Маркетинговое исследование рынка хлебобулочных изделий 2011г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление потребительских предпочтений исследуемого товара и формирование рекомендаций производителю в виде комплекса маркетинга.
Задачи:
1) Изучить литературу по данной теме;
2) Провести сегментирование рынка потребителей исследуемого товара;
3) Определить соответствие технико-экономических характеристик запросам и требованиям целевого потребителя;
4) Определить структуру потребления и потенциальную емкость рынка исследуемого товара.

Содержание

Введение 4
1. Характеристика продукта 5
1.2 Структура и области применения 5
1.2 Структура затрат на производство продукта 8
1.3 Уровень доходности 11
2. Объем и структура рынка 14
2.1 Уровень потребления 14
2.2. Динамика потребления 16
2.3 Доля импортной продукции на рынке 17
2.4 Организация системы сбыта в отрасли 18
2.5 Объем потребления материалов – субститутов 19
3. Отраслевая конкуренция 21
3.1 Факторы, обуславливающие конкуренцию в отрасли 21
3.2 Характеристика барьеров входа 21
3.3 Влияние материалов – субститутов 22
3.4 Влияние поставщиков сырья 23
3.5 Влияние покупателей 23
3.6. Проблемы, ограничивающие развитие отрасли 24
3.7. Характеристика конкурентов 24
3.8 Уровень концентрации отрасли 26
4. Стоимостной анализ 27
4.1 Отпускные цены 27
4.2 Структура цен 28
4.4 Цены на материалы субституты 29
5. Потребление 29
5.1 Потребительские группы 30
5.2 География потребления 32
5.3 Соотношение спроса и предложения в потребительских группах 33
6.Прогноз развития рынка…………… 34
6.1 Жизненный цикл товара 34
6.2. Прогноз спроса на ближайшие три года 35
6.3 Прогноз развития конкуренции 36
Заключение 38
Список использованных источников: 39

Работа состоит из  1 файл

Характеристика продукта.docx

— 541.24 Кб (Скачать документ)

Рис. 4 Динамика потребления  хлеба в Самарской  области, тонн в год

    Как видно из диаграммы на рисунке 4 потребление  хлеба в Самарской области  снизилось на 2,9% по сравнению с  предыдущим годом по причине различных  факторов.

2.3 Доля импортной  продукции на рынке

 

    Почти весь объем рынка в натуральном  выражении представлен продукцией отечественных производителей, доля зарубежных изделий составила чуть более 0,1%.

    На  протяжении 2007-2010 годов доля импорта  на российском рынке хлеба и хлебобулочной  продукции колебалась от 0,11 до 0,14%. В 2009 году наблюдалось лишь незначительное сокращение импортной продукции, а  в 2010 году эта доля изменилась незначительно  и составила 0,1%. В 2011 году прогнозируется рост доли импорта на рынке до 0,2%.

      

    Рис. 5 Динамика доли импорта  на рынке хлебобулочных  изделий

    В Самарской области доля импортной  продукции составляет около 0,01% от общего объема произведенной хлебобулочной  продукции.

2.4 Организация системы  сбыта в отрасли

    На  самарском рынке сбыта в основном преобладает система сбыта через  собственную сеть. На предприятии  есть отдел сбыта и группа зависимых  посредников, которые не являются собственниками товара, а продают его со склада готовой продукции. Таким образом, агент находится в прямом подчинении отделу сбыта, выполняет его распоряжения, проводит общую маркетинговую и сбытовую политику компании и обязан регулярно представлять стандартные отчеты о своей деятельности, о ситуации на рынке и покупательских сегментах, которые он обслуживает.

    Собственная система сбыта весьма затратное  дело, но она доступна для предприятия, которое оперирует на большом  количестве сегментов.

    Существенную  роль играет выбор каналов распределения. Сбыт осуществляется благодаря участникам каналов распределения, которые  выполняют следующие функции:

    • транспортируют товары, приближают их территориально к месторасположению конечных потребителей;
    • хранят товары;
    • устанавливают контакты с потенциальными и реальными клиентами;
    • собирают маркетинговую информацию - о состоянии рынка и спроса;
    • информируют потенциальных потребителей о товарах, рекламируют их и стимулируют сбыт;
    • оказывают дополнительные услуги потребителям - комплектация заказов, упаковка, сервис и т.д.
    • несут определенные затраты по организации деятельности канала - финансируют канал;
    • несут финансовые и другие виды рисков по функционированию каналов.

    Хлебобулочная продукция, выпускаемая предприятием может реализовываться в специализированных точках продажи. В состав компании входит специализированная сеть торговых точек. Есть возможность заказать необходимый  товар индивидуально, если такового не имеется в наличии, при этом, сроки доставки должны быть максимально  сокращены.

    Также доступна возможность приобретения хлебобулочных  изделий  при помощи сети Интернет на официальном сайте  компании.

2.5 Объем потребления  материалов –  субститутов

    Товарами  субститутами для хлебобулочных  изделий являются:

    • Картофель;
    • Макаронные изделия;
    • Различные крупы.

    Эти товары никогда полностью хлеб не заменят. Так как по своим свойствам  существенно отличаются от хлебобулочных  изделий.

    В период 1999 - 2010 гг. наблюдались следующие  тенденции: потребление хлебных  продуктов снизилось на 6,9%, потребление  макаронных изделий - на 30,9%, , в то время  как потребление картофеля возросло на 16%. Это свидетельствует о том, что вследствие более низких темпов роста цен на картофель (в 1,3 - 1,6 раза ниже, чем на хлеб и макаронные изделия) его потреблением стало частично замещаться потребление хлебных  продуктов (в основном хлеба преимущественно  низких сортов и макаронных изделий). 

 

3. Отраслевая  конкуренция

3.1 Факторы, обуславливающие  конкуренцию в  отрасли

    Отрасль  – группа компаний, предлагающих  товары или группу товаров,  которые в значительной степени  являются взаимозаменяемыми.1

   Факторами, влияющими на интенсивность конкуренции в отрасли, являются:

  1. Соперничество между  предприятиями внутри отрасли:

    Почти каждая фирма является сильным конкурентом, так как старается максимально разнообразить свою продукцию. Прибегая к использованию новых видов сырья, упаковки  и маркетинговых акций.

  1. Влияние товаров - субститутов.

    Оригинальность  решения проблемы замещения ключевого  товара.

  1. Барьеры вхождения в отрасль.
  2. Влияние поставщиков.
  3. Влияние потребителей.

    Каждая  компания пытается оценить все эти силы и определить, насколько велико их давление. Только после этого идет продумывание конкурентной стратегии.

3.2 Характеристика барьеров  входа

    К данным барьерам относится:

  • Тарифы;
  • Квоты;
  • Технологические секреты.

    Существуют  факторы, которые могут повысить барьеры вхождения на рынок: 

  • Необходимость развитой системы распространения;
  • Зарекомендовавшие себя фирменные наименования;
  • Технологические и финансовые ресурсы.

    В основном товар производится по стандартным  технологиям, поэтому барьер входа  на рынок не высок.

    Главное — инвестиции в маркетинг, сбалансированный ассортиментный портфель, сильные бренды, а также готовность и способность  продвигать свою продукцию. Для вывода новой торговой марки на рынок  необходимы миллионы долларов.

    Сейчас  на продовольственный рынок очень  серьезное влияние оказывают  те процессы, которые происходят в  рознице. В настоящее время идет концентрация розницы, ее глобализация. Раньше главная задача производителя  состояла в сбыте товара оптовику, сейчас же все в корне изменилось. Барьеры входа определяют не только финансовая, но и интеллектуальная составляющая, т.е. наличие хорошей  команды, налаженные связи с розницей и т.д. 

    На  хлебном рынке конкуренция пока еще не такая жесткая, как на других. Если на рынке и будут появляться какие-то новые участники, то, скорее всего, они произведут инвестиции в  уже существующие предприятия.

3.3 Влияние материалов  – субститутов

    Влияние субститутов достаточно мало. Субституты хлебобулочных изделий  не могут  в полной мере удовлетворить потребность  потребителей, так как по своим  вкусовым и питательным  качествам  они довольно сильно различаются.  Потребитель прибегает к покупке  субститута только при том условии, что на данный момент не обладает знаниями для использования другого товара, либо его не удовлетворяет цена представленного  товара.

    Потребители приобретают товар, исходя из своих  личных предпочтений. И если они  шли за конкретным видом хлебобулочных  изделий, то вряд ли будут приобретать  макаронные, либо картофельные изделия.

3.4 Влияние поставщиков  сырья

    В Самарской области стандартизированные  каналы поставки сырья для производства хлебобулочных изделий.

    Мука  поставляется из  Алтайского края, сахар  из Москвы и Санкт – Петербурга. Материалы для упаковки предоставляются  самарскими производителями. Молоко и  молочные продукты, необходимые для  производства хлебобулочных изделий  предоставляются предприятиями  г. Самары и области.

    Благодаря стандартизированным  каналам поставки предприятия Самарской области  не испытывают проблем при производстве хлебобулочных изделий из-за нехватки сырья.

3.5  Влияние покупателей

    Число покупателей в отрасли достаточно велико. В основном это розничные  и оптовые покупатели. Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж фирмы. Товары производителя и товары конкурентов не являются важной составляющей в номенклатуре закупок потребителя.

    Так как товар является полностью  стандартизированным покупатель вправе выбирать товар той фирмы, которая  ему нравится. Уже на протяжении многих лет покупатели выбирают именно продукцию Самарской области, так  как есть возможность приобрести ее всегда свежей и качественной. Но так, же есть и те, кто предпочитает хлебобулочные изделия других производителей, разочаровавшись в самарских. В  данном случае стоимость перехода покупателей  к новому производителю не значительна.

3.6. Проблемы, ограничивающие  развитие отрасли

    Проблем, которые тормозят развитие отрасли  не очень много, но они оказывают  существенное влияние. Все производство хлебобулочных изделий в Самарской  области находится в основном  в частных руках. И в трудные  времена кризиса производителям приходиться справляться с трудностями, не рассчитывая на помощь государства. Так же существенное влияние оказывает не соблюдение авторских прав на производство. Каждая торговая марка хлеба зарегистрирована, но это не мешает другим производителям, особенно в областях производить полные аналоги самарского хлеба с нанесением своего  официального торгового знака. Данное обстоятельство так же сказывается и на прибыли компании, а точнее, на ее уменьшении и переходе к незарегистрированным производителям.

    Еще одной немаловажной проблемой является существование частных минипекарен, в которых производство хлебобулочных  изделий происходит с несоблюдением  технологий и стандартов качества, что сказывается на потоке потребителей.

3.7. Характеристика конкурентов

В Самарской  области у предприятия существует 24 предприятия – конкурента. Данные о них приведены в таблице 1.

Таблица 1

Предприятия, занимающиеся производством хлеба в Самарской области

  Наименование  предприятия Адрес
ОАО «Лада-Хлеб». г. Тольятти, ул. Вокзальная,21.
ОАО «Хлеб» г. Сызрань, ул. К. Маркса, 2.
ОАО «Жигулевский хлебозавод». г. Жигулевск, ул. Ленина, 30.
ОАО «Тольяттихлеб» Г. Тольятти, ул. Голосова, 16
МП «Самарский хлебозавод № 4» г. Самара. п. Мехзавод.
ОАО «Самарский хлебозавод № 5» г. Самара. ул. Победы, 141а.
ОАО «Самарский хлебозавод № 2» г. Самара, ул. Спортивная, 13.
Самарский БКК. г. Самара, Московское шоссе, 234
ОАО «Хлебокомбинат». г. Самара, ул. Венцека, 48.
ЗАО «Колос». г. Тольятти, ул. Ворошилова, 27
ООО «Перспектива». г. Тольятти, ул. Коммунальная, 32.
ООО «Автомобилист». г. Тольятти.
ЧП Касацкая. с. Санчелеево, пекарня.
ООО «Амид». г. Тольятти, ул. Тополиная, 6.
ЧП Белоусов с. Ягодное.
ООО «Тидбит-Самара»  г. Самара, ул. Профильная, 51.
ЧП Куличенкова г. Тольятти,ул. Ларина.
ООО «Ставрополь-хлеб» с. Подстепки.
Компания НАИ г. Тольятти, ГСК-75, «Белый медведь».
ООО «Серго». г. Тольятти.
Дока Торг Сервис. г. Тольятти, ул. Комсомольская.
ООО «Бошак», г. Кинель.
ООО ПКП «Хузур» г. Тольятти, ул. Ленина.
ООО «Витязь» булочная. г. Тольятти, Молодежный бульвар.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка хлебобулочных изделий 2011г