Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 05:28, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей не только внешних, но и внутренних – трудовой коллектив.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты управления трудовым коллективом на предприятии…………………………………………………………………...…..4
1.1. Понятие и классификация методов управления……………….…………...4
1.2. Значение управления трудовым коллективом на предприятии….……....10
1.3. Психологические методы воздействия на персонал…………..………….16
Глава 2. Анализ используемых психологических методов управления персоналом на предприятии ОАО «Макбур»………………………………….22
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели………………………………………………….…..22
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………....27
2.3 Исследование системы социально-психологических методов управления персоналом, применяемых на предприятии…………………………………..34
Глава 3. Пути совершенствования методов воздействия на трудовой коллектив………………………………………………………………………....39
3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование психологических методов управления персоналом……………………………………………….39
3.2. Психологические тренинги как основное мероприятие по совершенствованию методов управления персоналом……………………..…45
Заключение ……………………………………………………………………....51
Список использованных источников……………………………………….......53
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты
1.1. Понятие и классификация методов управления……………….…………...4
1.2. Значение управления трудовым коллективом на предприятии….……....10
1.3. Психологические
методы воздействия на
Глава 2. Анализ используемых психологических методов управления персоналом на предприятии ОАО «Макбур»………………………………….22
2.1 Краткая
характеристика деятельности предприятия.
Основные технико-экономические показатели………………………………………………….
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………....27
2.3 Исследование системы социально-психологических методов управления персоналом, применяемых на предприятии…………………………………..34
Глава
3. Пути совершенствования методов воздействия
на трудовой коллектив………………………………………………………
3.1. Мероприятия,
направленные на
3.2. Психологические тренинги как основное мероприятие по совершенствованию методов управления персоналом……………………..…45
Заключение
……………………………………………………………………....
Список
использованных источников……………………………………….....
Введение
Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей не только внешних, но и внутренних – трудовой коллектив.
Это вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия. Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим.
Руководитель
должен уметь планировать, организовывать
и распределять обязанности. Все
это возможно только основываясь
на психологических особенностях своих
сотрудников. А значит, знать и
уметь применять социально-
Благодаря
подобным методам руководитель может
привить своим подчиненным
Следовательно, цель данной курсовой работы – рассмотреть роль социально-психологических методов управления в решении проблемы удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя) путем вычленения наиболее эффективных психологических методов управления трудовым коллективом.
Объектом курсовой работы является ОАО «Макбур», занимающийся выпуском макаронной продукции, предметом исследования являются психологические методы управления персоналом.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты управления персоналом, исследовать психологические методы управления на коллектив, выявить имеющиеся проблемы в данной области, разработать мероприятия по решению данных проблем.
В процессе работы над курсовой работой были изучены работы отечественных ученых, в области менеджмента организации – Прокопьев Т.Я. Современный менеджмент; Румянцева А.И. Менеджмент организации и так далее.
Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что разработанные в ней положения могут быть рассмотрены в качестве методической основы для принятия управленческих решений относительно психологических методов управления трудовым коллективом.
В первой главе данной курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты управления трудовым коллективом. Во второй главе анализируется деятельность ОАО «Макбур» и его показатели, а также внутренняя и внешняя среды предприятия и системы социально-психологических методов управления персоналом. В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию психологических методов управления персоналом.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
По
сути, способы осуществления
Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.
Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.
Содержание методов управления заключается в специфике приемов и способов воздействия.
Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В
практике управления, как правило, одновременно
применяют различные методы и
их сочетания (комбинации). Следует
отметить, что в экономической
литературе нет единого толкования
содержания, объекта воздействия
и классификации методов
Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника. Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Экономические методы управления – это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается поступательное движение организации.
При рыночной системе хозяйствования в условиях сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации.
Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любой организации, которая имеет четко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике.
Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации.
Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.
Руководитель
предприятия может с помощью
перечисленных компонентов
Рыночное
ценообразование является регулятором
товарно-денежных отношений и важным
экономическим инструментом в соизмерении
доходов и расходов, цены и себестоимости
продукции. Стоимость товара отображает
общественно необходимые
Социально-
Социально-
Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые – на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т.д.).