Методы сбора информации по средствам анкетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание

Анкетирование в настоящие дни является очень популярным методом, используемым в социологии, в маркетинге и во всех социо-гуманитарных науках. Анкетирование является действенным способом сбора информации, на основании которой можно сделать выводы о потребностях населения в определенном продукте, о его необходимом качестве, можно оценить занятость населения, количество работающих студентов и многое другое.
Метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, без прямого контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование целесообразно применять в двух случаях: когда нужно опросить большое количество респондентов за ограниченный промежуток времени или когда респонденты должны тщательно обдумать ответы на вопросы, что удобнее сделать, имея у себя перед глазами распечатанных вопросник.

Содержание

Введение 3

1. Опросы в маркетинговом исследовании 4
1.1. Понятие и формы опросов 4
1.2. Классификация опросов 5

2. Анкетирование 9
2.1. Виды анкетирования 10
2.2. Направления постановки вопросов 11
2.3. Схема анкеты и способы ее заполнения 13
2.4. Классификация вопросов и требования, предъявляемые к ним 15

3. Практическая часть. Анализ анкет 18

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)
    • открытые;
    • закрытые.

      Открытым вопрос называется, когда ответ на него дается в свободной форме, своими словами, без каких-либо ограничений. Иногда его называют «вопросом с произвольным вариантом ответа». В таких вопросах отсутствует желание навязать определенный ответ. Однако ответы на открытые вопросы являются более сложными, они часто вызывают новые дополнительные вопросы. Кроме того, они могут быть неоднозначно интерпретированы. Поэтому при анкетировании их значительно реже используют.

      Закрытым считается вопрос, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько (веер ответов). В качестве его варианта можно назвать альтернативные вопросы, на которые отвечают: да, нет, не знаю. Иногда такой вопрос называют многовариантным. В таком вопросе содержится ограниченный набор возможных ответов. Респондент, выбравший вариант, который более других соответствует мнению респондента отмечает его в перечне вопросов галочкой. Если фиксированное вариантов количество ответов составляет два, такой вопрос называется дихотомическим. Другим типом вопросов с фиксированными вариантами ответов является шкала ответов. Например, задан вопрос: как часто вы покупаете кофе? Варианты ответа могут быть следующими: часто, иногда, изредка, никогда.

      Важная роль в анкете отводится так называемым фильтрующим вопросам, имеющим целью отсечь часть опрашиваемых. Когда на вопрос о наличие чего-либо дается отрицательный ответ, то вопросы о качественной оценке маркетингового явления или процесса уже не нужны. Такие вопросы задаются, если часть вопросов относится не ко всем опрашиваемым. Например, имеется ли у вас данный товар? (да, нет). Если «нет», то собираетесь ли вы его приобретать? Ясно, что этот вопрос и все последующие адресуются лишь тем, кто отрицательно ответил на первый вопрос. В анкетах обычно содержатся контрольные вопросы, которые используются для оценки достоверности ответов.

      Выделяются также две гносеологически важные группы вопросов, связанных с их сущностью. В формировании вопросов существенную роль играет оценка намерений и мнений респондентов. В ответах на такие вопросы допускается большая степень свободы, чем в вопросах о фактах и действиях:

  вопросы о фактах или действиях;

  вопросы о мнениях и намерениях.

      В частности, к первым относятся вопросы, отражающие суть произошедшего явления или процесса, например, совершенную покупку, ее характеристику, расходы, связанные с приобретением товара, цены, которые пришлось заплатить за товар и т.п. Вторая группа вопросов носит сослагательный характер, поскольку связана с потенциальными желаниями и возможностями, которые могут и не реализоваться, способны меняться, не быть жестко сформулированными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3. Практическая часть. 

 Анализ  анкет 

      Цель практической части курсовой  работы – проанализировать данные, полученные после проведения  анкетирования студентов третьего  и четвертого курса факультета  ПрИТ. Анкеты проводилась с целью  оценки загруженности студентов и оптимизации учебного процесса.

      Рассмотрим и сравним анкеты  студентов третьего и четвертого  курса. В первую очередь следует  сказать о том, какая часть  студентов учится по бюджетной  форме обучения, какая по контрактной,  а также соотношение мужчин и женщин на данном курсе.  

 3 курс

                            Пол                                                                            Форма обучения

   
 
 
 
 
 
 

 4 курс

   

      
 
 
 
 
 
 

      Из диаграмм видно, что соотношение  между мужским и женским полом на третьем и четвертом курсе разное, причем на четвертом курсе число студентов мужского пола превышает число женского на 28%. Говоря о форме обучения, соотношения бюджетной и контрактной формы на обоих курсах практически одинаково и большую долю на факультетах занимают студенты бюджетной формы обучения.

      Чтобы оценить занятость студентов  не маловажно знать то где  они проживают, чтобы оценить  сколько времени студенты тратят  на дорогу до института. Данные  в этих вопросах также различны  для третьего и четвертого курса. На третьем курсе учатся студенты, проживающие только в Москве или Зеленограде, а на четвертом встречаются студенты, которые приезжают учиться в МИЭТ из Московской и других областей. Но на обоих курсах большинство составляют студенты из Зеленограда. 

 Основное  место жительства

                   3 курс                                                                                       4 курс

 

      Следующий вопрос в анкете  является определяющим, он показывает  кто из студентов уже работает, кто находится в поисках работы, кто работал, а кто не работал никогда. Из диаграммы можно сделать вывод, что на четвертом курсе больше работающих студентов, чем на третьем и совсем отсутствуют студенты, которые не работают, никогда не работали и не планируют, в то время как пятая часть студентов третьего курса выбрала этот вариант ответа. 
 
 
 

 Соотношение работающих и неработающих студентов

 

      

      Далее будет анализироваться данные только о той части студентов, которые на данный момент не имеют места работы и планируют ее искать. Соотношение студентов данной группы на третьем и четвертом курсе равно соответственно семи и девяти человек.

      При поиске работы студенты  обычно пользуются такими источниками  информации как Интернет, СМИ,  ярмарки вакансий, карьерные форумы, службы занятости и кадровые агентства, а также при поиске работы им могут помочь родители, родственники и их связи, личные связи и знакомства, кафедра и факультет, отдел по трудоустройству студентов и другие источники.

      Ниже представлена сравнительная диаграмма выбора источников информации для поиска работы студентов третьего и четвертого курсов. 
 
 
 
 
 
 
 

 Источники информации, которыми будут пользоваться студенты при поиске работы

 

      Самым популярным источником  информации среди обоих курсов стал Интернет, все студенты, находящиеся в поиске работы отметили, что будут им пользоваться при поиске. Далее выбор студентов разных курсов различается. Так, второй по популярности ответ на третьем курсе – СМИ (57%), третий – личные связи и знакомства (43%), четвертыми стали ярмарки вакансий, карьерные форумы, родители, родственники и их связи (29%). Ни один студент третьего курса не отметил, что будет использовать при поиске работы факультет и кафедру, ОПТС и службы занятости. Выбор студентов четвертого курса совсем другой: на втором месте стоят личные связи и знакомства (78%), на третьем – родители, родственники и их связи (56%), четверными по популярности стали ярмарки вакансий, карьерные форумы и СМИ (22%). 11% студентов четвертого курса воспользуются помощью факультета, кафедры, службы занятости и кадрового агентства. Также как и в выборе третьего курса, никто из четвертого курса не выбрал источник информации ОПТС. Из этого можно сделать вывод для работодателей, ищущих работников, что наиболее действенный способ найти подходящую кандидатуру – разместить вакансию в интернете.

      Не маловажно при выборе работы  студентами является оплата труда.  Поэтому следующий вопрос в  анкете был создан с целью  выявления заработной платы, которую  ожидают получить студенты при поступлении на работу.  

 Ожидаемый уровень заработной платы

 

      Диаграмма показывает, что ни  один человек не желает получать  заработную плату от 2000 до 10000 рублей, также никто из студентов четвертого  курса не хотели бы получать от 10000 до 20000 рублей. Большинство студентов четвертого курса хотели бы иметь заработную плату в интервале от 20000 до 40000 рублей (78%), остальные 22% назвали сумму свыше 40000 как ожидаемый уровень заработной платы. Что касается третьего курса, то по 43% получили ответы с размером заработной платы в интервалах от 10000 до 20000 и от 20000 до 40000 рублей. Свыше 40000 рублей  ожидают получать только 14% третьекурсников.

      На вопрос о том, планируют  студенты искать работу в рамках   получаемой специальности, и третий, и четвертый курсы дали  положительные ответы. Это означает, в большей степени, что перед тем, как поступать в институт, студенты тщательно обдумали свой выбор, либо в процессе учебы их заинтересовала эта специальность.

      В мире существуют множество работодателей, готовых дать работу новому поколению трудящихся. И студенты должны сформировать для себя ряд критериев, по которым они могут оценивать каждую компанию или должность и выбрать ту работу, которая максимально соответствует их желаниям. В данной анкете было предложено несколько вариантов таких критериев и была возможность студентам дать собственный вариант. Ниже представлена диаграмма, описывающая наиболее важные пункты при выборе работы. 
 

 Что важно студентам  при выборе работы

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Самым и важными критериями  на обоих курсах являются хорошая  заработная плата и интересная  работа. Для студентов третьего  курса критерий близость к  месту проживания идет на равнее  с критерием интересная работа (86%), а то время как только 56% опрошенных студентов четвертого курса выбрали этот критерий. 71 % студентов третьего курса хотели бы иметь работу, близкую к получаемой специальности, и только 22% студентов четвертого курса выбрали этот вариант. Также, для обоих курсов не маловажную роль играет возможность самореализации  на работе, 43 и 44% студентов третьего и четвертого курса соответственно выбрали этот критерий. Критерий престижности компании не так важен для студентов, хотя выбрало этот критерий больше студентов с четвертого курса (29%), чем студентов третьего (11%).

      Если девушка или юноша еще  учатся в институте, но уже  решили устроиться на работу, то это означает, что они руководствовались  определенными мотивами.  По диаграмме  ниже можно сделать вывод, что  основными мотивами поиска работы для студентов является финансовая необходимость, стремление к финансовой независимости и получение опыта по специальности. Такие мотивы, как получение статуса «работающего человека» и по настоянию родителей отметили только 33 и 22% студентов четвертого курса. 

 Основные  мотивы, по которым  студенты решили пойти  работать

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение

     Одним из основных методов получения первичной информации в маркетинговых исследованиях является опрос. Он включает в себя заполнение анкеты и может быть классифицирован в зависимости от метода или способа проведения как традиционный телефонный опрос, опрос по телефону с помощью компьютера, личный опрос на дому, личный опрос в торговом центре, опрос с помощью компьютера, почтовый опрос, почтовая панель, опросы по электронной почте, Интернет-опрос.

     Для сбора первичной информации необходимо разработать анкеты или формы для записи результатов наблюдения. Анкета имеет три цели: перевести информационные потребности на язык вопросов, на которые респондент сможет и захочет ответить. Она должна мотивировать опрашиваемых к завершению её заполнения и минимизировать ошибки наблюдения.

     Разработка анкеты начинается с чёткого определения необходимой информации и способа опроса. Следующий шаг – принятие решения о содержании вопросов, характер постановки вопросов. Затем принимается решение о структуре вопроса. Вопросы могут быть не структурированными (открытыми) или структурированными в различной степени. Структурированные вопросы включают многовариантные, альтернативные и основанные на шкалах.

      Словесная формулировка каждого вопроса включает определение предмета,  использование простых однозначных слов и полярных утверждений. Исследователю следует избегать двойных вопросов, скрытых альтернатив. После определения формулировки вопроса необходимо решить в каком порядке они будут расположены в анкете. Особенно внимательно нужно подходить к вступительным вопросам, виду информации, сложным вопросам и влиянию предшествующих вопросов на последующие. Вопросы следует располагать в логической последовательности.

Информация о работе Методы сбора информации по средствам анкетирования