Маркетинговое исследование рынка хлебобулочных изделий 2011г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление потребительских предпочтений исследуемого товара и формирование рекомендаций производителю в виде комплекса маркетинга.
Задачи:
1) Изучить литературу по данной теме;
2) Провести сегментирование рынка потребителей исследуемого товара;
3) Определить соответствие технико-экономических характеристик запросам и требованиям целевого потребителя;
4) Определить структуру потребления и потенциальную емкость рынка исследуемого товара.

Содержание

Введение 4
1. Характеристика продукта 5
1.2 Структура и области применения 5
1.2 Структура затрат на производство продукта 8
1.3 Уровень доходности 11
2. Объем и структура рынка 14
2.1 Уровень потребления 14
2.2. Динамика потребления 16
2.3 Доля импортной продукции на рынке 17
2.4 Организация системы сбыта в отрасли 18
2.5 Объем потребления материалов – субститутов 19
3. Отраслевая конкуренция 21
3.1 Факторы, обуславливающие конкуренцию в отрасли 21
3.2 Характеристика барьеров входа 21
3.3 Влияние материалов – субститутов 22
3.4 Влияние поставщиков сырья 23
3.5 Влияние покупателей 23
3.6. Проблемы, ограничивающие развитие отрасли 24
3.7. Характеристика конкурентов 24
3.8 Уровень концентрации отрасли 26
4. Стоимостной анализ 27
4.1 Отпускные цены 27
4.2 Структура цен 28
4.4 Цены на материалы субституты 29
5. Потребление 29
5.1 Потребительские группы 30
5.2 География потребления 32
5.3 Соотношение спроса и предложения в потребительских группах 33
6.Прогноз развития рынка…………… 34
6.1 Жизненный цикл товара 34
6.2. Прогноз спроса на ближайшие три года 35
6.3 Прогноз развития конкуренции 36
Заключение 38
Список использованных источников: 39

Работа состоит из  1 файл

Характеристика продукта.docx

— 541.24 Кб (Скачать документ)
 

Основными производителями хлеба в Самарской  области являются:

    • ООО «Тидбит - Самара»;
    • ОАО «Тольяттихлеб»;
    • ОАО Самарский хлебозавод №2;
    • ОАО Самарский хлебозавод №5;
    • МП «Самарский хлебозавод» №4;
    • ОАО «Жигулевский хлебозавод».

Все эти  предприятия производят универсальный  набор хлебобулочных изделий: хлеб пшеничный, ржано–пшеничный, ржаной, батоны, бараночные, пряничные и кондитерские изделия. У  каждого предприятия есть своя фирменная технология для производства хлеба и свои методы продвижения товара на рынке.

3.8 Уровень концентрации  отрасли

    Уровень концентрации будет определяться  формуле Херфиндаля — Хиршмана.

    HHI=S12+S22+…+Sn2

    Так как на данном рынке не существует чистой монополии, то значение индекса  будет меньше 10000.  

    Таблица 3

    Доля  предприятий на рынке Самарской  области

Наименование  предприятия Доля на рынке
ОАО «Лада-Хлеб». 0,08
ОАО «Хлеб» 0,03
ОАО «Жигулевский хлебозавод». 0,09
ОАО «Тольяттихлеб» 0,11
МП  «Самарский хлебозавод № 4» 0,09
ОАО «Самарский хлебозавод № 5» 0,09
ОАО «самарский хлебозавод № 2» 0,11
Самарский БКК. 0,09
ОАО «Хлебокомбинат». 0,01
ЗАО «Колос». 0,01
ООО «Перспектива». 0,01
ООО «Автомобилист». 0,01
ЧП  Касацкая. 0,01
ООО «Амид». 0,01
ЧП  Белоусов 0,1
ООО «Тидбит-Самара»  0,1
ЧП  Куличенкова 0,005
ООО «Ставрополь-хлеб» 0,01
Компания  НАИ 0,01
ООО «Серго». 0,005
Дока  Торг Сервис. 0,005
ООО «Бошак», 0,005
ООО ПКП «Хузур» 0,005
ООО «Витязь» булочная. 0,005
 

    Подставляем данные из таблицы 3 в формулу и  получаем результат, что данная отрасль  является слабоконцентрированной.

4. Стоимостной анализ

4.1 Отпускные цены

    Средние отпускные цены на хлебобулочные  изделия по Самарской области  указаны в таблице 4.

Таблица 4

Средние отпускные цены, руб.

Наименование  продукции Средняя отпускная  цена, руб.
Хлеб  из ржаной муки и смеси ее с пшеничной 8
Хлеб  из пшеничной муки 8
Булочные  изделий 9
Сдобные булочные изделия 10
Диетические и профилактические хлебобулочные  изделия 12
Хлебобулочные изделия длительного хранения 10
Хлебобулочные изделия пониженной влажности 6
 

    К сожалению, данная цена никогда не доходила до потребителя, так все оптовые  покупатели завышают цену для продажи  продукции на своих торговых точках.

    Но, тем не менее, продукция хлебобулочных  заводов Самаркой области всегда доступна для покупателей.

4.2 Структура цен

    Структура цены – совокупность элементов затрат на муку, молоко, дрожжи, яйца, сахар, соль, воду.  Структура затрат представлена на рис. 6.

    

    Рис. 6 Доля элементов  в структуре затрат на производство

    Как видно из  диаграммы на рис. 6, самую  большую статью затрат составляет мука различных сортов.

4.4 Цены на материалы  субституты

    Цены  на материалы -  субституты колеблются в зависимости от урожайности  в сельскохозяйственных  угодьях.

    Таблица 5

    Средние цены на товары – субституты за период  2008-2011 гг

Наименование  товара - субститута Средняя цена на товары - субституты, руб.
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Картофель 4,9 6,5 19,8 7,3
Крупы 10,6 11,9 19,6 18,4
Макароны 12,1 13,5 14,3 14,7

      Цены – общие по Самарской  области. Величина цены зависит  от производителя материалов  – субститутов. Наиболее дорогие  – материалы импортных компаний.

5. Потребление

5.1 Потребительские группы

    1. По возрастным категориям

    От 6 до 20 лет:

      
 
 

    Рис. 7 Предпочтения возрастной группы от 6 до 20 лет

    Как видно из рис. 7, наибольшее предпочтение данной возрастной группы отдано кондитерским и булочным изделиям.

    От 21 года до 40 лет:

    

          Рис. 8  Предпочтения возрастной группы от 21 года до 40 лет

    Как показывает рис. 8 потребители рассмотренной  возрастной категории снижают потребление  кондитерских изделий по сравнению с предыдущей возрастной группой, но по – прежнему остаются лидерами потребления. Повышается потребление товаров – заменителей.

    От 41 года  и старше:

    

    Рис. 9  Предпочтения возрастной группы от старше 41 года

    В данной группе предпочтение отдается «полезному» ржаному хлебу, товарам  – заменителям и кондитерским изделиям. Потребление белого хлеба  значительно уменьшилось по сравнению  с предыдущими группами.

  1. По полу

Потребительские предпочтения женского населения Самарской  области показаны на рис. 10, мужского населения на рис. 11.

Из  представленных диаграмм видно, что  женское население в основном отдает предпочтение кондитерским изделиям, а мужское – белому хлебу, т.к. он по своим вкусовым качествам полностью  удовлетворяет потребностям мужчин.

Рис. 10 Потребительские  предпочтения женщин

Рис. 11  Потребительские  предпочтения мужчин

5.2 География потребления

 

    Хлебобулочные изделия потреблеются во всех районах  и городах Самарской области, так как хлеб является неотъемлемой частью любого приема пищи.

    В разных районах области предпочтение отдается в основном местным производителям и предприятиям с хорошей репутацией и качеством товара.

    Продукция из Самарской области также успешно  продается в областях, граничащих с ней.

    Можно отметить, что хлебобулочные изделия  являются одним из самых популярных продуктов питания и география  их потребления очень велика.

5.3 Соотношение спроса  и предложения  в потребительских  группах

    За  всю историю производства хлебобулочных  изделий спрос на них был постоянным. Большинство крупных производителей Самарской области зарекомендовали  себя как качественные марки (ОАО  «Тидбит Самара», ОАО «Тольяттихлеб», МП Самарский хлебозавод №4, ОАО  «Самарский хлебозавод №2» и ОАО  «Самарский хлебозавод №5»).

    Но  при этом спрос на хлеб снижается  из-за повышения цены на сырье, поэтому  предложение адаптированно изменяется вместе со спросом, т.е. снижается.

    

    Рис. 11 Соотношение спроса и предложения  в натуральных  единицах

    Из  графика видно, что предложение  постоянно предобладает над спросом, потому что производителй хлебобулочных  изделий становится все больше, появляется множество частных производств. 
 

 

  1. Прогноз развития рынка
    1. Жизненный цикл товара

       Жизненный цикл товара – изменение объема продаж и прибылей на протяжении времени его жизни.2

    Жизненный цикл производства хлебобулочных изделий  начинается с этапа разработки товара. На этом этапе главным образом принимаются решения о виде хлебобулочных изделий, формы, функциональности, упаковки. Так же принимаются решения об использовании определенного сырья: конкретных видов муки, жирности молока, процентного содержания соли, сахара и различных примесей.

    Следующая стадия - это стадия испытания и  внедрения. Как только хлеб вышел  из печи его проверяют на наличие  брака, кислотность и вкусовые качества. К сожалению, почти все сорта  хлебобулочных изделий, произведенные  на конвейерной печи, не обладают идеальным  абсолютно  одинаковыми вкусовыми  качествами, поэтому по отношению  к ним существует определенный интервал погрешности.

    После испытания хлеб  небольшими партиями поступает в магазины. Данный этап является весьма затратным, так как  новый товар требует рекламы, на этом моменте темпы роста сбыта, не велики. Но в последнее время  было замечено, что основная сила рекламы  идет на продвижение самой торговой марки, а не какой-либо конкретного  вида хлеба.

    Стадия  развития. Продукт  приобретает популярность. Объем производства и продаж увеличивается.

    Стадия  зрелости. Прибыль от продаж постоянна. Реклама уже не настолько навязчива. Товар уже воспринят большинством потенциальных покупателей. Прибыль  достигает своего максимума. Большинство  ныне существующих сортов хлеба (хлеб белый, ржаной, «Бородинский») так и  «существуют» в данной стадии жизненного цикла. Но многие новые сорта хлеба  после бешеной популярности быстро «отмирают», так как покупатели возвращаются к проверенным временем сортам.

    Последняя стадия - стадия спада. Производство некоторых видов хлеба постепенно прекращается. Хлеб, потерявший популярность, сначала производится в ограниченном количестве, затем постепенно исчезает с рынка.  

6.2. Прогноз спроса  на ближайшие три  года

 

    а) потенциальная емкость

    В данном случае потенциальная емкость  рынка вычисляется на основании  данных о товарообороте.

    Q=n*c*q

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка хлебобулочных изделий 2011г