Маркетинговое исследование рынка услуг ипотечного кредитования в г. Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:17, лабораторная работа

Описание

Объектом данного маркетингового исследования служит рынок услуг ипотечного кредитования в г. Москве. Целью исследования является выявление объективной и достоверной информации об основных характеристиках рынка услуг ипотечного кредитования в г. Москве, а также поведении и предпочтениях потребителей услуг ипотечного кредитования в г. Москве различных возрастных категорий.

Содержание

Введение 3
1. План проведения маркетингового исследования. 4
2. Теоретическая часть: анализ вторичной информации. 6
2. 1. Характеристика рынка услуг ипотечного кредитования в г. Москве. 6
2.2. Ведущие банки на рынке услуг ипотечного кредитования в г. Москве. 8
3. Практическая часть: проведение анкетирования и анализ полученной первичной информации. 10
3.1. Программа проведения анкетного опроса. 10
3.2. Анализ рабочих гипотез, выявление предпочтений потребителей и факторов, влияющих на их поведение. 11
Заключение. Выводы и рекомендации. 14
Список литературы 16
Приложения 17

Работа состоит из  1 файл

Ионова ФК3-16 Лаб работа (3).docx

— 599.10 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финуниверситет)

Кафедра «Маркетинг»

 

 

 

Лабораторная  работа по учебной дисциплине «Маркетинг» 

на тему:

 

«Маркетинговое  исследование рынка услуг ипотечного кредитования в г. Москве»

 

 

Выполнила:

студентка группы ФК 3-16

Ионова А.В.

 

Научный руководитель:

ассистент

Азарова С.П.

 

 

 

 

Москва

2012

Содержание

Введение 3

1. План проведения  маркетингового исследования. 4

2. Теоретическая  часть: анализ вторичной информации. 6

2. 1. Характеристика  рынка услуг ипотечного кредитования  в г. Москве. 6

2.2. Ведущие  банки на рынке услуг ипотечного  кредитования в г. Москве. 8

3. Практическая  часть: проведение анкетирования  и анализ полученной первичной  информации. 10

3.1. Программа  проведения анкетного опроса. 10

3.2. Анализ  рабочих гипотез, выявление предпочтений  потребителей и факторов, влияющих  на их поведение. 11

Заключение. Выводы и рекомендации. 14

Список литературы 16

Приложения 17

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день рынок банковских услуг и, в частности, рынок услуг ипотечного кредитования находится в стадии активного роста и восстановления после кризиса 2008 года, он остается одним из наиболее динамично развивающихся рынков. Причем регионом-лидером по объему спроса и предложения услуг ипотечного кредитования является именно г. Москва. Очевидно, рассматриваемый рынок находится под пристальным вниманием общественности, и, безусловно, участникам рынка услуг ипотечного кредитования в г. Москве необходима объективная и достоверная информация о самом рынке, а также о поведении и предпочтении потребителей на нем. Именно поэтому выбранная тема в современных условиях является одной из наиболее интересных и актуальных.

Объектом данного маркетингового исследования служит рынок услуг  ипотечного кредитования в г. Москве. Целью исследования является выявление объективной и достоверной информации об основных характеристиках рынка услуг ипотечного кредитования в г. Москве, а также поведении и предпочтениях потребителей услуг ипотечного кредитования в г. Москве различных возрастных категорий.

Исходя из поставленной цели, в качестве задач исследования можно выделить определение основных характеристик рассматриваемого рынка (объем спроса, объем предложения и так далее), выявление лидеров на данном рынке, а также определение и анализ социально-демографических характеристик потребителей услуг ипотечного кредитования, основных факторов, влияющих на их выбор, их отношение к банкам-лидерам на рынке.

Информационной базой  для работы послужила, во-первых, первичная  информация, полученная путем проведения анкетирования жителей г. Москвы, заинтересованных в улучшении жилищных условий, во-вторых, вторичная информация. Так, при написании работы использовались статьи из периодических изданий, отчеты и доклады различных исследовательских и аналитических центров, рейтинговых агентств, а также интернет-ресурсы. 

1. План проведения маркетингового исследования.

Цель исследования: выявление объективной и достоверной информации об основных характеристиках рынка услуг ипотечного кредитования в г. Москве (объем и характеристика предложения, объем и характеристика спроса, информация об основных участниках рынка и так далее), а также поведении и предпочтениях потребителей услуг ипотечного кредитования в г. Москве различных возрастных категорий.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику рынку ипотечного кредитования в г. Москве (в том числе определить объем выданных ипотечных кредитов в динамике, величину процентных ставок, средний срок кредитования, основных производителей услуг ипотечного кредитования и так далее).
  2. Выявить лидеров среди банков, работающих на рынке ипотечного кредитования в г. Москве, определить их основные характеристики.
  3. На основе полученной первичной информации:
    1. проанализировать социально-демографические характеристики совокупности потребителей услуг ипотечного кредитования;
    2. выявить уровень доходов потребителей услуг ипотечного кредитования;
    3. выявить степень осведомленности потенциальных потребителей услуг ипотечного кредитования о лидерах на рынке ипотечного кредитования, о работе ипотечных агентств и брокеров, о федеральных ипотечных программах;
    4. определить основные факторы, влияющие на осуществление потребительского выбора;
    5. разработать и проанализировать рабочие гипотезы относительно наличия связей между различными факторами;
    6. получить информацию об имидже основных конкурентов и отношении к ним потребителей.
  4. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы и разработать рекомендации.

Метод сбора информации: проведение опроса в форме анкетирования в целях сбора первичной информации; сбор и анализ вторичной информации (в том числе с помощью интернет-ресурсов).

Характеристика основных источников вторичной информации: отчеты и доклады различных аналитических центров («Аналитический центр АИЖК», «Русипотека»), рейтинговых агентств («Эксперт РА»), банков («DeltaCredit»), статьи из периодических изданий («Ведомости», «Ипотека и кредит», «Российская газета»), данные статистики (официальные данные Банка России), а также интернет-ресурсы.

Организация сбора  первичной информации: сбор первичной информации осуществлялся путем проведения анкетирования респондентов (жителей города Москвы, заинтересованных в улучшении жилищных условий, то есть потенциальных потребителей услуг ипотечного кредитования) внутри случайной бесповторной выборки объемом в 70 единиц с помощью средств интернет-ресурса Google Docs; прямая ссылка на анкету:https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dGxXd3VrTklhc28wMjhsb1Y1SzhCZVE6MQ                                                             

 

 

2. Теоретическая часть:  анализ вторичной информации.

2. 1. Характеристика рынка услуг ипотечного кредитования в г. Москве.

Рассмотрим рынок услуг  ипотечного кредитования в г. Москве в динамике, то есть его развитие в 2008-2011 годах, в начале 2012 года, а также прогноз на текущий 2012 год.

Как видно из диаграммы  на рисунке 1, 2009 год характеризуется резким снижением объемов предоставляемых кредитов (на 79% меньше, чем в 2008 году). Данные, представленные в приложении 1, также говорят о снижение всех абсолютных показателей, характеризующих рынок. Очевидно, эти негативные события обусловлены кризисом 2008 года. Однако в 2010-2011 годах наблюдается интенсивное восстановление рынка, уже на конец 2011 года основные показатели превысили докризисный максимум1.

Стремительный рост в 2010 году можно объяснить масштабным снижением ставок по кредитам и ослаблением требований к заемщикам. К таким мерам банки были вынуждены прибегнуть на фоне слабого платежеспособного спроса. В   результате  этих  необходимых  мер   рынок

Рисунок 1. Объем выданных ипотечных кредитов в 2008-2012 годах, млн. руб.

*прогнозное значение по оценкам экспертов банка DeltaCredit

Источник: данные Центрального Банка РФ: http://www.cbr.ru/statistics/?prtid=ipoteka; данные ипотечного банка Delta Credit: http://www.deltacredit.ru/about/news/7279/

предвосхитил самые оптимистичные  прогнозы: был показан рост на 138% по сравнению с предыдущим годом по Москве, а объем ипотечного кредитования по всей России вырос в 2,5 раза2.

Рост в 2011 году, напротив, был стимулирован со стороны спроса. На фоне растущей инфляции и ожиданий роста цен на недвижимость многие направили средства не на открытие депозитов, а на первоначальный взнос по ипотеке. При этом возможности банков в части стимулирования спроса были практически исчерпаны: значимое снижение процентных ставок уже произошло и их уровень, фактически, достиг минимума при динамике инфляции, существующей на тот момент, дальнейшее же ослабление требований к заемщикам могло нанести серьезный ущерб риск-менеджменту банков2.

По мнению большинства  экспертов, позитивные тенденции на рынке ипотечных кредитов, зафиксированные в 2011 году, продолжатся в текущем году. При этом большую роль в развитии рынка сыграют кредитные организации, располагающие государственным капиталом. Спросом будет пользоваться в основном новое жилье, поскольку ажиотажный спрос в прошлом году до предела взвинтил цены на вторичном рынке3.

В качестве основных прогнозных рыночных тенденций в 2012 году следует отметить удорожание заемных кредитных средств и, как результат, повышение среднерыночной процентной ставки по кредитам до 12,5%, однако, в силу высокой потребности в услугах ипотечного кредитования со стороны населения, это не станет серьезным фактором, сдерживающим потенциальных заемщиков. Рост рынка будет обеспечен увеличением доли ипотеки на первичном рынке жилья, которая составит 35% против 24% в 2011 году4.

Таким образом, рынок услуг  ипотечного кредитования в г. Москве можно охарактеризовать как динамично развивающийся рынок. Тенденции, прослеживающиеся на данном рынке, являются позитивными и, в целом, совпадают с общими тенденциями рынка ипотечного кредитования всей Российской Федерации.

2.2. Ведущие банки на рынке услуг ипотечного кредитования в г. Москве.

В настоящее время на рынке  услуг ипотечного кредитования г. Москвы можно выделить несколько основных крупных «игроков», то есть банков-лидеров отрасли, причем они же являются ведущими производителями услуг ипотечного кредитования по всей России.

Как видно из данных диаграммы  на рисунке 2, главным лидером рынка является ОАО «Сбербанк России», этот банк контролирует около половины рынка ипотечного кредитования. Вторым и третьим по завоеванной доле рынка являются ЗАО «ВТБ 24» и ОАО «Газпромбанк», соответственно. Их доли значительно ниже доли Сбербанка, однако, в отличие от  позиций    от

 Рисунок 2. Доля ведущих банков на рынке ипотечного кредитования в г. Москве в 2009-2011 годах, %.

 

Источник: собственные расчеты на основе данных аналитического центра «Русипотека».: http://www.rusipoteka.ru/ipoteka_statistika_ipotechnoe_kreditovanie_v_cifrah/

Сбербанка, они имеют тенденции  к увеличению. Таким образом, три основных лидера владеют более чем 60% рынка5. В качестве факторов, послуживших причиной такой значительной доли данных банков, можно выделить, во-первых, безусловно, их имидж, силу бренда этих банков. Во-вторых, гибкие сроки кредитования, предоставляемые ими, возможность взять кредит как в рублях, так и в иностранной валюте. Помимо этого, сотрудничество банков с государством (то есть, например, работа с АИЖК) также позволила банкам-лидерам упрочить свою позицию на рынке. Сводные данные об основных конкурентах отражены в приложении 2.

Говоря о количестве участников рынка, следует отметить, что, исходя из статистических данных в приложении 1, оно имело тенденции к снижению до 2011 года, что, однако, не отразилось на распределении сил в отрасли: большая часть рынка принадлежит  трем основным кредиторам.

В качестве основных тенденций  также можно отметить ужесточение  конкуренции в 2012 году после интенсивного восстановления рынка. Оно должно выразиться в снижении общего уровня концентрации крупнейших банков, при этом роль небольших  банков на рынке должна возрасти6. Это подтверждает статистика конца 2011 года:  для многих мелких и средних банков с небольшой базой и величиной активов были характерны темпы прироста свыше 100-150%7.

Таким образом, несмотря на то, что значительного перераспределения  сил в отрасли не произойдет, 2012 год может стать благоприятным  годом для выхода новых участников на рынок8.

 

 

 

3. Практическая часть:  проведение анкетирования и анализ  полученной первичной информации.

3.1. Программа проведения анкетного опроса.

Цель опроса: выявление информации о поведении и предпочтениях потребителей услуг ипотечного кредитования в г. Москве различных возрастных категорий.

Рабочие гипотезы:

1. Женщины и мужчины  проявляют одинаковую активность  на рынке услуг ипотечного  кредитования.

2. Наиболее активной в сфере потребления услуг ипотечного кредитования является группа в возрасте от 26 до 35 лет.

3. Большая часть потребителей  услуг ипотечного кредитования, находящихся в активном поиске  вариантов улучшения жилищных  условий, состоят в браке (в  том числе и гражданском).

4. Существует устойчивая связь между семейным положением, количеством детей в семьях респондентов и тем, насколько для них значимо, работает ли банк с федеральными ипотечными программами.

5. Работники бюджетной  сферы склонны делать свой  выбор в пользу банка, работающего  с федеральными ипотечными программами.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка услуг ипотечного кредитования в г. Москве