Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Целью исследования является получение и анализ первичной информации для выявления факторов, влияющих на отношение потенциальных клиентов к шампуню, и к рынку парфюмерно-косметической продукции, в частности
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные направления маркетинговых исследований;
- рассмотреть процедуру маркетинговых исследований;
- выявить основные направления и характеристика потребителей;
Аннотация
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования потребителей
1.1 Основные направления маркетинговых исследований
1.2 Процедура маркетинговых исследований
1.3 Основные направления изучения потребителей и их характеристика
Глава 2 Исследование поведения потребителей рынка парфюмерно-косметической продукции
2.1 Анализ современного рынка парфюмерии и косметики в России
2.2 Проведение маркетингового исследования предпочтений потребителей и анализ полученных данных
2.3 Выводы по результатам маркетингового исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Исследователи подсчитали, что житель крупного города ежедневно подвергается воздействию более 500 сигналов (реклама по радио, телевидению, в газетах, журналах и т.д., сигналы, воспринимаемые по дороге на работу). Из 500 сигналов человек (сознательно или неосознанно) может уловить лишь 50, из которых только 5 эффективны. Они или усиливают, или изменяют поведение потребителя.
Основоположник теории маркетинга Ф. Котлер описал основные факторы покупательского поведения: культурные, социальные, личностные и психологические.
Целесообразно далее рассмотреть данные факторы.
Факторы поведения покупателей.
Поведение потребителей на рынке,
характер покупок определяются личностными,
культурными, социальными и психологическими
факторами, изучение которых является
важнейшей задачей
- Личностные
факторы включают в свой
Жизненный цикл семьи - совокупность стадий, которые проходит семья в своем развитии (холостяки, молодая семья без детей и т.д.)
Стиль жизни- стереотипы поведения личности, которые выражаются в интересах, убеждениях, действиях.
Тип личности - характеризуется относительно неизменной реакцией личности на изменение внешней среды (уверенность, независимость, агрессивность, инертность и т. д.).
Самопредставление - сложное мыслительное представление личности о себе, о собственном «я».
- Культурные
факторы включают в свой
Культура- совокупность основных ценностей, воспринятых человеком от семьи и других общественных институтов.
Субкультура, характеризующую группу людей с общей системой ценностей, основанной на общем жизненном опыте и ситуациях.
Общественный класс - относительно упорядоченная и стабильная общественная группа, члены которой обладают общими ценностями. Интересами и поведением.
- Социальные
факторы включают в свой
Группы членства - группа,
к которой принадлежат
Референтная группа - группа, по которой личность осуществляет сравнение при формировании своих отношений и поведения.
Социальная роль - виды деятельности, которые осуществляет индивид по отношению к окружающим людям (один тот же человек может играть роли сына, отца и директора). Социальная роль влияет на покупательское поведение индивида.
Статус - это положение индивида в обществе (статус директора, статус отца).
- Психологические
факторы включают в свой
Восприятие - это процесс отбора, систематизации и интерпретации информации.
Усвоение - заключается в изменении поведения индивидов на основе приобретенного ими опыта.
Убеждение - определенные представления о товаре, основываются на реальном знании, мнении, вере.
Отношения - это устойчивые
благоприятные или
Мотивация - вызывает активность людей и определяет направленность на покупку определенного товара.
В маркетинге при анализе поведения потребителей наиболее часто используются теории мотивации Аллена, Фрейда и Маслоу:
1.
американский маркетолог Аллен
разделяет потребительские
2.
Авраам Маслоу человеческие
3.
Фрейд считал, что люди в основном
не осознают реальных
Согласно теории Фрейда, человек
не отдает себе полного отчета в
истоках собственной мотивации.
Типы покупателей.
Различие социально-
С учетом желания приобретать товары, находящиеся на разных стадиях ЖТЦ, покупателей подразделяют на новаторов, консерваторов, ретроградов.
В зависимости от ролей, которые потребители играют при покупке товаров, выделяют:
- инициаторов,
которые побуждают других
- лиц, влияющих
на формирование решения о
приобретении товара в связи
с их компетентностью и
- покупателей, совершающих покупку;
- потребителей, пользующихся товаром;
- критиков,
оценивающих качество и эффект
от удовлетворения
Можно выделить следующие важнейшие направления изучения потребителей:
Изучение отношения
При изучении отношения потребителей
к компании, т. е. при определении
ее имиджа, прежде всего, необходимо разработать
систему оценочных критериев, достаточно
полно характеризующих все
- услужливость;
- быстрота реагирования на заказы;
- соблюдение сроков;
- готовность дать совет;
- технические
и производственные
- гибкость цен;
- обеспечение высокого качества услуг;
- сердечность контактов;
- большой опыт работы;
- компетентность обслуживающего персонала;
- возможность
оказания широкого спектра
Далее формируется репрезентативная выборка клиентов данной компании, среди которых проводится анкетирование. Респонденты оценивают уровень достижения каждого критерия из приведенного списка. Рекомендуется в данном случае использовать модифицированную шкалу Лайкерта (рисунок1).
Соблюдение сроков
отчётности
1
________
2
Х
________
3
_______
4
_______
5
_______ Не- соблюдение сроков отчётности
Рис.1. Шкала Лайкерта
После обработки анкет, полученных от всех респондентов, проводится выявление сильных и слабых сторон деятельности компании. Оценки и выводы выглядят гораздо убедительнее, когда имеется возможность их сопоставить для разных периодов времени или для одного периода времени, но для ряда конкурирующих компании.
Для фирмы-производителя возможно получение сравнительной оценки имиджа компаний на основе изучения отношения потребителей к товарам этих компаний.
Может изучаться не только имидж компании, но параллельно также и профиль опрошенных потребителей. Анализ полученных данных позволяет выяснить, что думают потребители различного профиля об имидже компании с помощью шкалы семантической дифференциации.
Изучение намерений
На общем уровне оцениваются настроение или степень удовлетворенности потребителей, их представление о намерении совершить покупку или услугу. На более конкретном уровне - фирма регулярно организует опросы относительно вероятности совершения покупки.
При разработке анкет используются поведенческие меры:
- я определенно куплю этот товар;
- возможно, куплю;
- существует вероятность покупки;
- сомневаюсь, что куплю;
- я не куплю данный товар
Пример вопросника приведён на рисунке 2.
Собираетесь ли воспользоваться услугами магазина в течение ближайших 12 месяцев?Ни в коем случае Маловероятно Неплохая вероятность Большая вероятность Весьма вероятно Уверен
0 0,10 0,20 0,50 0,70 1,00
Рис.2. Пример вопросника
Изучение отношения
Прежде всего, следует выделить изучение степени известности марки товара. Известность устанавливает связь между маркой и категорией товара, к которой он принадлежит.
Принятие решения о пробной покупки зависит не только от осведомленности о новой марке, но также от ее отличительных свойств, на которые обычно указывается в рекламе.
Исследование марок отдельных товаров заключается в изучении мнений потребителей об этих товарах.
Однако, для исчерпывающего
моделирования покупательского
поведения мотивации
«Интерес покупателя к товару формируют впечатление от окружающего мира. Наиболее эффективны те впечатления, которые соответствуют потребностям покупателя, а также те, которые резко отличаются от привычных. Лучше воспринимается и запоминается информация, соответствующая уровню понимания, вкусам и убеждениям человека».[10]
При формировании покупательского
восприятия возможны его искажения.
Корректировка поступающей
Восприятие - промежуточный этап мотивации, за которым следует усвоение полученных впечатлений. Усвоение требует повторных впечатлений, подкрепления полученной информации, ответной реакции покупателя с учетом имеющихся у него данных. Усвоенная информация должна быть закреплена путем создания у покупателя целостной мысленной оценки предлагаемого товара - убеждения.
На основании сложившихся убеждений происходит заключительная фаза мотивации - формирование необходимого для совершения покупки отношения к товару.
При изучении модели покупательского поведения следует определить различные подходы, которые использует участник рынка, и возможные реакции со стороны потребителя, которые формируются под воздействием маркетинга.
Участник рынка может использовать три подхода к формированию модели покупательского поведения: экономический, психологический и социологический.
В соответствии с экономическим подходом покупатель безразличен к выбору и сочетанию товаров, имеющих одинаковую полезность. Отказ от одного из товаров (например, товара с высокой ценой) компенсируется путем замещения его другим товаром в большем количестве.
Существует множество
вариантов количественного
Таким образом, поведению
покупателей свойственны
Ценность экономического
подхода состоит в
В частности, есть много примеров, когда спрос на товары растет, несмотря на повышение цены.
Наиболее существенными факторами экономического подхода являются уровень дохода покупателя, цена товара, эксплуатационные расходы и т.д.
Экономический подход основан на законах:
- максимизации полезности;
- предельной (маргинальной) полезности.
Полезность - способность товара (услуги) удовлетворять потребителя, доставлять ему удовольствие. Полезность показывает отношение потребителя к товару, его реакцию на товар.
Закон максимизации полезности предполагает: рациональное и последовательное поведение потребителя; наличие большого объема информации, что затрудняет правильный выбор; эластичность спроса по отношению к цене.
Покупатель руководствуется прагматическими соображениями и личными представлениями о максимальной полезности и выгодности, покупаемых товаров, однако на самом деле он не так рационален в своих покупках и поведении.
Глава 2 Исследование Поведения потребителей
рынка парфюмерно-косметической продукции
2.1. Анализ современного рынка
парфюмерии и косметики в России
Парфюмерно-косметический рынок России - один из наиболее развивающихся в мире. Темпы его роста в среднем составляют 10-15%. Это один из крупнейших потребительских рынков Европы.
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка шампуня