Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:05, курсовая работа
Знание рынка и рыночных процессов изначально было заботой предпринимателей. Оно позволяло им обоснованно принимать решения, загодя готовиться к борьбе с конкурентами, снижать степень неизбежного риска, планировать на перспективу. Как известно, знание – сила.
Введение……………………………………………………..4
1.Определение и характеристика понятия ёмкости рынка и рыночной доли предприятия, а также методы их исследования.5
1.1 Значение исследования ёмкости рынка и рыночной доли предприятия….5
1.2 Этапы и программа маркетингового исследования ёмкости рынка и рыночной доли предприятия……8
1.3 Методы оценки ёмкости рынка и рыночной доли предприятия…………10
1.4 Влияние ёмкости рынка на объем реализации, на прибыль……………..14
2. Сбор и анализ данных по теме исследования. Оценка доли рынка
занимаемой предприятием……………………………………………………….15
2.1 Основные характеристики рынка………………………………………….15
2.2 Анализ состояния исследования ёмкости рынка и доли рынка на предприятии………………………………………………………………………18
2.3 Анализ ёмкости рынка и рыночной доли предприятия………………19
2.4 Интерпретация и отчёт об исследовании………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22
Приложение А……………………………………………………………………23
Приложение Б……………………………………………………………………24
Приложение В……………………………………………………………………26
Приложение Г……………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………….......29
1.4 Влияние ёмкости рынка на объём реализации, на прибыль
Очевидно, что с увеличением занимаемой доли рынка позиции предприятия становятся всё более устойчивыми. Дело в том, что изменение этого показателя в наибольшей степени влияет на норму прибыли. Результатом исследования Американского института маркетинга и Гарвардской школы бизнеса является закономерность, показанная на рис 2.1.
Рис 2.1. Зависимость между долей рынка и нормой получаемой предприятием прибыли.
Примечание. Источник:[5, с.57 ]
Следовательно, можно сделать вывод, что с увеличением доли рынка прибыль предприятия увеличивается. Количественно доля рынка определяется как отношение объёма продаж товаров предприятия к общему объёму продаж товаров определённой группы на данном рынке (т.е. к ёмкости рынка), выраженное в процентах. Значит при увеличении ёмкости рынка, при неизменной доле рынка объём продаж увеличится, а, следовательно, и прибыль предприятия тоже увеличится.
2. Сбор и анализ данных по теме исследования. Оценка доли рынка занимаемой предприятием
2.1Основные характеристики рынка
Как говорилось ранее, объектом моего исследования является ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов». Создание нетканых материалов в мире стало, пожалуй, самым перспективным направлением в текстильной отрасли. Объём и темпы роста их производства несоизмеримо выше, чем в других отраслях текстильной промышленности, таких, например, как ткани и трикотаж. Эта особенность обеспечена тем, что при производстве нетканых материалов заложен самый короткий и дешёвый путь получения широкого ассортимента текстильных полотен из исходного сырья до готовой продукции.
Производство нетканых материалов в мире в 2008 г. увеличилось по сравнению с 2007 г. на 6% и составило 4,7 млн. т. Из этого количества на страны Северной Америки приходится 26%, Азиатско-Тихоокеанского региона – 23%, Европы – 31%, Японии – 7%, Латинской Америки – 7%, Ближнего и Среднего Востока – 4% и прочие страны – 2%.
В 2008 г. в Республике Беларусь произведено 87,8 млн. погонных метров нетканых материалов (типа полотна и ватин).
Таблица 2.1.Динамика производства нетканых материалов в Республике Беларусь в региональном разрезе за 2005-2008 гг.
Наименование | Годы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||||
Млн. м.п. | Уд.вес, % | Млн. м.п. | Уд.вес, % | Млн. м.п. | Уд.вес, % | Млн. м.п. | Уд.вес, % | |
Брестская | 6,0 | 7,9 | 8,5 | 10,4 | 9,2 | 9,6 | 7,3 | 8,3 |
Витебская | 2,2 | 2,9 | 3,3 | 4,0 | 3,4 | 3,5 | 3,3 | 3,8 |
Гомельская | 49,6 | 65,0 | 49,5 | 60,7 | 58,1 | 60,3 | 56,0 | 63,8 |
Гродненская | 0,7 | 0,9 | 0,5 | 0,6 | 1,3 | 1,3 | 1,1 | 1,3 |
Минская | 1,6 | 2,1 | 2,2 | 2,7 | 5,1 | 5,3 | 2,2 | 2,5 |
Могилёвская | 16,2 | 21,2 | 17,5 | 21,5 | 19,2 | 19,9 | 17,9 | 20,4 |
Всего: | 76,3 | 100,0 | 81,5 | 100,0 | 96,3 | 100,0 | 87,8 | 100,0 |
Примечание. Источник: бизнес-план предприятия за 2009 г.
Динамику экспорта и импорта нетканых материалов в Республике Беларусь характеризуют данные таблиц в приложении А и Б соответственно. Объём экспорта нетканых материалов в 2008 г. составил 18,7 тыс. тонн на сумму 37 млн. долл. США. По сравнению с 2007 г. произошло увеличение объёма экспорта в натуральном выражении в 1,5 раза, в стоимостном в 1,7 раза. Практически все нетканые материалы экспортируются в страны СНГ, главным образом в Российскую Федерацию.
Объём импорта нетканых материалов в 2008 г. по сравнению с 2007 увеличился незначительно и составил 3,5 тыс. тонн на сумму 1,5 тыс. долл. При этом следует отметить, что из стран СНГ импортируется менее 30% от их общего объёма и в натуральном и в стоимостном выражении.
Расчёт ёмкости белорусского рынка нетканых материалов вызывает затруднения в связи с различными подходами статистики к учёту производства и внешнеторговых операций по данному виду продукции: объём производства указывается в погонных или квадратных метрах, экспорт и импорт в тоннах. Проанализировав указанную выше структуру экспорта и импорта нетканых материалов, можно экспертно предположить, что средняя плотность экспортируемой продукции составляет 300 г/кВ.м, импортируемой – 200 г/кВ.м. В таком случае объём экспорта нетканых материалов в 2006 г. составил 61,7 млн. кВ.м, объём импорта – 17,6. С учётом объёма производства данной продукции в Республике Беларусь в 2006 г. ёмкость белорусского рынка составляет порядка 110-120 млн.кв.м в год.
Основными операторами белорусского рынка нетканых материалов являются ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно». Кроме данных крупных компаний производство и реализацию нетканых материалов в Республике осуществляют: иностранное предприятие «Кадран» г. Рогачёв (синтепон термостабилизированный, иглопробивные геотекстильные полотна); ЧПТУП «Уминекс» г. Могилёв (полотно объёмное нетканое термоскреплёное типа «Термофайбер», «Холлофайбер», силиконизированные полотна); ООО «Антопольская ватно-прядильная фабрика» (ватин, набивка) и другие предприятия. Ниже приводится краткая характеристика наиболее крупных конкурентов ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» на белорусском рынке.
ОАО «Пинема» является производителем полотна иглопробивного геотекстильного для транспортного строительства, полотна иглопробивного для балластировки трубопроводов, полотна нетканого иглопробивного, используемого в качестве подосновы для линолеума. Освоено производство полимерных труб, пленки полиэтиленовой и товаров народного потребления из полимерных материалов. Благодаря современной технологии производство нетканого полотна является уникальным, высокопроизводительным, способным создавать оригинальный материал, отвечающий требованиям проектов гражданских сооружений.
ОАО «Пинема» успешно сотрудничает с крупными белорусскими и российскими потребителями. Доля продукции, идущей на экспорт, составляет около 80 % от общего объема производимой продукции.
Открытое акционерное общество «Могилевхимволокно» входит в состав концерна «Белнефтехим». В состав общества входят заводы: органического синтеза, синтетического волокна, полиэфирных нитей, ремонтно-механический, а также объекты культурного, лечебно-оздоровительного, социально-бытового назначения.
Выпускаемая продукция соответствует мировым стандартам качества, пользуется широким спросом: более 65 % производимой продукции поставляется на внешние рынки. Поставки осуществляются более чем в 30 стран мира, в числе которых Российская Федерация, Украина, Китай, США, Германия, Италия, Польша, Румыния, Литва, Латвия.
Особенностью ОАО «Могилевхимволокно» является комплекс производств, связанных единым технологическим циклом — от получения исходного сырья (диметилтерефталата, полиэтилентерефталата) до выпуска готовой продукции (полиэфирные волокна, нити, нетканые полотна) и производства на их основе товаров народного потребления.
РУП «СПО «Химволокно» является крупнейшим государственным предприятием химической промышленности и включает в себя: завод полиэфирных текстильных нитей завод искусственного волокна (ЗИВ).
Основной вид производства – выпуск вискозных кордных нитей и ткани, которые широко используются в производстве шин и различных резинотехнических изделий. В настоящее время, благодаря внедрению современных технологий и модернизации основных мощностей, ЗИВ поставляет на мировые рынки корд высокого качества, который используют для изготовления шин ведущие предприятия автоиндустрии.
Основными потребителями ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» являются предприятия и организации Республики Беларусь и Российской Федерации.
Продукция производственного назначения – иглопробивное мебельное полотно и материал настилочный для мягкой мебели используется мебельными предприятиями республики. Потребителями иглопробивного теплошумоизоляционного полотна являются предприятия автомобильной и тракторной промышленности республики. Ватин шерстяной, мебельная набивка, полотно иглопробивное для утепления верхней одежды поставляется предприятиям швейной промышленнояти и бытового обслуживания населения Республики Беларусь.
В настоящее время наиболее крупными потребителями продукции предприятия являются РУП «МТЗ», ОАО «Минскмебель», СООО «Пинскдрев-Адриана», РУП «Минский автомобильный завод», Гомельская фабрика «Прогресс» и др. (приложение В)
2.2 Анализ состояния исследования ёмкости рынка и доли рынка на предприятии
ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» проводит описательные маркетинговые исследования. В соответствии с определением это означает, что изучаются фактические данные по потребителям продукции предприятия, по специфике продукции, в какой период наиболее активно покупается продукция, как используются данная продукция.
При исследованиях используется комплексный подход, то есть предприятие исследует рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий многоплановые проявления: спрос, товарное предложение, цены.
Для исследования используются вторичные данные маркетинговых исследований. Это означает, что анализируются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований.
Внешними источниками являются законы, указы, постановления государственных органов; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований.
Вторичные данные для предприятия можно получают из таких информационных источников, как:
- изданий общей экономической ориентации;
- периодические издания;
- ежедневных газет;
- газет бесплатных объявлений;
- электронных средств массовой информации (телевидение, радио);
- наружной рекламы;
- статистического ежегодника;
- публикаций специализированных экономических и маркетинговых организаций.
К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки. Совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.
За последние годы в связи с развитием компьютерных систем появилась возможность пользоваться их услугами, как для специализированных маркетинговых фирм, так и для специалистов маркетинговых подразделений организаций, осуществляющих данные исследования самостоятельно. Так через сеть «Интернет» можно получить информацию по состоянию рынка определенных товаров в различных странах. Но на предприятии этому виду источников вторичной информации уделяется недостаточное внимание.
2.3 Анализ ёмкости рынка и рыночной доли предприятия
Используя метод оценки ёмкости рынка по объёмам производства, рассчитываем ёмкость рынка нетканых материалов Республики Беларусь за 2009 год:
Объём производства ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» за 2009 г = 6478 млн. руб. (Приложение Г). Основные конкуренты: ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно» произвели соответственно: около 5400, 6700, 6900 млн. руб. На долю остальных предприятий приходится около 18000 млн. руб. Следовательно, ёмкость рынка равняется:
V= 6478+5400+6700+6900+15000=4047
Рыночная доля ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составляет:
Д=6478/40478*100%=16%
Доли рынка конкурентов ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» в Республике Беларусь представлена на рис 3.1.
Рис. 3.1 Соотношение долей рынка предприятий по производству нетканых материалов в Республике Беларусь.
Примечание. Источник: собственная разработка
Теперь рассчитаем ёмкость рынка нетканых материалов в Республике Беларусь за 2009 г. по объёмам реализации:
Объём реализации ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» за 2009 г = 5692 млн. руб. (Приложение Г). Основные конкуренты: ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно» реализовали соответственно: около 4900, 6100, 6450 млн. руб. На долю остальных предприятий приходится около 13000 млн. руб. Следовательно, ёмкость рынка равняется:
V = 5692+4900+6200+6450+14000=3724
Рыночная доля ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составляет:
Д=5692/37242*100%=15%. Это отражено на рис 3.2
Рис. 3.2 Соотношение долей рынка предприятий по реализации нетканых материалов в Республике Беларусь.
Примечание. Источник: собственная разработка
2.4 Интерпретация и отчёт об исследовании
Проанализировав ёмкость рынка нетканых материалов Республики Беларусь и долю рынка объекта моего исследования (ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов») за 2009 год, были получены следующие результаты:
Ёмкость рынка нетканых материалов Республики Беларусь и доли рынка были рассчитаны двумя методами: по объёмам производства и реализации. При расчёте первым методом доля рынка ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составила 16%, а основные конкуренты (ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно») имели соответственно 13%, 17% и 17%. Следовательно, конкурентоспособность предприятия можно оценить как «Средняя» - равна средней доле рынка ведущих конкурентов [таблица 1.1.]. При расчёте вторым методом доля рынка ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составила 15%, а доля рынка основных конкурентов осталась неизменной. Это связано с тем, что продукция ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» при своём объёме производства реализуется гораздо хуже, чем у его основных конкурентов. Скорее всего, это вызвано плохим состоянием маркетинговых исследований и мероприятий на предприятии.
Информация о работе Оценка ёмкости рынка и рыночной доли предприятия