Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:30, курсовая работа
Анкетирование в настоящие дни является очень популярным методом, используемым в социологии, в маркетинге и во всех социо-гуманитарных науках. Анкетирование является действенным способом сбора информации, на основании которой можно сделать выводы о потребностях населения в определенном продукте, о его необходимом качестве, можно оценить занятость населения, количество работающих студентов и многое другое.
Метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, без прямого контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование целесообразно применять в двух случаях: когда нужно опросить большое количество респондентов за ограниченный промежуток времени или когда респонденты должны тщательно обдумать ответы на вопросы, что удобнее сделать, имея у себя перед глазами распечатанных вопросник.
Введение 3
1. Опросы в маркетинговом исследовании 4
1.1. Понятие и формы опросов 4
1.2. Классификация опросов 5
2. Анкетирование 9
2.1. Виды анкетирования 10
2.2. Направления постановки вопросов 11
2.3. Схема анкеты и способы ее заполнения 13
2.4. Классификация вопросов и требования, предъявляемые к ним 15
3. Практическая часть. Анализ анкет 18
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Открытым вопрос называется, когда ответ на него дается в свободной форме, своими словами, без каких-либо ограничений. Иногда его называют «вопросом с произвольным вариантом ответа». В таких вопросах отсутствует желание навязать определенный ответ. Однако ответы на открытые вопросы являются более сложными, они часто вызывают новые дополнительные вопросы. Кроме того, они могут быть неоднозначно интерпретированы. Поэтому при анкетировании их значительно реже используют.
Закрытым считается вопрос, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько (веер ответов). В качестве его варианта можно назвать альтернативные вопросы, на которые отвечают: да, нет, не знаю. Иногда такой вопрос называют многовариантным. В таком вопросе содержится ограниченный набор возможных ответов. Респондент, выбравший вариант, который более других соответствует мнению респондента отмечает его в перечне вопросов галочкой. Если фиксированное вариантов количество ответов составляет два, такой вопрос называется дихотомическим. Другим типом вопросов с фиксированными вариантами ответов является шкала ответов. Например, задан вопрос: как часто вы покупаете кофе? Варианты ответа могут быть следующими: часто, иногда, изредка, никогда.
Важная роль в анкете отводится так называемым фильтрующим вопросам, имеющим целью отсечь часть опрашиваемых. Когда на вопрос о наличие чего-либо дается отрицательный ответ, то вопросы о качественной оценке маркетингового явления или процесса уже не нужны. Такие вопросы задаются, если часть вопросов относится не ко всем опрашиваемым. Например, имеется ли у вас данный товар? (да, нет). Если «нет», то собираетесь ли вы его приобретать? Ясно, что этот вопрос и все последующие адресуются лишь тем, кто отрицательно ответил на первый вопрос. В анкетах обычно содержатся контрольные вопросы, которые используются для оценки достоверности ответов.
Выделяются также две гносеологически важные группы вопросов, связанных с их сущностью. В формировании вопросов существенную роль играет оценка намерений и мнений респондентов. В ответах на такие вопросы допускается большая степень свободы, чем в вопросах о фактах и действиях:
• вопросы о фактах или действиях;
• вопросы о мнениях и намерениях.
В частности, к первым относятся вопросы,
отражающие суть произошедшего явления
или процесса, например, совершенную покупку,
ее характеристику, расходы, связанные
с приобретением товара, цены, которые
пришлось заплатить за товар и т.п. Вторая
группа вопросов носит сослагательный
характер, поскольку связана с потенциальными
желаниями и возможностями, которые могут
и не реализоваться, способны меняться,
не быть жестко сформулированными.
3. Практическая часть.
Анализ
анкет
Цель практической части
Рассмотрим и сравним анкеты
студентов третьего и
3 курс
Пол
4 курс
Из диаграмм видно, что
Чтобы оценить занятость
Основное место жительства
3 курс
Следующий вопрос в анкете
является определяющим, он показывает
кто из студентов уже работает,
кто находится в поисках работы, кто работал,
а кто не работал никогда. Из диаграммы
можно сделать вывод, что на четвертом
курсе больше работающих студентов, чем
на третьем и совсем отсутствуют студенты,
которые не работают, никогда не работали
и не планируют, в то время как пятая часть
студентов третьего курса выбрала этот
вариант ответа.
Соотношение работающих и неработающих студентов
Далее будет анализироваться данные только о той части студентов, которые на данный момент не имеют места работы и планируют ее искать. Соотношение студентов данной группы на третьем и четвертом курсе равно соответственно семи и девяти человек.
При поиске работы студенты
обычно пользуются такими
Ниже представлена сравнительная диаграмма
выбора источников информации для поиска
работы студентов третьего и четвертого
курсов.
Источники информации, которыми будут пользоваться студенты при поиске работы
Самым популярным источником информации среди обоих курсов стал Интернет, все студенты, находящиеся в поиске работы отметили, что будут им пользоваться при поиске. Далее выбор студентов разных курсов различается. Так, второй по популярности ответ на третьем курсе – СМИ (57%), третий – личные связи и знакомства (43%), четвертыми стали ярмарки вакансий, карьерные форумы, родители, родственники и их связи (29%). Ни один студент третьего курса не отметил, что будет использовать при поиске работы факультет и кафедру, ОПТС и службы занятости. Выбор студентов четвертого курса совсем другой: на втором месте стоят личные связи и знакомства (78%), на третьем – родители, родственники и их связи (56%), четверными по популярности стали ярмарки вакансий, карьерные форумы и СМИ (22%). 11% студентов четвертого курса воспользуются помощью факультета, кафедры, службы занятости и кадрового агентства. Также как и в выборе третьего курса, никто из четвертого курса не выбрал источник информации ОПТС. Из этого можно сделать вывод для работодателей, ищущих работников, что наиболее действенный способ найти подходящую кандидатуру – разместить вакансию в интернете.
Не маловажно при выборе
Ожидаемый уровень заработной платы
Диаграмма показывает, что ни
один человек не желает
На вопрос о том, планируют
студенты искать работу в
В мире существуют множество работодателей,
готовых дать работу новому поколению
трудящихся. И студенты должны сформировать
для себя ряд критериев, по которым они
могут оценивать каждую компанию или должность
и выбрать ту работу, которая максимально
соответствует их желаниям. В данной анкете
было предложено несколько вариантов
таких критериев и была возможность студентам
дать собственный вариант. Ниже представлена
диаграмма, описывающая наиболее важные
пункты при выборе работы.
Что важно студентам при выборе работы
Самым и важными критериями
на обоих курсах являются
Если девушка или юноша еще
учатся в институте, но уже
решили устроиться на работу,
то это означает, что они руководствовались
определенными мотивами. По диаграмме
ниже можно сделать вывод, что
основными мотивами поиска работы для
студентов является финансовая необходимость,
стремление к финансовой независимости
и получение опыта по специальности. Такие
мотивы, как получение статуса «работающего
человека» и по настоянию родителей отметили
только 33 и 22% студентов четвертого курса.
Основные мотивы, по которым студенты решили пойти работать
Заключение
Одним из основных методов получения первичной информации в маркетинговых исследованиях является опрос. Он включает в себя заполнение анкеты и может быть классифицирован в зависимости от метода или способа проведения как традиционный телефонный опрос, опрос по телефону с помощью компьютера, личный опрос на дому, личный опрос в торговом центре, опрос с помощью компьютера, почтовый опрос, почтовая панель, опросы по электронной почте, Интернет-опрос.
Для сбора первичной информации необходимо разработать анкеты или формы для записи результатов наблюдения. Анкета имеет три цели: перевести информационные потребности на язык вопросов, на которые респондент сможет и захочет ответить. Она должна мотивировать опрашиваемых к завершению её заполнения и минимизировать ошибки наблюдения.
Разработка анкеты начинается с чёткого определения необходимой информации и способа опроса. Следующий шаг – принятие решения о содержании вопросов, характер постановки вопросов. Затем принимается решение о структуре вопроса. Вопросы могут быть не структурированными (открытыми) или структурированными в различной степени. Структурированные вопросы включают многовариантные, альтернативные и основанные на шкалах.
Словесная формулировка каждого вопроса включает определение предмета, использование простых однозначных слов и полярных утверждений. Исследователю следует избегать двойных вопросов, скрытых альтернатив. После определения формулировки вопроса необходимо решить в каком порядке они будут расположены в анкете. Особенно внимательно нужно подходить к вступительным вопросам, виду информации, сложным вопросам и влиянию предшествующих вопросов на последующие. Вопросы следует располагать в логической последовательности.
Информация о работе Методы сбора информации по средствам анкетирования