Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:13, курсовая работа
Поэтому для того, чтобы избежать ее возникновения необходимо не только сформулировать стратегию компании. Надо изложить ее на бумаге и ознакомить с ней как минимум всех руководителей подразделений.
Существование стратегии и ее знание сотрудниками позволит руководству:
1. Расставить приоритеты в работе подразделений;
2. Повысить эффективность работы компании за счет концентрации усилий всех сотрудников на достижении единой и понятной им цели;
3. Делегировать полномочия и заняться действительно руководством, а не оперативным латанием то тут, то там Возникающих «дыр»;
4. Повысить конкурентно способность компании за счет увеличения скорости ее адаптации к изменяющимся рыночным условиям.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
1. Основные понятия стратегического планирования….………………………......3
2. Теоретические и методологические основы стратегического планирования…………………………………………………………………………..7
2.1. Концептуальная модель стратегического планирования……………................7
2.2. Анализ состояния и коэффициенты развития стратегического планирования…………………………………………………………………………..7
2.3. Выбор стратегии развития……………………………………………………...8
2.4. Методология стратегического планирования……………………………….....9
2.5. Этапы планирования…………………………………………………………....11
2.6. Принципы стратегического планирования…………………………………….12
2.7. Виды стратегического планирования………………………………………….12
2.8. Методы стратегического планирования……………………………………….13
3 Роль маркетинга в стратегическом планировании ………………………………15
4 Аналитическая часть на примере предприятия ОАО СК «РОСНО»……..17
4.1 Характеристика предприятия ………………………………………………17
4.2 Анализ планирования предприятия…………………………………...……18
4.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия……………18
4.4 SWOT-анализ как основа стратегического планирования………………..22
4.5 Формулирование миссии и целей…………………………………………..24
4.6 Разработка стратегии………………………………………………………..25
4.7 Рекомендации………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………
В стратегическом планировании и маркетинге разработано несколько аналитических подходов, дающих возможность решать задачи оценки текущего состояния отдельных видов деятельности и перспектив их развития. Важнейшими из них являются следующие:
1. Анализ хозяйственного и продуктового портфелей.
2. Ситуационный анализ.
3. Анализ влияния выбранной стратегии на уровень прибыльности и возможности генерировать наличные деньги (ПИМС – анализ).
2 Теоретические и методологические основы стратегического планирования
2.1. Концептуальная модель стратегического планирования
Любая организация создается с определенной целью, и по своему характеру они разделяются на рыночные и не рыночные. В свою очередь, рыночные организации делятся на коммерческие и не коммерческие организации (государственные предприятия и объекты инфраструктуры).
Целью коммерческих организаций является прибыль. Цель не коммерческих организаций, это обеспечение работы рыночного механизма. Общая цель стратегического планирования – конкретизировать статус фирмы и обеспечить направление и ориентиры для выработки более конкретных целей и стратегий на различных уровнях. Эти цели должны быть конкретными и измеримыми, чтобы создать базу для принятия последующих решений и оценки работ по их выполнению. Если цели превышают реальные возможности организации, то деятельность фирмы может зайти в тупик.
Вырабатывая стратегию и осуществляя стратегическое планирование руководство фирмы должно учитывать множественность и иерархичность целей объективно существующих в рамках фирмы, для того чтобы избежать разнобоя в стратегиях и программах. Общая концепция путей достижения поставленных целей называется стратегией. Стратегия отражает общее движение к цели, направление движения, способы достижения и ресурсы, которые должны быть для этого использованы. Стратегия должна быть официально документирована, а ее выполнение подлежит строгому контролю. В соответствии с выработанной стратегией осуществляется перестройка организационной системы, ее управление, формирование планов, предание общего направления оперативным решениям. Разработанная в фирме стратегия не является единственной, возможно наличие других альтернативных стратегий, которые могут определять и другие виды деятельности. В случае наступления непредвиденной ситуации разрабатываются ситуационные планы, на основе которых в дальнейшем составляется стратегический план действий. Единой стратегии, готовой на все случаи жизни не существует.
2.2. Анализ состояния и коэффициенты развития стратегического планирования
Для успешного выбора стратегии необходим глубокий анализ существующих направлений в организации, ее позиции в борьбе, перспектив на будущее, а также тенденций ее развития. На основе анализа разрабатываются приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.
Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:
Объективная оценка положения организации в целом. Исследование эффективности ее работы в прошлом и настоящем; жизненность организационной структуры, система управления и модель функционирования технического и технологического потенциала, предпочтение к руководству; специфика деловой моральной атмосферы и другие вопросы жизни фирмы.
Внешнее окружение организации. Выясняется ее реальная репутация, выпускаемая продукция в глазах деловых партнеров и потребителей, исследуются тенденции рынка, реальные потенциальные потребители, определяется круг товаров и услуг, на которые имеет смысл ориентироваться.
Выявляются помехи препятствующие развитию, несоответствие целей и средств к их достижению, возможные производственные конфликты.
2.3. Выбор стратегии развития
На основе имеющейся базы стратегических данных, прогнозов и допущений, фирма приступает к выбору стратегических альтернатив своего развития.
Существует четыре вида альтернатив:
Рост;
Ограниченный рост;
Сокращение;
Сочетание трех предыдущих альтернатив в различных пропорциях.
Стратегия роста предполагает ежегодный рост основных показателей организации, ее чаще всего применяют предприятия в динамично развивающихся отраслях народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия, стремящиеся к диверсификации (широкому проникновению в новые сферы деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый и краткосрочный рост, и разоряются, поэтому большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого уровня и внешних усилий. Это наименее рискованный способ действия. Стратегическое сокращение выражается в том, что результаты работ фирмы в планируемом периоде предполагаются ниже чем в предыдущем периоде. Данная стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке организации. И если недальновидные руководители пытаются перестроить деятельность организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило, отрицательные.
Сокращение осуществляется разными путями:
полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой;
избавление от лишних элементов;
сужение масштабов фирмы, ее деятельности с одновременной переориентацией (данную стратегию избирают фирмы, если дела идут плохо или необходимо сокрыть доходы).
Сочетание трех типов стратегии практикуют фирмы, действующие одновременно в разных отраслях с весьма различными технологическими и экономическими условиями. Успешная реализация стратегии требует надежных обратных связей и соответствующих инструментов. Один из инструментов, это тактика, когда формы и методы действий, ориентированы на достижение ближайших целей. Ее разрабатывают на уровне среднего звена руководства, и на короткий срок. Для достижения стратегических и тактических целей руководство фирмы разрабатывает текущую политику, которая включает в себя дискриминацию при поступлении на работу, увеличение прибыли за счет завышения цен, использование низких цен для вытеснения конкурентов и т.д.
Роль ориентира в организации целей и задач фирмы выполняют правила, которые предписывают строго регламентированные действия в определенных ситуациях, исключая свободу выбора. Правила, выполняемые в строгой последовательности, называются процедурами. Процедуры применяются в стандартных ситуациях, что позволяет экономить средства. Таким образом, стратегия, тактика, прогнозы, правила, процедуры и допущения представляют собой базу, на основе которой может осуществляться процесс планирования.
2.4. Методология стратегического планирования
Методология стратегического планирования опирается на четыре уровня знаний:
Общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория систем; теория организации; политология);
Общенаучный уровень – который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.);
Конкретная методология наук – образует совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);
Методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.
Раскрывая методологию стратегического планирования, надо ответить на вопросы:
а) Что служит методологической базой?
б) Каковы общие методы стратегического планирования?
в) Какова системная модель организации и как ее интерпретировать?
г) Каковы принципы стратегического планирования?
Методологической базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и элементов более крупной системы, функционирование и развитие которой определяется экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа систем.
Для каждой конкретной организации системы более высокого порядка выступают в виде определенной среды, состоящих из хозяйственных и правительственных органов управления; рынка, отечественных и зарубежных конкурентов, средств информации и инфраструктуры. Стратегическое планирование организациями основывается на следующих положениях:
Первое положение
Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей:
а) Организации создаются для достижения определенных целей;
б) Наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные блага;
в) Соизмерение затрат на производство и использование товара с результатами деятельности;
г) Сложность внутренней среды организации;
д) Многокритериальность задач управления;
е) Большая динамичность протекающих в системе процессов;
ж) Необходимость управления организацией, для чего создается специальный орган управления, имеющий определенную функцию и организационную структуру. Систему утвержденных норм контроля за их соблюдением.
Второе положение
Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность организации, и ее стратегия, в значительной степени определяются ее адаптивными возможностями.
Третье положение
Стратегии организаций во многом уникальны, следовательно, универсальных решений на все случаи жизни нет, отсутствуют и стандартные наборы правил, и порядок решения стратегических задач.
Методология планирования базируется на следующих принципах:
Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии развития организации;
Постоянный поиск новых форм и видов деятельности, для повышения конкурентоспособности организации;
Обеспечение соответствия между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами и элементами организации;
Индивидуализация стратегии, где каждая организация имеет свои особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами, поэтому разработка стратегий должна производится с учетом этих особенностей;
Четкое организационное разделение задач стратегического планирования от задач оперативного планирования.
2.5. Этапы планирования
Стратегическое планирование опирается на четко сформулированную программу и включает в себя некоторые этапы, см. приложение 1, рис. 1.
Планирование состоит из следующих этапов:
1. Оценка экономической и политической обстановки, определяются возможности рынка, его ёмкость, рассматриваются позиции конкурентов, как на данном этапе, так и в перспективе, прогнозируются возможные результаты деятельности, определяется место и роль в отрасли, регионе или экономики в целом;
2. Происходит постановка конкретных задач, вытекающих из конечной цели деятельности, выделяются наиболее важные аспекты деятельности, конкретизируются желаемые результаты, уточняются сроки. К задачам предъявляются жесткие требования: задачи должны быть согласованы с подразделениями организации и должны быть реалистичными;
3. Происходит рассмотрение плановых предположений, т.е. той ситуации, в которой будет выполняться план. Предположения бывают внешними (политические и социальные условия, прогнозируемый уровень развития техники, науки, возможное состояние рынка) и внутренними (будущая структура организации, ее стратегия, политика в области конкретных вложений, деловой климат);
Исходя из имеющихся альтернатив, происходит выбор наиболее предпочтительного образа действия. Выбрав одну из альтернатив и скорректировав ее на момент неопределенности, организация приступает к следующему этапу разработки общих планов;
Общие планы, они формируются на уровне высшего руководства в виде системных целей и задач, далее они преобразуются в частично детализированные планы функциональных направлений. После разработки общих планов происходит их конкретизация и составляется основной документ – бюджет;
Рассматривается вопрос о реорганизации фирмы, если этого требуют обстоятельства или о перестройке управления ею.
Информация о работе Маркетинговые исследования в стратегическом планировании