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:06, курсовая работа
Цель работы: выявление потребительских предпочтений исследуемого товара и формирование рекомендаций производителю в виде комплекса маркетинга.
Задачи:
1) Изучить литературу по данной теме;
2) Провести сегментирование рынка потребителей исследуемого товара;
3) Определить соответствие технико-экономических характеристик запросам и требованиям целевого потребителя;
4) Определить структуру потребления и потенциальную емкость рынка исследуемого товара.
Введение 4
1. Характеристика продукта 5
1.2 Структура и области применения 5
1.2 Структура затрат на производство продукта 8
1.3 Уровень доходности 11
2. Объем и структура рынка 14
2.1 Уровень потребления 14
2.2. Динамика потребления 16
2.3 Доля импортной продукции на рынке 17
2.4 Организация системы сбыта в отрасли 18
2.5 Объем потребления материалов – субститутов 19
3. Отраслевая конкуренция 21
3.1 Факторы, обуславливающие конкуренцию в отрасли 21
3.2 Характеристика барьеров входа 21
3.3 Влияние материалов – субститутов 22
3.4 Влияние поставщиков сырья 23
3.5 Влияние покупателей 23
3.6. Проблемы, ограничивающие развитие отрасли 24
3.7. Характеристика конкурентов 24
3.8 Уровень концентрации отрасли 26
4. Стоимостной анализ 27
4.1 Отпускные цены 27
4.2 Структура цен 28
4.4 Цены на материалы субституты 29
5. Потребление 29
5.1 Потребительские группы 30
5.2 География потребления 32
5.3 Соотношение спроса и предложения в потребительских группах 33
6.Прогноз развития рынка…………… 34
6.1 Жизненный цикл товара 34
6.2. Прогноз спроса на ближайшие три года 35
6.3 Прогноз развития конкуренции 36
Заключение 38
Список использованных источников: 39
Основными
производителями хлеба в
Все эти предприятия производят универсальный набор хлебобулочных изделий: хлеб пшеничный, ржано–пшеничный, ржаной, батоны, бараночные, пряничные и кондитерские изделия. У каждого предприятия есть своя фирменная технология для производства хлеба и свои методы продвижения товара на рынке.
Уровень концентрации будет определяться формуле Херфиндаля — Хиршмана.
HHI=S12+S22+…+Sn2
Так
как на данном рынке не существует
чистой монополии, то значение индекса
будет меньше 10000.
Таблица 3
Доля предприятий на рынке Самарской области
Наименование предприятия | Доля на рынке |
ОАО «Лада-Хлеб». | 0,08 |
ОАО «Хлеб» | 0,03 |
ОАО «Жигулевский хлебозавод». | 0,09 |
ОАО «Тольяттихлеб» | 0,11 |
МП «Самарский хлебозавод № 4» | 0,09 |
ОАО «Самарский хлебозавод № 5» | 0,09 |
ОАО «самарский хлебозавод № 2» | 0,11 |
Самарский БКК. | 0,09 |
ОАО «Хлебокомбинат». | 0,01 |
ЗАО «Колос». | 0,01 |
ООО «Перспектива». | 0,01 |
ООО «Автомобилист». | 0,01 |
ЧП Касацкая. | 0,01 |
ООО «Амид». | 0,01 |
ЧП Белоусов | 0,1 |
ООО «Тидбит-Самара» | 0,1 |
ЧП Куличенкова | 0,005 |
ООО «Ставрополь-хлеб» | 0,01 |
Компания НАИ | 0,01 |
ООО «Серго». | 0,005 |
Дока Торг Сервис. | 0,005 |
ООО «Бошак», | 0,005 |
ООО ПКП «Хузур» | 0,005 |
ООО «Витязь» булочная. | 0,005 |
Подставляем данные из таблицы 3 в формулу и получаем результат, что данная отрасль является слабоконцентрированной.
Средние отпускные цены на хлебобулочные изделия по Самарской области указаны в таблице 4.
Таблица 4
Средние отпускные цены, руб.
Наименование продукции | Средняя отпускная цена, руб. |
Хлеб из ржаной муки и смеси ее с пшеничной | 8 |
Хлеб из пшеничной муки | 8 |
Булочные изделий | 9 |
Сдобные булочные изделия | 10 |
Диетические и профилактические хлебобулочные изделия | 12 |
Хлебобулочные изделия длительного хранения | 10 |
Хлебобулочные изделия пониженной влажности | 6 |
К сожалению, данная цена никогда не доходила до потребителя, так все оптовые покупатели завышают цену для продажи продукции на своих торговых точках.
Но, тем не менее, продукция хлебобулочных заводов Самаркой области всегда доступна для покупателей.
Структура цены – совокупность элементов затрат на муку, молоко, дрожжи, яйца, сахар, соль, воду. Структура затрат представлена на рис. 6.
Рис. 6 Доля элементов в структуре затрат на производство
Как видно из диаграммы на рис. 6, самую большую статью затрат составляет мука различных сортов.
Цены на материалы - субституты колеблются в зависимости от урожайности в сельскохозяйственных угодьях.
Таблица 5
Средние цены на товары – субституты за период 2008-2011 гг
Наименование товара - субститута | Средняя цена на товары - субституты, руб. | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Картофель | 4,9 | 6,5 | 19,8 | 7,3 |
Крупы | 10,6 | 11,9 | 19,6 | 18,4 |
Макароны | 12,1 | 13,5 | 14,3 | 14,7 |
Цены – общие по Самарской
области. Величина цены
1. По возрастным категориям
От 6 до 20 лет:
Рис. 7 Предпочтения возрастной группы от 6 до 20 лет
Как видно из рис. 7, наибольшее предпочтение данной возрастной группы отдано кондитерским и булочным изделиям.
От 21 года до 40 лет:
Рис. 8 Предпочтения возрастной группы от 21 года до 40 лет
Как показывает рис. 8 потребители рассмотренной возрастной категории снижают потребление кондитерских изделий по сравнению с предыдущей возрастной группой, но по – прежнему остаются лидерами потребления. Повышается потребление товаров – заменителей.
От 41 года и старше:
Рис. 9 Предпочтения возрастной группы от старше 41 года
В данной группе предпочтение отдается «полезному» ржаному хлебу, товарам – заменителям и кондитерским изделиям. Потребление белого хлеба значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими группами.
Потребительские предпочтения женского населения Самарской области показаны на рис. 10, мужского населения на рис. 11.
Из представленных диаграмм видно, что женское население в основном отдает предпочтение кондитерским изделиям, а мужское – белому хлебу, т.к. он по своим вкусовым качествам полностью удовлетворяет потребностям мужчин.
Рис. 10 Потребительские предпочтения женщин
Рис. 11 Потребительские предпочтения мужчин
Хлебобулочные изделия потреблеются во всех районах и городах Самарской области, так как хлеб является неотъемлемой частью любого приема пищи.
В разных районах области предпочтение отдается в основном местным производителям и предприятиям с хорошей репутацией и качеством товара.
Продукция
из Самарской области также
Можно отметить, что хлебобулочные изделия являются одним из самых популярных продуктов питания и география их потребления очень велика.
За
всю историю производства хлебобулочных
изделий спрос на них был постоянным.
Большинство крупных
Но
при этом спрос на хлеб снижается
из-за повышения цены на сырье, поэтому
предложение адаптированно
Рис. 11 Соотношение спроса и предложения в натуральных единицах
Из
графика видно, что предложение
постоянно предобладает над спросом,
потому что производителй
Жизненный цикл производства хлебобулочных изделий начинается с этапа разработки товара. На этом этапе главным образом принимаются решения о виде хлебобулочных изделий, формы, функциональности, упаковки. Так же принимаются решения об использовании определенного сырья: конкретных видов муки, жирности молока, процентного содержания соли, сахара и различных примесей.
Следующая стадия - это стадия испытания и внедрения. Как только хлеб вышел из печи его проверяют на наличие брака, кислотность и вкусовые качества. К сожалению, почти все сорта хлебобулочных изделий, произведенные на конвейерной печи, не обладают идеальным абсолютно одинаковыми вкусовыми качествами, поэтому по отношению к ним существует определенный интервал погрешности.
После испытания хлеб небольшими партиями поступает в магазины. Данный этап является весьма затратным, так как новый товар требует рекламы, на этом моменте темпы роста сбыта, не велики. Но в последнее время было замечено, что основная сила рекламы идет на продвижение самой торговой марки, а не какой-либо конкретного вида хлеба.
Стадия развития. Продукт приобретает популярность. Объем производства и продаж увеличивается.
Стадия
зрелости. Прибыль от продаж постоянна.
Реклама уже не настолько навязчива.
Товар уже воспринят
Последняя стадия - стадия спада. Производство некоторых видов хлеба постепенно прекращается. Хлеб, потерявший популярность, сначала производится в ограниченном количестве, затем постепенно исчезает с рынка.
а) потенциальная емкость
В данном случае потенциальная емкость рынка вычисляется на основании данных о товарообороте.
Q=n*c*q
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка хлебобулочных изделий 2011г