Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — провести анализ факторов, влияющих на выбор методов маркетинговых исследований.
Задача курсовой работы — раскрыть смысл понятие «маркетинговые исследования», изучить различные методы маркетинговых исследований, определить критерии выбора методов маркетингового исследования.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «маркетинговые исследования» 5
1.1. Цели и задачи маркетингового исследования 5
1.2. Принципы проведения маркетинговых исследований 6
1.3. Формы проведения маркетинговых исследований. 7
1.4. Процесс маркетингового исследования 8
2. Методы маркетинговых исследований 13
2.1. Вторичные данные 13
2.2. Первичные данные 15
2.2.1. Качественное исследование 16
Фокус-группа 16
Глубинное интервью 18
Анализ протокола 19
2.2.2. Количественное исследование 20
Опрос 20
Аудит 27
2.2.3. Mix-методики 28
Hall-test 28
Home-test 28
Mystery Shopping 29
3. Критерии выбора методов маркетингового исследования 31
3.1. Стоимость маркетинговых исследований 31
3.2. Выбор метода в зависимости от цели исследования 33
3.2.1. Выбор между качественными и количественными методами исследований 34
3.2.2. Область применения методов 37
Заключение 41
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по маркетингу.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

    В течение полутора-трех часов подготовленный ведущий (модератор) руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide, подготовленный до начала обсуждения).

    Фокус-группа обычно проходит в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом (из-за которого представители заказчика могут наблюдать за ходом фокус-группы, не выдавая своего присутствия). Все происходящее записывается на видео- и аудиопленку.

    После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.

    Модератор

    Фокус-группу проводит квалифицированный специалист, задача которого — понять отношение  участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам. Он должен иметь навыки управления группой, а также общие знания в области психологии и маркетинга.

    Достоинства и недостатки

    Среди недостатков данного метода данного метода следует отметить:

    • возможную нерепрезентативность (мнения, высказанные членами фокус-группы, нельзя считать мнением всех потребителей);
    • субъективную интерпретацию полученных результатов (которая, впрочем, всегда присутствует в качественных методах исследований).

    К числу достоинств фокус-групп можно отнести:

    • максимальную возможность для свободной генерации новых идей;
    • разнообразие направлений использования данного метода;
    • возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению;

    возможность для заказчика принимать участие  на всех этапах исследования. 
 
 

    Глубинное интервью

    Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

    Отличительные черты

    Интервью  проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.

    Технология

    Подготовка  структуры беседы. Перед началом серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.

    Отбор респондентов и проведение интервью. После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в специальном помещении с нейтральной обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.

    Обработка результатов интервью и составление  аналитического отчета. После завершения интервью его аудио и/или видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает полный текст всего интервью. На основе данных текстов и впечатлений интервьюера составляется аналитический отчет.  

    Интервьюеры

    Успех глубинного интервью во многом зависит  от профессионализма и личных качеств  интервьюера. Для проведения интервью необходим квалифицированный специалист, желательно имеющий психологическое образование. Ему должны быть присущи навыки установления контакта с людьми, хорошая память, способность быстро реагировать на нестандартные ответы, терпение. В процессе интервью нельзя оказывать психологическое давление на опрашиваемого, спорить с ним.

    Достоинства и недостатки

    Основные  недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров. Во-первых, для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, сложность обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов.

    Достоинства. С помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ. 

    Анализ  протокола

    Анализ  протокола заключается в помещении  респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

    Технология

    Респонденту предлагают представить себе конкретную ситуацию, в которой он должен принять  решение. После этого он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался в процессе принятия решения. Иногда при применении данного метода используется диктофон. Затем исследователь анализирует протоколы (отсюда — название метода), представленные респондентами.  

    2.2.2. Количественное исследование

    Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».

    Данный  тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет  обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т.п.

    Основные  методы количественных исследований — это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit). 

    Опрос

    Опрос предполагает выяснение мнения респондента  по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного  либо опосредованного контакта интервьюера  с респондентом.

    Технология

    Опрос заключается в сборе первичной  информации путем прямого задавания  людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского  поведения. Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:

    • разработка, проверка и тиражирование анкеты;
    • формирование выборки;
    • инструктаж интервьюеров;
    • проведение опроса и контроль качества данных;
    • обработка и анализ полученной информации;
    • составление итогового отчета.

    Виды  опроса

    Опросы  могут быть одноразовыми пли повторяющимися. Повторяющиеся опросы называют панелью. В качестве панели могут выступать группа лиц, предприятия.

    • по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
    • по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
    • по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
    • по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

    Как правило, чаще опросы различают по способу  контакта с респондентом. Каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки. 

    Достоинства и недостатки трех главных методов  опроса

Метод  Достоинства     Недостатки
Почтовый  опрос - низкая стоимость

- легкость организации опроса

- доступен для малой группы исследователей

- при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера

- могут быть использованы иллюстрации

- смещение выборки за счет «самовыборки»: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса

- респондент не может уточнить у интервьюера вопросы

- низкое качество ответов на открытые вопросы

Телефонное  интервью - низкая стоимость

- опрос может быть проведен достаточно быстро

- пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения

- возможен централизованный контроль за ходом опроса

- охватывает только людей, имеющих телефон

- не могут быть показаны вопросник и иллюстрации

- по телефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут

- трудно задавать сложные вопросы

Личное  интервью - есть возможность продемонстрировать продукт

- сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени

- появляется возможность слушать живую речь респондента

- легко задавать сложные вопросы

- высокая стоимость

- присутствует влияние интервьюера на респондентов

- требуется большая команда квалифицированных интервьюеров

- низкий уровень контроля за работой интервьюера


    1. Личное интервью (face-to-face)

    Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации.

    Разновидности

    Личные  интервью различаются:

— по типу респондентов: интервью с физическими и юридическими лицами, экспертами;

— по месту проведения: дома, в офисе, в местах продаж товаров.

    Технология

    Проведение  личного интервью включает в себя несколько этапов:

      • разработка и тиражирование анкет;
      • формирование выборки: выборка может быть репрезентативной (полностью соответствующей по своим характеристикам генеральной совокупности, но меньше по размерам) либо целевой (когда опрашиваются только люди, соответствующие определенным критериям);
      • подготовка интервьюеров;
      • полевое исследование и контроль качества: непосредственно опрос респондентов происходит при личной беседе, в отсутствии посторонних лиц, не участвующих в анкетировании. В случае необходимости респонденту предъявляются рисунки, фотографии товара. Ответы респондента заносит в анкету интервьюер;
      • обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу;
      • аналитическое описание результатов интервью: по результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.

    Достоинства и недостатки

    Основные  недостатки личного опроса:

      • высокая стоимость;
      • присутствует влияние интервьюера на респондентов;
      • требуется большая команда квалифицированных интервьюеров;
      • довольно сложно обеспечить должный уровень контроля за работой интервьюеров.

    Основные  достоинства личного опроса:

      • есть возможность продемонстрировать продукт, рекламный модуль, логотип и другие визуальные материалы;
      • сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени — возможно проведение довольно длительного интервью;
      • появляется возможность слушать живую речь и комментарии респондента;
      • незначительное число отказов от интервью со стороны респондентов;

Информация о работе Маркетинговые исследования