Обзор российского и регионального рынка бутилированной воды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание

В данной работе проводится маркетинговое исследование рынка бутилированной воды. Целью работы является выявление предпочтений потребителя.
Основным способом выявления целесообразности послужило анкетирование.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты маркетинга…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность маркетинга ………………………………………..4
1.2. Процесс маркетинговых исследований ………………………………...8
2. Описание объекта исследования. …………………………………………14
2.1. Природные свойства воды и ее классификация………………………...14
2.2. Обзор российского рынка бутилированной питьевой и
минеральной воды …………………………………………………………….17
2.3. Обзор российского рынка газированных безалкогольных напитков….18
2.4. Обзор российского рынка прохладительных напитков………………...19
3. Анализ собранной информации……………………………………………26
3.1. Выводы…………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………….....43
Список литературы……………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

MOYa_KURSOVAYa (1).doc

— 1.23 Мб (Скачать документ)

В Европе потребление безалкогольных напитков достигает 170 – 200 литров в год на человека, из них около 100 литров приходится на долю бутилированной питьевой воды.

Международная ассоциация бутилированной воды (IBWA) характеризует ее так: вода считается бутилированной или питьевой, если соответствует государственным стандартам и гигиеническим требованиям к питьевой воде, помещена в гигиенический контейнер и продается для потребления человеком. При этом она не должна содержать подсластителей (то есть, должна быть без калорий) или добавок искусственного происхождения.

Ароматизаторы, экстракты и эссенции естественного происхождения могут быть добавлены к бутилированной воде в количестве, не превышающем одного весового процента. Если же вода содержит более одного процента добавок, то она относится уже к безалкогольным напиткам.

Бутилированная вода может быть газированной или нет. И, что немаловажно, эта вода практически во всем мире к минеральной не относится. Лечебная минеральная вода продается только в аптеке.

Западные производители делят бутилированную воду на несколько типов, а их классификация, разработанная Федеральной комиссией по продовольствию и медикаментам США, практически стала международной. Емкости могут быть помечены как бутилированная (bottled) или питьевая (drinking) вода, а также как артезианская (Artesian water), минеральная (Mineral water), очищенная (Purified water), газированная (Sparkling water), ключевая (Spring water) или колодезная (Well water).

2.Обзор российского рынка бутилированной питьевой и минеральной воды

Рынок бутилированной питьевой и минеральной воды на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков в России. На долю минеральной и питьевой воды приходится по разным оценкам от 40% до 66% 2 всего рынка безалкогольных напитков (рисунок 1).

Рынок питьевой и минеральной воды характеризуется следующими основными особенностями: вытеснение с рынка импортной продукции, активность региональных производителей минеральной и питьевой воды, интенсивный рост рынка на 15 – 25% ежегодно.

По другим данным, прирост продаж минеральных вод в год составляет в среднем 10 – 15%.3 Причем доля импортной продукции минимальна, а региональные производители минеральной воды занимают 75% этого рынка и, по мнению экспертов, имеют все возможности увеличить свое присутствие на рынке еще на 6 – 8%. Оценки объема рынка минеральной и питьевой воды существенно разнятся.

По данным DISCOVERY Research Group, объем российского рынка минеральной и питьевой воды без учета кулеров в 2001 году составлял 1,7 млрд. литров или в стоимостном выражении $590 млн., в 2006 году составлял 2,97 млрд. литров или $1,25 млрд.4, а в 2011 году достиг 4,27 млрд. литров или $2,11 млрд.

Снижение запасов питьевой воды, ухудшение экологической ситуации и рост доходов населения будут планомерно способствовать развитию производства бутилированной воды.

По данным исследований компании ACNielsen, проведенных в 2011 году в 25 крупнейших городах России, рост продаж бутилированной воды по сравнению с 2010 годом составил 8% в натуральном выражении.

При этом 62,7% рынка приходится на газированную воду и 37,3% – на негазированную.5

3.Обзор российского рынка газированных безалкогольных напитков

В категорию газированных напитков входят безалкогольные напитки, содержащие углекислый газ, подслащенные и/или с добавлением консервантов. К таковым относятся, в частности, напитки на основе колы, лимонады и фруктовые газированные напитки, тоники, а также бутилированные квасы.

По данным Euromonitor International, в США, где у газированных напитков всегда были достаточно высокие позиции, и будут пользоваться спросом еще долгое время, рост этого сектора рынка составляет менее 4%. В Великобритании прирост в 2010 – 2011 годах был на уровне лишь 2,3%. В Германии в 2010 году прирост составил всего 0,1%.

На всем отечественном рынке безалкогольных напитков сегмент сладких газированных напитков является наиболее емким. По имеющимся оценкам, в 2010 году среднедушевое потребление газированных ароматизированных напитков в России превысило 35 литров. По статистике, сладкую газировку время от времени пьют более 75% потребителей. Однако среднедушевое потребление газированных напитков в России остается заметно более низким по сравнению с другими странами Восточной Европы, где средний потребитель в течение года выпивает 40 – 45 литров таких напитков и более.

До недавнего времени Россия как рынок сбыта безалкогольных напитков

входила в группу стран, включающую в себя Украину, Белоруссию, Польшу, Венгрию и Чехию. Внутри этой группы совокупный рост продаж напитков компании «Coca – Cola» в России превосходил совокупный рост продаж всех других стран.

По данным различных маркетинговых агентств, российский рынок безалкогольных газированных напитков ежегодно увеличивается на 1 – 5% 6, что соответствует европейским темпам.

В последние несколько лет темпы роста продаж газированных напитков заметно отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, все тех же соков и минеральной и питьевой воды.

По общим оценкам различных экспертов, уровень потребления кола – содержащих напитков в России достиг возможного максимума, и в дальнейшем, скорее всего, следует ожидать снижения спроса на такие напитки, как Coca – Сolа и Pepsi. Производители этих лимонадов стремятся расширять свою ассортиментную линейку за счет производства колы с новыми вкусами, а также за счет выпуска фруктовых газированных безалкогольных напитков и питьевой воды.

4.Обзор российского рынка прохладительных напитков

Все более популярными на российском рынке становятся сокосодержащие и витаминизированные газированные напитки, воспринимаемые потребителями как здоровая альтернатива газированным напиткам, продажи которой хотя и незначительно, но падают. Оказались верными расчеты производителей, которые решились на выпуск и продвижение таких новых для рынка продуктов как холодный чай, энергетические и спортивные напитки, которые показывают высокие темпы роста. Для российского рынка характерны некоторые особенности – небывалая популярность кола – содержащих напитков, рост сегмента кваса и снижение сезонности его продаж, предпочтение «сахарным»  версиям лимонадов.

Тенденции развития российского рынка безалкогольных напитков, отмечаемые экспертами в течение последнего года, еще раз подтвердили известный постулат: рынок движется по вектору развития, намеченному Западом. На волне этих тенденций потребителям предлагаются кола – содержащие напитки, новые натуральные лимонады, модные энергетические напитки и холодный чай.

Еще пару лет назад многие аналитики боялись делать прогнозы относительно новых для российского рынка сегментов – сокосодержащих напитков и холодного чая. Тем не менее, темпы увеличения продаж этих новых категорий позволяют производителям в один голос говорить, что потенциал у таких напитков есть, и вслед за уже распробовавшими новинки потребителями Москвы и Санкт – Петербурга к новым веяниям постепенно приобщаются и жители других крупных российских городов. Особенно активно развивается сегмент холодного чая.

На сегодняшний день этот продукт выпускают как транснациональные гиганты – холодный чай Nestea производит для Nestle компания «Кока – Кола», а чай Lipton Ice Tea – компания «ПепсиКо», так и крупнейшие отечественные производители соков – «Вимм – Билль – Данн» – «Найс Ти», ОАО «Лебедянский» – Frustyle, «Нидан» – Caprice Ice Tea. Производство холодного чая под маркой Bliss развивает также компания «Очаково». Сегмент холодного чая по многим аспектам выгоден для производителей – холодный чай позиционируется как натуральный продукт, более здоровая замена газированным напиткам и более вкусная – минеральной воде. К тому же целевая аудитория этого напитка более широкая, чем у лимонадов и колы.

На Западе лидерами рынка являются именно сокосодержащие напитки, а не соки, как в России. Такое различие объясняется особенностями восприятия потребителями сокосодержащих напитков.

Для российского потребителя эталоном пользы является сок – 100%, затем в этой иерархии полезности следуют нектары с содержанием сока не менее 25% (в зависимости от вкуса), и потом уже сокосодержащие напитки, сока в которых содержится от 10 до 25%.

На самом деле, такое ранжирование не совсем верно – ведь для людей с больным желудком, гастритом или язвой сокосодержащие напитки будут полезнее, чем натуральный сок.

Сокосодержащие напитки и нектары – это такие же равноправные виды продукта, как и сок. Тем более что это продукты разной сезонности.

Сокосодержащие напитки хорошо подходят для утоления жажды летом, а соки – это, скорее, заменители фруктов. Пик спроса на соки приходится на осень, зиму и весну – период авитаминоза.

Сегодняшняя тенденция такова, что сегмент сокосодержащих напитков будет конкурировать не с соками, а с лимонадами, позиционируя себя как более полезный прохладительный напиток.

Общий объем российского рынка соков на конец 2010 года, по данным агентства «Бизнес Аналитика», составил 2 657 миллионов литров, а прирост сокового рынка составил более 15% по сравнению с 2010 годом.

Рис.Динамика объема рынка соков в России, в натуральном выражении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЪЕМ ПРОДАЖ

 соковой продукции на внутреннем рынке на конец 2011 года

п/п

Производители

 

Объем соковой  продукции,

млн. литров

1.

Открытое акционерное  общество «Лебедянский»

781

2.

Закрытое акционерное  общество «Мултон»

575

3.

Открытое акционерное общество «Нидан Соки»

440

4.

Закрытое акционерное  общество Торговая Компания «Вимм Билль  Данн»

422

5.

Общество с  ограниченной ответственностью «Троя  – Ультра»

91

6.

Общество с  ограниченной ответственностью «Пепсико Холдингс»

59

7.

Открытое акционерное общество «Сады Придонья»

83

8.

Общество с  ограниченной ответственностью «Интерагросистемы  Лтд.»

53

9.

Общество с  ограниченной ответственностью «Eckes – Granini Rus»

40

10.

Частные марки

63

11.

Прочие производители:

в том числе, импорт

50

32

Источник: Российский союз производителей соков,  www.rsps.ru


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

  1. Покупаете ли Вы бутилированную воду?

    да

нет

   

2. Какую воду чаще покупаете?

минеральная и питьевая вода

   «Ретро-напитки» (Тархун, Байкал, Саяны)

Газированная вода (Coca-cola, Pepsi, Fanta и т.п)

Напитки с фруктовым  вкусом, соки, квас.

 

3.Какие марки бутилированной  воды Вы знаете?

 

 4. Какие марки бутилированной воды Вы предпочитаете?

 

5. Часто ли Вы меняете  свои предпочтения?

Довольно часто

       Каждый раз покупаю что-то новое

Редко

Предпочитаю только одну марку

 

6. Какие причины покупки  бутилированной воды?

Для потребления дома

Для праздничного стола

Дача, деревня

Спонтанное желание  утолить жажду

Приготовление пищи

7. Где Вы обычно  покупаете бутилированную воду?

Супермаркет

Киоск/Ларек

Доставка

Предприятия общественного  питания

Аптека

Рынок

 

8. Как часто Вы пьете  бутилированную воду?

Каждый день

Раз в неделю

Чаще 1 раза в неделю

Раз в месяц

Чаще 1 раза в месяц

Реже 1 раза в месяц

 

 

 

 

 

9. Какие критерии выбора  бутилированной воды?

Качество

Удобная упаковка

Реклама

Цена

Скидки

Рекомендации друзей

Торговая марка

 

10. Какой объем бутилированной  воды Вы обычно покупаете?

0,2л.

0,5л.

0,7л.

1л.

1,5л.

2л.

5л.

20л.

 

11. Как Вы думаете,  может ли вода повлиять на  ваше здоровье?

Да

Нет

 

12. Какую максимальную  цену Вы готовы заплатить за  бутылку воды?

10-50

50-100

100-200

200-500

 

13.Расставьте по приоритету  времена года, в которые Вы чаще и реже всего покупаете воду.

1-очень часто  2-часто  3-редко  4-очень редко


 Лето


Осень

Зима

Весна

 

14.Укажите Ваш возраст?

До 18

18-25

25-40

40-60

свыше 60

 

15.Укажите Ваш пол?

Мужской

Женский

Анализ полученной информации

 

 

Выводы:

Эксперты все-таки отмечают снижение темпов роста рынка газированных напитков. Происходит постепенное насыщение рынка, с другой стороны – все большую конкуренцию лимонадам составляют минеральная вода и соки. Большинство потребителей предпочитают уже проверенные торговые марки, и не хотят пробовать новые.

Минеральную воду россияне чаще всего приобретают для потребления  дома и просто для того, что бы утолить жажду. На втором по популярности месте – дача или деревня. На природе зачастую ларьки и различные магазины находятся далеко, поэтому потребители предпочитают брать с собой питьевую воду.

Информация о работе Обзор российского и регионального рынка бутилированной воды