Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:59, курсовая работа
Цель курсовой работы — провести анализ факторов, влияющих на выбор методов маркетинговых исследований.
Задача курсовой работы — раскрыть смысл понятие «маркетинговые исследования», изучить различные методы маркетинговых исследований, определить критерии выбора методов маркетингового исследования.
Введение 3
1. Понятие «маркетинговые исследования» 5
1.1. Цели и задачи маркетингового исследования 5
1.2. Принципы проведения маркетинговых исследований 6
1.3. Формы проведения маркетинговых исследований. 7
1.4. Процесс маркетингового исследования 8
2. Методы маркетинговых исследований 13
2.1. Вторичные данные 13
2.2. Первичные данные 15
2.2.1. Качественное исследование 16
Фокус-группа 16
Глубинное интервью 18
Анализ протокола 19
2.2.2. Количественное исследование 20
Опрос 20
Аудит 27
2.2.3. Mix-методики 28
Hall-test 28
Home-test 28
Mystery Shopping 29
3. Критерии выбора методов маркетингового исследования 31
3.1. Стоимость маркетинговых исследований 31
3.2. Выбор метода в зависимости от цели исследования 33
3.2.1. Выбор между качественными и количественными методами исследований 34
3.2.2. Область применения методов 37
Заключение 41
Список литературы 42
легко
задавать сложные вопросы, так как
интервьюер может дополнительно
разъяснить респонденту непонятый
вопрос.
2. Телефонный опрос
Один
из самых оперативных и недорогих
опросных методов, который позволяет узнать
мнения различных групп населения практически
по любым вопросам.
Разновидности
Телефонные интервью различаются по типу респондентов:
Технология
Проведение телефонного интервью включает в себя несколько этапов.
Ограничения
Проведение телефонных интервью по репрезентативной выборке возможно только в тех населенных пунктах, где уровень телефонизации более 75%. В противном случае полученная информация будет недостоверна.
Для справки: проводной телефон есть только у 30% российских семей, проживающих в городах, и лишь у 11% семей, проживающих в селах. В пересчете на каждого жителя России обеспеченность проводными телефонами составляет около 20%. Только в Петербурге и в Москве телефонизированы более 80% квартир.
Достоинства и недостатки
Основные недостатки телефонного опроса:
Основные достоинства телефонного опроса:
3. Почтовый опрос
Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.
Разновидности
Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос. Его отличие заключается в том, что анкета не рассылается, а печатается в каком-либо издании. Прессовый опрос обычно используется в двух случаях: когда редакция хотела бы узнать мнение читателей о своем издании, или когда через печатный орган выясняется отношение определенной группы населения к какой-либо актуальной и важной проблеме. В последнее время коммерческие фирмы совместно с периодическими изданиями стали проводить своеобразные рекламно-исследовательские акции.
Технология
Проведение почтового включает в себя несколько этапов.
Достоинства и недостатки
Основные недостатки почтового опроса:
Основные достоинства почтового опроса:
время
для заполнения анкеты выбирает сам
респондент, а, значит, он может спокойно
разобраться со всеми сложными вопросами.
Аудит
Retail
Audit (аудит розничной торговли) —
это исследование, включающее анализ
ассортимента, цен, дистрибуции,
рекламных материалов в
Технология
Анализ результатов аудита розничной торговли дает наиболее полную и адекватную характеристику как состояния и движения рынка в целом, так и тенденций по его отдельным позициям — структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т. д. Исследование по методу Retail Audit включает в себя разработку анкет, формирование выборки торговых точек, подготовку интервьюеров, непосредственно само исследование и последующую обработку и анализ данных.
Достоинства и недостатки
Среди
недостатков метода можно упомянуть
сложность получения данных (административные
препятствия). К его преимуществам можно
отнести относительную простоту и точность
получаемых данных.
2.2.3. Mix-методики
Mix-методики — смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.
Основные виды mix-методик:
— hall-тесты,
— home-тесты,
—
mystery shopping.
Hall-test
Hall-test
— метод исследования, в ходе
которого довольно большая
Технология
Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу. Выделяют следующие типы тестирования: м
Достоинства и недостатки
Среди
недостатков можно упомянуть трудоемкость
организации тестирования. Преимуществом
методики является возможность предъявления
и оценки не только визуальной информации,
но и аудиальной (слуховой), обонятельной,
осязательной, вкусовой, а также их комбинаций.
Home-test
Home-test — метод исследования, в ходе которого группа потребителей тестирует определенный товар в домашних условиях (используя его по назначению), заполняя при этом специальную анкету.
Отличия
Home-test
во многом схож с hall-тестом,
но используется при
Технология
Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.
Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда — по сравнению с другими продуктами).
Достоинства и недостатки
К
недостаткам метода можно отнести
сложность и дороговизну
Mystery Shopping
Mystery
Shopping — метод маркетинговых
Оценка полезности
При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.).
Технология
Оценка качества обслуживания производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону.
Разработка плана Mystery Shopping. Первым делом разрабатывается подробный план — какие элементы работы персонала необходимо оценить, по каким критериям, на что нужно обратить особое внимание (если в организации есть стандарт обслуживания клиентов, то можно основываться на нем). Затем на основе этого плана разрабатывается анкета и проводится инструктаж исследователей.
Проведение Mystery Shopping. Специально подготовленные люди, полностью соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке, посещают исследуемые точки (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов и в процессе общения с персоналом оценивают его работу по утвержденной анкете. Помимо личного визита, возможна оценка посредством телефонного звонка, либо общения через Internet.
Использование результатов. По результатам проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала, и разрабатывается программа по их исправлению (проводятся специальные тренинги, корректируются инструкции и т. п.).
Особенности названия
В
различных источниках этот метод носит
следующие названия: Secret Shopping, Spotter Services,
Shopper Programs, Undercover Performance Evaluations, Anonymous Consumers,
Shopper Audits, Virtual Customers(r), Ghost Shopping, Таинственный
покупатель.