Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа
В данной работе проводится маркетинговое исследование рынка бутилированной воды. Целью работы является выявление предпочтений потребителя.
Основным способом выявления целесообразности послужило анкетирование.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты маркетинга…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность маркетинга ………………………………………..4
1.2. Процесс маркетинговых исследований ………………………………...8
2. Описание объекта исследования. …………………………………………14
2.1. Природные свойства воды и ее классификация………………………...14
2.2. Обзор российского рынка бутилированной питьевой и
минеральной воды …………………………………………………………….17
2.3. Обзор российского рынка газированных безалкогольных напитков….18
2.4. Обзор российского рынка прохладительных напитков………………...19
3. Анализ собранной информации……………………………………………26
3.1. Выводы…………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………….....43
Список литературы……………………………………………………………45
По данным анкетирования было выявлено, что большинство продаж приходится на супермаркеты и киоски. С увеличением дохода потребителей растет доля тех, кто приобретают питьевую и минеральную воду в супермаркетах. Второе место занимает доставка. В основном это оптовые продажи.
При покупке бутилированной воды главным критерием выбора является качество и вкус продукции. На втором месте – такой критерий, как цена.
При регулярной покупке потребители чаще всего приобретают воду в бутылках 1 – 2 литра.
На потреблении минеральной и столовой воды в России сказывается то, что бутилированная вода – сезонный товар, спрос на который зависит от погодных условий, летом спрос на этот товар может увеличиваться в разы. В теплое время года возрастает интерес к минеральной и питьевой воде, а также к газированным напиткам не только со стороны постоянных покупателей, но также со стороны потребителей, которые в течение года отдают предпочтение другим безалкогольным напиткам. Количество непосредственных потребителей при этом возрастает не более чем на 11%.
Тенденция увеличения числа потребителей, ориентирующихся на более здоровые напитки, к которым газированные напитки, содержащие, как правило, большое количество сахара, а также различные синтетические добавки и ароматизаторы, безусловно, отнести сложно, приводит к тому, что в структуре продаж безалкогольных напитков в целом их доля постепенно сокращается.
Рынок безалкогольных напитков сегодня движется за счет растущей заинтересованности потребителей в продуктах «для здоровья» (83 человека из 100 опрошенных). По данным экспертов, у производителей натуральных напитков сегодня большие перспективы. Производители напитков, направленных на здоровый образ жизни в перспективе вытеснят тех, кто выпускает воду с углекислотой. Но тем не менее, большинство покупателей (75 человек из 100) не готовы заплатить за бутылку более 50 рублей.
Несмотря на высокий потенциал рынка, также высока и конкуренция на нем. Помимо общеизвестных брендов минеральной воды, таких как «Боржоми»7, «Ессентуки», «Нарзан», на рынке встречаются такие марки, как «Смирновская», «Кисловодская целебная», «Славяновская», «Кашинская», «Камос», «Теберда» и прочие. Из питьевой воды популярны такие марки, как «Святой источник», «Аква Минерале», «БонАква». Конкуренция между этими марками происходит по всем параметрам, здесь и цена, и качество, и удобство использования, и оригинальность упаковки, и дистрибуция, и рекламная поддержка.
Особенностью российского рынка воды является его фрагментарность. На рынке представлено большое количество игроков с множеством собственных марок продукции. 30% продаж контролируют две транснациональные компании – Pepsi Bottling Group (Aqua Minerale) и Coca – Cola Company (BonAqua). Другие ведущие производители – Nestle Waters («Святой источник», Perrier, Vittel, San Pellegrino), OOO «Шишкин лес холдинг» («Шишкин лес») и компания «Висма» («Архыз») занимают по 3 – 7%, остальное принадлежит 650 локальным брендам. При этом в каждом регионе есть местный лидер, как правило, занимающий 30 – 40% рынка и успешно конкурирующий с глобальными игроками. Высокая конкуренция вынуждает производителей обращаться к маркетингу, разрабатывая стратегические и тактические решения в области ценовой политики, качества товара, его упаковки, распределения и продвижения товара.
В данный момент основными
игроками являются отечественные производители.
Производители соковой
Компании, производящие безалкогольные напитки, отличает высокая маркетинговая активность – производится ребрендинг существующих марок, появляются новые виды упаковок.
Основные игроки на отечественном рынке бутилированной воды и безалкогольных напитков
Coca – Cola является крупнейшим
в России производителем
Богатейший ассортимент безалкогольной продукции, предлагаемой Компанией Coca – Cola российским потребителям включает в себя: Coca – Cola, Coca – Cola light, Vanilla Coca – Cola, Sprite, Fanta вкус апельсина, Fanta вкус лимона, Fanta вкус ягод, BonAqua газированная, BonAqua среднегазированная, BonAqua негазированная, Schweppes тоник, Schweppes Bitter Lemon, Фруктайм с различными вкусами, спортивный изотонический напиток Powerade, энергетический напиток Burn.
Более 70% материалов и сырья, необходимых для производства продукции и продвижения ее на рынок, компания «Coca – Cola» и ее партнеры – боттлеры закупают в России. Компания оказывает содействие своим местным партнерам передовыми технологиями и ноу – хау, помогая им развивать местное производство упаковочных материалов, специальной автомобильной техникой, оборудованием для хранения продукции, печатной продукции и многих других видов товаров, необходимых для ведения бизнеса безалкогольных напитков.
По данным исследований, каждое рабочее место, создаваемое системой Coca – Cola в России, влечет за собой возникновение восьми дополнительных рабочих мест в смежных отраслях.
Место нахождение филиала ООО «Кока – Кола Эйч Би Си Евразия» в Нижнем Новгороде: Россия, 603032, город Нижний Новгород, улица Баумана, дом 66. Место нахождение филиала ООО «Кока – Кола Эйч Би Си Евразия» в Москве: Россия, 119633, город Москва, улица Новоорловская, дом 6.
Pepsi Bottling Group – один из крупнейших игроков рынка безалгокогольных напитков в России и в мире. Компания постоянно модернизирует и наращивает производственные мощности, оснащая производство современными скоростными линиями, расширяя складские помещения и налаживая широкую дистрибуцию.
Качество продукции отвечает самым высоким стандартам, предъявляемым к газированным напиткам. Неизменное качество почти всегда сочетается с инновациями.
Пепси – Кола.
В 1963 году компания выпустила первую в мире диетическую колу Pepsi Diet. На протяжении последних нескольких лет Pepsi изобретает новые вкусы, которые пользуются неизменным успехом. В 2001 году это была Pepsi Cherry – кола с вишневым вкусом.
В 2002 году появились сразу два новых продукта – Pepsi Twist и Pepsi Blue. 2003 год стал годом запуска Pepsi X, 2005 год – Pepsi Ice Cream и Cappuccino, 2006 год – Pepsi Gold. В общей сложности предприятие выпускает 240 видов продукции, из которых более 160 производятся в России.
Самые популярные из них – Aqua Minerale, Lipton Ice Tea, Tropicana, 7UP, Mirinda, Фиеста. Aqua Minerale приобщает потребителя к здоровому образу жизни.
С 1998 года «Пепси Боттлинг Групп» принадлежит и бренд соков Tropicana, а несколько лет назад на российском рынке появился холодный чай Lipton. Ice Tea, обладающий всеми полезными свойствами традиционного чая – прекрасно утоляет жажду, тонизирует, как натуральный антиоксидант выводит вредные элементы из организма.
В 2006 году у компании появился новый партнер по производству газированных напитков в Новосибирске. Напитки, выпускаемые под брендом Pepsi, можно найти в любом магазине – от гигантского супермаркета до крошечного киоска, во множестве ресторанов и кафе, на борту самолетов, в кинотеатрах, гостиницах и на стадионах. Потребление марки Pepsi неуклонно растет.
Место нахождения ООО «Пепси Боттлинг Групп»: Россия, 141580, Московская область, Солнечногорский район, СЭЗ «Шерризон», строение 1, завод «Пепси – Кола».
На сегодняшний день Закрытое акционерное общество «Висма» находится в тройке самых крупных заводов – производителей минеральных вод и предлагает широкий ассортимент качественной продукции.
В структуру ЗАО «Висма» входят несколько мощных производственных комплексов, главные из которых – это цеха по розливу минеральной воды. Основной бренд компании – «Архыз».
Минеральные источники расположены в особо охраняемых эколого – курортных зонах Северного Кавказа. Технология розлива была продумана таким образом, чтобы полностью исключить малейшие изменения в природном составе воды. Каждая партия продукции проходит тестирование в лабораторном комплексе специалистами – технологами, пробы воды берутся каждые 30 минут.
Скважина, из которой его добывают, находится на склоне горы, на высоте около 1507 метров.
Место нахождения ЗАО «Висма»: Россия, 369000, Карачаево – Черкесская республика, город Черкесск, Пятигорское шоссе, дом 11. Телефон: (878) 224 – 1095. Телефон/факс: (878) 224 – 1096.
Общество с ограниченной ответственностью «Шишкин Лес Холдинг» основано в 1998 году. За это время предприятие заняло лидирующие позиции на российском рынке производства и продажи питьевой бутилированной воды.
ООО «Шишкин Лес Холдинг»
имеет собственную
Продукция компании продается в емкостях различного объема от 0,4 литра до 23 литров.
ООО «Шишкин Лес Холдинг» сотрудничает с ведущими ретейлорами: Metro, Auchan, Рамстор, Перекресток, Патэрсон и другие.
Место нахождения ООО «Шишкин Лес Холдинг»: Россия, 142140, Московская область, Подольский район, поселок Шишкин лес, строение 30. Телефон/факс: (495) 258 – 2578. E – mail: water@cone – forest.ru.
Закрытое акционерное общество «Кавминводы» – современное динамично развивающееся предприятие.
За годы работы предприятия минеральная вода «Новотерская целебная» получила высокие оценки на ведущих международных и отечественных выставках и удостоена 60 наград за отличное качество
Предприятие является лауреатом премии Правительства Российской Федерации 2002 года в области качества продукции и внедрение высокоэффективных методов управления качеством.
Место нахождения ЗАО «Кавминводы»: Россия, 357242, Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Новотерский, улица Бештаугорская. Телефоны/факсы: (879 – 22) 55 – 087, (879 – 22) 71 – 384. E – mail: zavod@novoterskaya.ru
Компания Nestle Waters работает в 130 странах и объединяет 77 торговых марок, среди которых такие известные международные марки как Perrier, Vittel, Contrex и S.Pellegrino, а также марки с названием Нестле – это Nestle Pure Life и Nestle Aquarel. Компания «Nestle Waters» занимает первое место в Европе и Северной Америке по продажам, которые составляют более 5,5 миллиардов евро. Компания работает с 73 марками бутилированной воды, которую добывают из 83 источников. Nestle Waters уже многие годы ведет активную деятельность в России.
В 2002 году Nestle Water Group объявила о покупке компании «Святой источник». По различным оценкам аналитиков, один из крупнейших российских боттлеров был продан швейцарцам за сумму в диапазоне от 50 до 80 миллионов долларов. В структуру Группы компаний «Святой источник» входят:
Для производства пластиковых бутылок и розлива воды предприятие было оснащено современным оборудованием из Америки, Италии и Германии, все работы полностью автоматизированы. Первая партия минеральной воды «Святой источник» появилась на российском рынке в мае 1994 года.
Место нахождения ЗАО
«Серебряный источник»: Россия, 156014,
город Кострома, улица Базовая, дом
4. Телефон/факс: (4942) 226 – 063. E – mail: secretary @ kostroma.
Место нахождение ООО «Нестле Россия»: Россия, 115054, город Москва, Павелецкая площадь, дом 2, строение 1. Телефон: (495) 725 – 7000. Факс: (495) 725 – 7070.
Закрытое акционерное общество «Группа предприятий ОСТ» (Черноголовка) – один из крупнейших российских производителей алкогольных, слабоалкогольных и
безалкогольных напитков.
Ключевые производственные активы Группы:
Группа производит продукцию под такими брендами как: «Богородская», «Стольная», «Шустовъ» – крепкий алкоголь, безалкогольную серию «Напитки из Черноголовки», слабоалкогольные коктейли «Джет» и Vintage.
Завод «ОСТ – Аква» – одно из ведущих в отрасли предприятий по выпуску натуральных безалкогольных напитков, минеральной воды. Ассортимент торговой марки включает: «Дюшес», «Чудо – Колокольчик», «Крем – Сода», «Экстра – Ситро», «Байкал», «Саяны», «Тархун», «Золотой орех», «Золотой апельсин», «Чудо – Ключик», «Золотое Яблоко», «Золотая Вишня», «Золотой Лимон».
Информация о работе Обзор российского и регионального рынка бутилированной воды