Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель исследования – на примере издания провести маркетинговый анализ и комплексное исследование рынка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
- Комплексное исследование рынка
- Отбор и характеристика целевого рынка
- Разработка комплекса маркетинга
- Система распространения товара
- Коммуникационная политика
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Разработка спецификации маркетингового исследования……….………………...4
1.1.Постановка цели исследования…………………………………………………….4
1.2.Отбор источников информации……………………………………………………8
2.Оценка стоимости маркетингового исследования………….………………………9
3.Разработка комплекса маркетинга на примере предприятия……………………..13
Заключение……………………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………………….28
В рамках общей стратегии
2.Оценка стоимости
Одним из основных направлений маркетинговой
деятельности является сегментация
рынка, позволяющая аккумулировать
средства предприятия на определенном
направлении своего бизнеса. К настоящему
времени в экономической
Таким образом, сегментация рынка – это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей конкретного товара предприятия.
Общая схема сегментации рынка представлена на рис. 1.
Подобная схема сегментации
рынка носит общий характер и
может быть применена при планировании
различных направлений
Отметим, что приведенная схема
сегментации рынка
Рис. 1. Общая схема сегментации рынка
Рассмотрим подробно отдельные
этапы общей процедуры
Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять апробированные практической деятельностью пять принципов [1]:
Принцип различия между сегментами означает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся друг от друга группы потребителей. В противном случае, сегментация неявно будет подменена массовым маркетингом. Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с точки зрения покупательского отношения к конкретному товару. Сходство потребителей необходимо для того, чтобы можно было разработать соответствующий маркетинговый план для всего целевого сегмента.
Требование большой величины сегмента означает, что целевые сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия издержек предприятия. При оценке величины сегмента следует учитывать характер продаваемого товара и емкость потенциального рынка. Так, на потребительском рынке количество покупателей в одном сегменте может измеряться десятками тысяч, тогда как на промышленном рынке большой сегмент может включать менее сотни потенциальных потребителей (например, для систем сотовой или спутниковой связи, для потребителей энергомашиностроительной продукции и т.д.).
Измеримость характеристик потребителей необходима для целенаправленных полевых маркетинговых исследований, в результате которых можно выявлять потребности потенциальных покупателей, а также изучать реакцию целевого рынка на маркетинговые действия предприятия. Данный принцип крайне важен, так как распространение товара «вслепую», без обратной связи от потребителей, ведет к распылению средств, трудовых и интеллектуальных ресурсов фирмы-продавца.
Принцип достижимости потребителей означает требование наличия каналов коммуникации фирмы-продавца с потенциальными потребителями. Такими каналами коммуникации могут быть газеты, журналы, радио, телевидение, средства наружной рекламы и т.п. Достижимость потребителей необходима для организации акций продвижения, иначе информирования потенциальных покупателей о конкретном товаре: его характеристиках, стоимости, основных достоинствах, возможных распродажах и т.п.
В основе процедуры сегментации рынка, наравне с применением принципов сегментации, лежит и обоснованный выбор соответствующего метода сегментации.
Наиболее распространенными
На рис. 2 представлена схема последовательных
разбивок по методу AID (автоматического
детектора взаимодействия), который
получил широкое
Рис. 2. Схема последовательных разбивок по методу AID
В этом случае, схемы классификации базируются на следующих предположениях. В один класс объединяются потребители, сходные между собой по ряду признаков. Степень сходства у потребителей, принадлежащих к одному классу, должна быть выше, чем степень сходства у людей, принадлежащих к разным классам.
С помощью подобного метода решается задача типизации с одновременным использованием демографических, социально-экономических и психографических показателей. В качестве примера отметим решение задачи о сегментации рынка путем построения типологии потребителей, под которой понимается разделение потребителей на типические группы, имеющие одинаковое или схожее потребительское поведение. Построение типологии – это процесс разбивки исследуемой совокупности объектов на достаточно однородные и устойчивые во времени и пространстве группы.
В действительности объективно существуют достаточно однородные группы (классы) потребителей с характерным для каждой из них типом потребительского поведения. С помощью методов многомерной статистики такие группы могут быть выделены и проанализированы.
Например, в исследовании Гольцова
[1] методом многофакторного
Как следует из вышеизложенного, после
определения принципов и
3.Разработка комплекса маркетинга на примере предприятия
Под конкурентоспобностью (КС) продукта можно понимать сравнительную характеристику потребительских и стоимостных свойств продукта, т. е.
КС= К/Ц, (1)
где К - общий уровень потребительского эффекта с учетом различных его показателей;
Ц - цена потребления или владения, включающая цену покупки и стоимость эксплуатации и утилизации.
Показатели качества, которыми оценивается уровень потребительского эффекта, выбираются экспертами.
Необходимые пояснения по формуле (1) сделаны, приступим теперь к описанию этапов алгоритма расчета КС:
1) разработать на основе знания рынка и требований к товару совокупность показателей его качества;
2) выбрать из этой совокупности несколько важнейших, назовем их параметрами качества;
3) получить количественные
4) сформулировать модель эталона
- образца товара в разрезе
выбранных параметров с
5) разработать количественные
6) оценить уровень качества или
потребительского эффекта
где ai- количественная оценка значимости i-го параметра;
ni - количественная оценка i-го параметра качества по своему изделию (ni) и по изделию-конкуренту (nik);
7) рассчитать цену Ц потребления своего товара и установить цену Цk потребления товара-конкурента с учетом отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходов в период пользования товаром;
8) рассчитать интегральный
9) если свой товар планируется
экспортировать, то необходимо проверить
выбранные параметры качества
на соответствие
где П - произведение всех ;
- параметр качества, учтенный в зарубежном стандарте;
= 0 - несоответствие стандарту;
= 1 - соответствие стандарту.
Если хотя бы один из параметров качества будет равен 0, то КС не будет иметь смысла.
Рассмотрим пример. Пусть редакция выпустила приложение к журналу, по которому отдел маркетинга в соответствии с алгоритмом, используя опросы экспертов, выполнил п.п 1-5 этого алгоритма (см. таблицу).
Таблица 1.
Выбранные экспертами параметры качества |
Количественные характеристики | |||
niэ |
ni |
nik |
ai | |
Актуальность |
100 |
90 |
80 |
0,7 |
Читабельность, баллы |
10 |
5 |
8 |
0,1 |
Дизайн, баллы |
10 |
5 |
10 |
0,2 |
Теперь, используя формулы п.п 6 и 8, определим КС нашего продукта.
Пусть известно, что Ц К = 200 тыс.руб., а Ц = 220 тыс. руб.. Этих данных достаточно, чтобы по формуле (5) рассчитать
Считается, что если КС < 1, то редакция предлагает на рынок явно неконкурентоспособный товар и необходимо изменить его технические и экономические характеристики. Более того, считается, что превышение на 10-20% слишком мало, чтобы быть уверенным в успехе на рынке. Однако если это превышение составляет 30-50%, то считается, фирма занимает на рынке достаточно устойчивое положение.
Информация о работе Маркетинговые исследования в рекламной деятельности предприятия