Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа
Целью исследования является определение основных языковых элементов образа торговой марки и степени их влияния на запоминаемость марки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия образа торговой марки;
Изучить степень осведомленности потребителей о торговых марках «Danone» и «Вимм-Билль-Данн»;
Собрать и систематизировать образцы телевизионной рекламы компаний «Danone» и «Вимм-Билль-Данн»;
Выделить из рекламных текстов концепты и исследовать их с помощью ассоциативного эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ
В обществе 21 века конкуренция между товарами и услугами перешла из области товарной или ценовой в область конкуренции между образами (имиджами) торговых марок этих товаров и услуг. Побеждает тот товар, чей образ оказался более привлекательным для массового покупателя. Поэтому основной задачей повышения ценности торговой марки и формирования ее благоприятного образа является установление прочных эмоциональных связок между товаром, торговой маркой и символической ценностью этого товара с точки зрения потребителя.
Для
современной рекламной
Объектом нашего исследования являются торговые марки компаний «Вимм-Билль-Данн» и «Danone».
Предмет исследования – вербальные репрезентации образов торговых марок компаний «Вимм-Билль-Данн» и «Danone».
Целью исследования является определение основных языковых элементов образа торговой марки и степени их влияния на запоминаемость марки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Практическая значимость курсовой работы заключается в определении основных языковых элементов образа торговой марки, на которые копирайтер будет опираться при составлении рекламных сообщений, к примеру, для торговых марок регионального ОАО «Лакт», о которых потенциальный потребитель узнает только в том случае, если покупает их.
Новизна нашей работы заключается в том, что мы впервые попытались рассмотреть образ марки не с позиции его описания, а с учетом взаимодействия элементов образа торговой марки с реципиентом.
Методологической основой для работы послужили такие методы как описательно – исследовательский (научно – реферативный), метод свободного ненаправленного ассоциативного эксперимента, опрос и метод «тайников». Объект, предмет, цель и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава курсовой работы посвящена определению понятия образа торговой марки. В данной главе рассматриваются вербальные, ментальные и визуальные составляющие образа торговой марки.
Во второй главе дается краткая характеристика торговых марок компаний «Вимм-Билль-Данн» и «Danone». Представлен материал и анализ трех экспериментов: пилотного исследования потенциальных потребителей с целью выявления уровня осведомленности о торговых марках и продукции компаний «Danone» и «Вимм-Билль-Данн»; свободного ненаправленного ассоциативного эксперимента; эксперимента по лонгированному восприятию образа торговой марки. Сформулированы практические выводы.
В заключении приведены результаты исследования в соответствии с поставленными задачами, и сформулированы основные выводы.
В процессе анализа литературы для курсовой работы мы выяснили, что однозначного и окончательного определения понятия «образ торговой марки» не выявлено. У разных авторов свои представления об образе торговой марки, а точнее о моделях бренда. Так, модель Ф. Котлера (17) содержит такие элементы, как характеристики и выгоды товара, индивидуальность и ценность марки, а также тип потребителя. Х. Прингл и М. Томпсон (32) предлагают трехуровневую модель бренда, которая состоит из функционального, эмоционального и духовного уровней. Модель бренда по Т. Гэду (9) состоит из шести идей бренда, некоторые из которых совпадают с элементами модели Ф. Котлера (продукт/польза, позиционирование, стиль бренда, ценности бренда), а другие являются нововведенными (миссия и видение бренда). Такие мнения по поводу модели бренда выдвигаются зарубежными авторами. Российские авторы (1; 8) при определении понятия «образ торговой марки» опираются на опыт зарубежных коллег. К примеру, Е. Л. Головлева считает, что «образ – это концепция, направленная на восприятие. Тогда образ марки – это совокупность представлений о товаре, фирме, который создатель или владелец марки пытается сформировать у потребителя» (8, с. 38).
Можно
сделать вывод о том, что как зарубежные,
так и российские авторы считают, что образ
марки должен репрезентировать пользу,
которую потребитель получит, купив
продукт данной марки, и в том, что позиционирование
марки должно отражать ее индивидуальные
черты. Авторы сходны во мнении, что потребитель
является одним из участников формирования
образа торговой марки. Образ, который
создатель пытался сформировать и образ,
который сформировался в сознании потребителя,
могут отличаться друг от друга, иногда
не в пользу торговой марки. Поэтому
в нашей работе мы будем рассматривать
образ торговых марок с позиции потенциальных
потребителей и их взаимодействия с
элементами образа торговой марки.
1.1 Торговая марка. Формирование образа
торговой марки
В зарубежной экономической литературе тема торговой марки занимает значительное место. Сегодня торговая марка рассматривается как обязательный элемент товарной политики фирмы наряду с другими составляющими ее деятельности.
Исходя из концепции, что «торговая
марка = внешние атрибуты + добавочная
ценность = бренд (8, с 28.), будем в дальнейшем
рассматривать бренд как образ торговой
марки. Существует несколько моделей бренда.
Модель Ф. Котлера (19) содержит следующие
элементы: характеристики и выгоды товара,
индивидуальность и ценность марки, а
также тип потребителя. На использовании
характеристик обычно строится позиционирование
товара (в том числе реклама); в данном
случае выделяется несколько характеристик,
наиболее важных для потребителя, которые
четко дифференцируются от черт конкурентных
товаров. Далее характеристики товара
переводятся в те функциональные или эмоциональные
блага, которые несет потребителю товар.
Индивидуальность марки предполагает
наличие у марки каких – либо особых черт,
присущих только ей. Отражение системы
ценностей производителя находит место
в ценностной системе торговой марки.
Марка также обусловливает определенный
тип потребителя, который покупает и использует
данный товар. Потребители какого-либо
товара — это те люди, которые уважают
и разделяют ценности, культуру и индивидуальность,
подразумеваемые маркой.
Трехуровневая модель Х. Прингла и М. Томпсона соответствует модели потребностей А. Маслоу. Первый уровень – функциональный, включает характеристики марки, определяющие ее способность удовлетворять требования потребителей, нести полезность, выполнять определенные функции (которые легко измеряются, фиксируются и вполне однозначно трактуются). Второй уровень – эмоциональный; данный уровень включает в себя совокупность характеристик марки, определяющих ее способность приносить потребителю определенное удовольствие от ее использования. Третий уровень – духовный. Данный уровень представляет собой совокупность характеристик, определяющих моральную репутацию марки, ее способность удовлетворять этические потребности потребителей.
Модель бренда по Т. Гэду (9) включает в себя шесть идей бренда: продукт / польза, позиционирование, стиль бренда, миссия бренда, видение бренда, ценности бренда.
Понятие «продукт / польза» представляет собой описание полезности марочного товара для целевого потребителя, а именно: какие проблемы целевого потребителя решает конкретный товар? Какие потребности удовлетворяет? Данный элемент бренд-кода тесно связан с функциональным измерением бренда. Стиль бренда – то же самое, что и индивидуальность, имидж, уникальные установки и характеристики, которые ни с чем не спутаешь. Для определения миссии бренда мы должны ответить на следующие вопросы: какова роль бренда в обществе? Какова роль бренда для целевых потребителей? Позиционирование предполагает описание элементов дифференциации бренда от конкурирующих товаров, желательный образ в глазах целевых потребителей.
Что
касается понятия торговой марки
в России, то в российском законодательстве
закреплено лишь понятие «товарный
знак». Так, в законе «О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров» (приводится
следующее определение товарного знака:
«Товарный знак и знак обслуживания (далее
– товарный знак) – это обозначения, способные
отличать соответственно товары и услуги
одних юридических или физических лиц
от однородных товаров и услуг (далее -
товары) других юридических или физических
лиц» (13, с.5). В Российской практике существуют
следующие определения понятия «бренд»:
дословно brand переводится с английского
языка как «марка, знак, символ» и чаще
всего именно этот термин (brand name) в оригинале
используют зарубежные специалисты по
маркетингу для определения марки товара.
В специализированных словарях английское
слово brand в сочетании с другими терминами
также переводится как марка. The manufacturers
brand – марка производителя, Own brand – торговая
марка магазина, Branded goods – марочные товары,
Branding – присвоение марки продуктам фирмы.
Однако специалист в области рекламы И.
В. Крылов (19) считает, что точный эквивалент
этого понятия в русском языке отсутствует.
Наиболее близкое понятие – образ марки
товара в сознании покупателя, выделяющий
его среди конкурирующих товаров. Структурно
бренд подразделяется на brand-name – словесную
часть марки и brand-image – визуальный образ
марки, формируемый рекламой в восприятии
покупателя Торговая марка – это название,
знак, символ, рисунок, термин или их комбинация,
предназначаемые для идентификации продукта
одного или нескольких производителей
и отличия его товаров от конкурентов
(1, с. 273). В комплексе данные элементы марки
идентифицируют ее и создают ее образ.
Образ — это концепция, направленная на
восприятие (8, с. 38). Образ марки — это совокупность
представлений о товаре, фирме, которые
создатель или владелец марки стремится
«навязать», сформировать у потребителя
(10,с. 38). Образ — это результат идентификации,
полученный в процессе кодирования смысловых
значений. Под влиянием образа потребитель
декодирует совокупность знаков, происходящих
из сути продукта, услуги, производимой
маркой (8, с. 38). Ж. – Н. Капферер (15) в своей
книге «Торговые марки: испытание практикой:
Новые реальности современного брэндинга»
строит образ марки по следующей схеме:
источники марки + внутренне содержание
марки + сформированный образ потребителя
+ взаимоотношения с внешним миром. Под
источниками марки понимаются внешние
атрибуты марки и характерные черты марки
(ассоциации, связанные с маркой). Внутренне
содержание марки включает в себя личные
свойства марки, философию марки, систему
ценностей потенциального потребителя.
В сформированный образ потребителя, в
свою очередь, включены такие понятия,
как менталитет и характеристики реального
потребителя. Под взаимоотношениями марки
с внешним миром понимается этап выхода
марки во внешнюю среду, которая включает
в себя взаимоотношения с реальным потребителем
и формирующийся в результате этих взаимоотношений
стратегический образ марки. Представленные
концепции бренда (торговой марки) во многом
схожи. Мнения авторов сходятся в том,
что формирование образа торговой
марки происходит при взаимодействии
с потребителем (Ж.-Н. Капферер, Ф. Котлер);
образ торговой марки должен говорить
потребителям о каких – либо особых
выгодах от использования данного продукта
(Ф. Котлер, Т. Гэд, Х. Прингл); ценности бренда
(нематериальные) являются немаловажным
элементом в образе марки, посредством
этих ценностей у потребителя формируются
ассоциации, по которым он и определяет,
хочет он купить этот товар или нет.
Визуальный рекламный образ – это корпоративный
герой рекламного сообщения, сущность
которого (героя) обычно строится на
базе архетипа.