Методы сбора информации по средствам анкетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание

Анкетирование в настоящие дни является очень популярным методом, используемым в социологии, в маркетинге и во всех социо-гуманитарных науках. Анкетирование является действенным способом сбора информации, на основании которой можно сделать выводы о потребностях населения в определенном продукте, о его необходимом качестве, можно оценить занятость населения, количество работающих студентов и многое другое.
Метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, без прямого контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование целесообразно применять в двух случаях: когда нужно опросить большое количество респондентов за ограниченный промежуток времени или когда респонденты должны тщательно обдумать ответы на вопросы, что удобнее сделать, имея у себя перед глазами распечатанных вопросник.

Содержание

Введение 3

1. Опросы в маркетинговом исследовании 4
1.1. Понятие и формы опросов 4
1.2. Классификация опросов 5

2. Анкетирование 9
2.1. Виды анкетирования 10
2.2. Направления постановки вопросов 11
2.3. Схема анкеты и способы ее заполнения 13
2.4. Классификация вопросов и требования, предъявляемые к ним 15

3. Практическая часть. Анализ анкет 18

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

       Контакт интервьюера  с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

      При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

        Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

      Анкеты относятся к классу формализованных обследований. Проведение анкетирования это большая исследовательская работа, которая имеет целью отразить требования маркетинга, учесть психологию респондента, по возможности предсказать его реакцию на вопрос, обнаружить степень его искренности. Ответ на вопросы анкеты должен исключить возможность ее различного толкования. Анкета стандартизует как поставленные вопросы, так и ответы на них. Следует, по возможности, избегать вопросов, на которые трудно или невозможно ответить, или такие, на которые ответа не требуется. Перечень возможных вопросов не следует жестко регламентировать, но с другой стороны, анкетирование подчиняется установленным правилам.

      Составление анкеты – это сложный  и трудоемкий исследовательский процесс, который включает следующие проблемы: 

 • постановку целей;

 • анализ вопросов и выдвижение гипотез;

 • формулирование вопросов и вариантов ответов;

 • разработку выборки;

 • выбор способа анкетирования.

 2.1. Виды анкетирования 

 1. По числу респондентов:

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент);
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов);
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);

 2. По полноте охвата:

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки);
  • Выборочное (опрос части выборки);
  1. По типу контактов с респондентом:
  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);
  • Заочное (анкетёр отсутствует);
  • Рассылка анкет по почте;
  • Публикация анкет в прессе;
  • Публикация анкет в интернете;
  • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  1. Онлайн анкетирование: с ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 2.2. Направления постановки вопросов 

      Анкета представляет собой тонкий  и гибкий инструмент, требующий  тщательной проработки: уточнения типов и формулировок вопросов, определения их количества и последовательности, корректности и уместности. В анкетировании необходимо максимально учесть возможности и требования компьютерной технологии. Прежде всего нужно уяснить, какая информация является необходимой (нужно избавляться от малозначимой и второстепенной информации). Сама по себе разработка анкеты – это достаточно длительный и трудоемкий процесс, требующий научно обоснованного подхода, логической последовательности. До начала исследования обычно осуществляется пробное, «пилотажное» анкетирование, целью которого является устранение ошибок и наводящих элементов. При организации анкетирования полезно использовать три направления постановки вопросов:

    1. туннельное, когда осуществляется переход от широких общих вопросов анкетирования к узким, частным вопросам;
    2. секционное, когда последовательно рассматриваются возможные проблемы, пока они не будут полностью решены;
    3. комбинационное, когда в постановке вопросов сочетаются оба направления.

      Переход от общих вопросов к частным, более детальным, вообще является магистральным путем гносеологии, системы познания. Это полностью относится и к маркетинговому исследованию. Дифференциация вопросов анкеты позволяет сконцентрироваться на глубоком изучении и аргументации отдельных вопросов анкеты.

      Туннельное направление анкетирования позволяет увидеть и оценить общую картину, а затем перейти к деталям. Один его из вариантов получил название «воронкообразного» подхода. Он требует последовательности и логики в формировании системы вопросов. При переходе от одной проблемы к другой нередко возникает необходимость различного рода пояснений, детализации некоторых ответов. В частности, когда респондентов отсылают к анкете, основываясь на их ответах на текущий вопрос. Например, если в анкете содержится вопрос «часто ли вы покупаете кофе?», логичным будет уточнение о видах и сортах кофе, которые вы выбираете. Такой вопрос называется «разветвленным». Предположим, что вы любите только зерновой. Целый ряд возможных альтернативных вопросов отпадает.

      В секционном подходе нельзя смешивать различные проблемы, необходимо последовательно рассматривать имеющиеся вопросы, пока тема не будет полностью исчерпана. Нужно наиболее полно рассмотреть и охарактеризовать изучаемую проблему. Только после этого можно переходить к следующей проблеме. Целесообразно комбинировать оба вида проектирования анкет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.3. Схема анкеты и  способы ее заполнения  

      В анкетировании одной из решающих проблем является ответ на вопрос: кто заполняет анкету? Существует три способа заполнения анкеты:

  1. Экспедиционный способ: заполнение бланка регистратором со слов респондента;
  2. Способ саморегистрации: заполнение анкеты респондентом собственноручно — письменная форма;
  3. Корреспондентский способ: рассылка анкет по почте или с помощью компьютера, через электронную почту.

      Недостатком корреспондентского метода, хотя и более дешевого, является определенный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет вообще не возвращается. Иногда даже проводятся контрольные выборочные обходы опрашиваемых лиц. Анкетирование применяется также в панельных обследованиях, при работе с торговыми корреспондентами и т.п. Нередко анкеты заполняются экспертами, специалистами консалтинговой и маркетинговой службы и т.д.

      Анкета имеет табличную форму с подготовленными вопросами и пробелом для ответа. Анкета может быть компактной, но может иметь и достаточно много страниц. Как правило, схема анкеты включает три блока:

  1. Введение;
  2. Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса;
  3. Сведения об опрашиваемых.

                 Введение (преамбула) кратко ставит в известность респондентов о том, кто и зачем         проводит исследование. Оно раскрывает цели опроса, приводит следующие сведения об опрашивающих:

  1. название предприятия или имя владельца,
  2. характеристика предприятия, его тип;
  3. называется адрес.

      Введение предусматривает гарантию полной анонимности опроса и доверительности ответов. Во введении также дается представление о фирме, ее репутации. Во введении приводится инструкция по заполнению анкеты и ее возвращению (иногда в форме сопроводительного письма, если оно отправлено по почте). Обычно принято выразить благодарность респонденту за время, любезно уделенное исследователям.

      При разработке основной части анкеты, т.е. предмета опроса, рассматривается содержание вопросов, их тип, число, последовательность представления, наличие контрольных вопросов и тестов.

      В ходе опроса приводится описание опрашиваемых. Этому посвящена реквизитная часть анкеты, которую еще называют паспортичкой. Паспортичка имеет собственную структуру. В ней содержатся следующие сведения:

  1. Социально-демографические данные (возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение);
  2. Имя и адрес для частных лиц и организаций;
  3. Характеристика деятельности и масштаба предприятия: размер, месторасположение, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение респондента в функционирующей системе, его имя/название;
  4. идентификация самого вопросника: присвоенное ему в ходе опроса название, дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.4. Требования к формулировке  вопросов и классификация  вопросов 

      Сложной или неоднозначной проблемой является определение количества задаваемых вопросов. С одной стороны, опрашивающему хочется включить как можно больше вопросов, что обеспечит полноту исследования и его результативность. С другой стороны, количество вопросов находится в прямой пропорции со стоимостью исследования: чем больше вопросов, тем дороже анкета, и наоборот. Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным. Необходим разумный компромисс между стоимостью информации и ее содержанием. Можно составлять вопросы таким образом, чтобы без ущерба для информации экономить на количестве вопросов, задавая емкие вопросы. Необходимо уточнить, имеет ли респондент необходимую информацию для ответа.

      Формулировка вопросов — одна из наиболее трудоемких и сложных проблем анкетирования. Это исследовательская работа, которая требует высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Это творческая деятельность, не допускающая механического копирования.

      Точность ответа иногда зависит от субъективных факторов. В частности, респондент часто проявляет склонность запоминать событие таким образом, что оно якобы произошло позднее, чем в реальности. Такое явление называется ошибкой преувеличения: ошибка преувеличения — это событие, которое произошло позднее, чем запомнилось респонденту.

      Не реже встречается и обратное явление: человек имеет тенденцию забывать те события, которые удалены во времени. Такие ошибки носят название потери воспоминания: потеря воспоминания — ошибка, связанная с тем, что респондент не помнит события.

      Определенные требования предъявляются к форме задаваемого вопроса. Обязательным требованием является то, что вопросы должны быть составлены в тактичной форме, ни в коем случае нельзя нанести обиду респонденту или встревожить его, вызвать негативную реакцию: вежливость и такт — безусловное требование опроса любого опроса. 
 
 

      Вопросы анкеты классифицируются следующим образом:

  1. по степени свободы;
  2. по характеру ответов;
  3. по форме вопросов.

      Степень свободы влияет на характер и количество ответов. Ответ может быть безальтернативным, не допускающим возможность различного толкования, но может быть и развернутым, позволяющим описательную форму как вопроса, так и ответа. Ответы могут содержать текст или цифры. Могут быть использованы табличные вопросы, представляющие собой соединение различных вопросов, оформленных в виде таблицы. Все вопросы, сгруппированные по степени свободы, в свою очередь, подразделяются на два типа:

Информация о работе Методы сбора информации по средствам анкетирования