Оценка ёмкости рынка и рыночной доли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание

Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно высокими издержками или неправильно истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных исследователей, ибо в их собственных интересах получать информацию, которая позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать в его планировании и последующей интерпретации полученной информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1.Определение и характеристика понятия ёмкости рынка и рыночной доли предприятия, а также методы их исследования…………………………………..5
1.1 Значение исследования ёмкости рынка и рыночной доли предприятия….5
1.2 Этапы и программа маркетингового исследования ёмкости рынка и рыночной доли предприятия………………………………………………………8
1.3 Методы оценки ёмкости рынка и рыночной доли предприятия…………10
1.4 Влияние ёмкости рынка на объем реализации, на прибыль……………..14
2. Сбор и анализ данных по теме исследования. Оценка доли рынка
занимаемой предприятием……………………………………………………….15
2.1 Основные характеристики рынка………………………………………….15
2.2 Анализ состояния исследования ёмкости рынка и доли рынка на предприятии………………………………………………………………………18
2.3 Анализ ёмкости рынка и рыночной доли предприятия…………………19
2.4 Интерпретация и отчёт об исследовании………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Маркетингу 3 курс!!!!.doc

— 481.50 Кб (Скачать документ)

 

     2.3 Анализ ёмкости рынка и рыночной доли предприятия 
 

    Используя метод оценки ёмкости рынка по объёмам производства, рассчитываем ёмкость рынка нетканых материалов Республики Беларусь за 2009 год:

    Объём производства ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» за 2009 г = 6478 млн. руб. (Приложение Г). Основные конкуренты: ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно» произвели соответственно: около 5400, 6700, 6900 млн. руб. На долю остальных предприятий приходится около 18000 млн. руб. Следовательно, ёмкость рынка равняется:

    V= 6478+5400+6700+6900+15000=40478 млн.руб.

    Рыночная  доля ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составляет:

    Д=6478/40478*100%=16%

    Доли  рынка конкурентов ЧУП «Бобруйский  комбинат нетканых материалов» в  Республике Беларусь представлена на рис 3.1. 

 

    Рис. 3.1 Соотношение долей  рынка предприятий  по производству нетканых материалов в Республике Беларусь. 

    Примечание. Источник: собственная разработка 
 

    Теперь  рассчитаем ёмкость рынка нетканых материалов в Республике Беларусь за 2009 г. по объёмам реализации:

    Объём реализации ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» за 2009 г = 5692 млн. руб. (Приложение Г). Основные конкуренты: ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно» реализовали соответственно: около 4900, 6100, 6450 млн. руб. На долю остальных предприятий приходится около 13000 млн. руб. Следовательно, ёмкость рынка равняется:

V = 5692+4900+6200+6450+14000=37242 млн.руб.

    Рыночная  доля ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составляет:

    Д=5692/37242*100%=15%. Это отражено на рис 3.2 

 

    Рис. 3.2 Соотношение долей  рынка предприятий  по реализации нетканых материалов в Республике Беларусь. 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

     2.4 Интерпретация  и отчёт об исследовании 
 

    Проанализировав ёмкость рынка нетканых материалов Республики Беларусь и долю рынка объекта моего исследования (ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов») за 2009 год, были получены следующие результаты:

    Ёмкость рынка нетканых материалов Республики Беларусь и доли рынка были рассчитаны двумя методами: по объёмам производства и реализации. При расчёте первым  методом доля рынка  ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составила 16%, а основные конкуренты (ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно») имели соответственно 13%, 17% и 17%. Следовательно, конкурентоспособность предприятия можно оценить как «Средняя» - равна средней доле рынка ведущих конкурентов [таблица 1.1.].  При расчёте вторым методом доля рынка ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составила 15%, а доля рынка основных конкурентов осталась неизменной. Это связано с тем, что продукция ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» при своём объёме производства реализуется гораздо хуже, чем у его основных конкурентов. Скорее всего, это вызвано плохим состоянием маркетинговых исследований и мероприятий на предприятии.

 

Заключение

 
 

     Изучив  проблему исследования ёмкости рынка настолько, насколько позволяют рамки данной работы можно сделать следующие выводы.

     Вопросы исследования рынка актуальны для любого предприятия в Республике Беларусь. Чтобы правильно оценить ситуацию и динамику изменений на рынке и, соответственно, принимать единственно верные управленческие решения, которые в дальнейшем и повлияют на жизнеспособность этого предприятия или товара, которое оно производит (сбывает), необходимо производить исследование ёмкости рынка, которое является главной задачей рыночного исследования.

     У каждого предприятия есть покупатели его продукции, следовательно, оно должно знать их нужды. Любое предприятие работает в конкретных экономических условиях и должно знать эти условия. Каким бы опытным ни был бы руководитель, как бы хорошо он ни знал свою сферу деятельности, тем не менее, во вкусах покупателей и положении конкурентов постоянно происходят изменения, а это требует систематического обновления и изучения информации. Нередко весьма полезное исследование можно провести и при очень ограниченных средствах.

     Рыночные  исследования емкости рынка предполагают тщательное изучение экономической конъюнктуры, связанной с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции.

    В практике деятельности предприятий, использующих концепцию маркетинга, считается обязательным иметь данные о ёмкости и о доле рынка. В противном случае трудно или невозможно реагировать на изменения рыночной ситуации.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А 

Таблица А.1 -  Динамика экспорта нетканых материалов

Наименование  материала 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Вес, тонн Тыс. долл. Вес, тонн Тыс. долл. Вес, тонн Тыс. долл. Вес, тонн Тыс. долл.
Нетканые  материалы - всего 14344 23066,8 14351 25384,9 12186 21511,2 18712 37006,8
В том  числе:                
Прочие нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью не более 25 г/м2 743 1717,3 561 1410,6 643 1461,6 636 1556,7
нетканые  материалы из хим. нитей с поверхностной  плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2, с покрытием 101 321,7 555 1618,4 281 867,1 354 1013,3
Прочие  нетканые материалы из хим. нитей  с поверхностной плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2 1071 2671,2 1008 2504,5 1029 2533,1 1095 2701
Прочие  нетканые материалы из хим. нитей  с поверхностной плотностью более 70 г/м2, но не более 150 г/м2 4169 6765,8 3526 7496,7 2995 6013,2 3449 6361,1
Прочие  нетканые материалы из хим. нитей  с поверхностной плотностью более 150 г/м2 6879 9860,9 7320 10491,7 6326 9612,5 11823 23149,8
Прочие  нетканые материалы с поверхностной  плотностью более 150 г/м2 537 649,9 751 977 748 734,4 1290 1979,6
Остальные группы нетканых материалов 844 1080 630 886 164 289,3 65 245,3

    Примечание. Источник: Министерство статистики и  анализа Республики Беларусь 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

Таблица Б.1 -  Динамика импорта нетканых материалов

Наименование  материала 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Вес, тонн Тыс. долл. Вес, тонн Тыс. долл. Вес, тонн Тыс. долл. Вес, тонн Тыс. долл.
Нетканые  материалы - всего 3043 10432,1 3749 14171,4 3413 14073,2 3514 14524,3
В том  числе:                
нетканые  материалы из хим. нитей с поверхностной  плотностью не более 25 г/м2, с покрытием 57 525,1 74 855,5 68 789,5 32 549
Прочие  нетканые материалы из хим. нитей  с поверхностной плотностью не более 25 г/м2 211 471,8 280 614,1 227 586,2 197 550,2
нетканые  материалы из хим. нитей с поверхностной  плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2, с покрытием 436 2875,4 482 3402,2 394 3135,7 274 2771
Прочие  нетканые материалы из хим. нитей  с поверхностной плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2 330 952,7 347 1257,1 253 942,8 170 924,3
нетканые  материалы из хим. нитей с поверхностной  плотностью более 70 г/м2, но не более 150 г/м2, с покрытием 67 203,7 35 242,6 53 379,4 49 410,7
Прочие  нетканые материалы из хим. нитей  с поверхностной плотностью более 70 г/м2, но не более 150 г/м2 511 1557,8 688 2902,5 638 2771,4 591 2842
Прочие  нетканые материалы из хим. нитей  с поверхностной плотностью более 150 г/м2 635 2115,9 727 1850,9 519 1634,9 614 2040,4
Прочие  нетканые материалы с поверхностной  плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2, с покрытием 3 50,7 28 280,8 51 492,8 47 592,5
Прочие  нетканые материалы с поверхностной  плотностью более 70 г/м2, но не более 150 г/м2 63 144,9 55 232,1 93 372,1 104 483,5
Прочие  нетканые материалы с поверхностной  плотностью более 150 г/м2 453 853 595 1236,2 724 1542,4 1145 2260
Остальные группы нетканых материалов 343 681,1 521 1297,4 537 1426 442 1100,7

    Примечание. Источник: Министерство статистики и  анализа Республики Беларусь

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В 

Таблица В.1 – основные потребители  продукции ЧУП  «Бобруйский комбинат нетканых материалов»  в 2007-2008 гг.

Наименование  продукции Наименование  покупателей Ед. изм. Объём продаж
2007 2008
1.полотно  нетканое «Лекан» СООО «Пинскдрев-Адриана», г. Пинск тыс.м2 183,9 346,1
ООО «Кондор  ПТМ», г.Минск
ЗАО «Фабрика головных уборов «Людмила», г.Минск
ОДО «Цветные сны», г.Минск
СООО  «Марко», г.Витебск
СООО «Белвест», г.Витебск
ОАО «Швейная фабрика Дината», г.Молодечно
2.полотно  нетканое ТЗИ 1100 г/кВ.м ЗАО «ИПР», г.Солигорск тыс.м2 19,5 15,2
3.полотно  теплошумоизоляционное РУП «Белаз», г.Жодино тыс.м2 247,7 132,4
РУП «МАЗ», г.Минск
ОАО «Обувная фабрика», г.Лида
Шорная  фабрика, г.Бешенковичи
4.полотно  нетканое «ЛИП» ООО «Мехо М», г.Ивацевичи тыс.м2 4,9 12,4
ИП  Шевцов Е.А., г.Минск
5.полотно  нетканое стелечное СООО «Марко», г.Витебск тыс.м2 3,0 6,2
ОАО «Обувная фабрика», г.Лида
ОАО «Обувная фабрика», г.Бобруйск
6.материал  настилочный для мягкой мебели ОАО «Витебскмебель», г.Витебск тыс.м2 131 176,6
ОАО «Косовское ПМО», г.Коссово
ЧУТПП «Руслан плюс», г.Витебск
ОДО «Галеон», г.Минск
ЧУТП  «Юрт»,г.Витебск
7.материал  набивочный КБО г.Рогачёв тонн 121,4 132
КБО г.Горки
КБО г.Ельск
КБО г.Осиповичи
КБО г.Барановичи
Швейная фабрика, г.Ст. дороги
Бытсервис г.Калинковичи
8.ветошь  обтирочная СООО «Арвит-Авто», г.Минск тонн 595,7 721,5
РУП «Завод литья и нормалей», г.Гомель
ЗАО «КСИ», г.Могилёв
РУП «Гидропривод», г.Гомель
РУП «Метизный  завод», г.Речица
РУП «МАЗ», г.Минск
УП  «Белкоммунмаш», г.Минск
РПУП  «Завод Строммашина», г.Могилёв
ООО «Техноприбор», г.Могилёв
9.волокно  регенерированное Мебельная фабрика  «Прогресс», г.Гомель тонн 20,7 75,2
10.ватин ОАО «Бытсервис», г.Калинковичи тыс.м.п. 303 613,4
ЧУП «Швец  ОО Бел ИО», г.Гомель
ИЧПТУП  «Барро», г.Бобруйск
КУП «РКБО», г.Барановичи
ОАО «КБО», г.Ельск
ОАО «КБО», г.Добруш
УКП «Бытуслуги», г.Чериков
11.наматрацники ОАО ТД «Мебель-Уют», г.Могилёв шт 5763 11098
ЧТУП  «Промпродторг», г.Корма
ООО «Хозторг», г.Витебск
ОАО «Элмез», г.Могилёв
12.одеяло Наровлянское райпо шт 5654 10523
Костюковичское  райпо
Ошмянское райпо
Магазин «Уют», г.Бобруйск
Торговый  дом «Броды», г.Могилёв
13.постельное  бельё Больница скорой помощи, г.Бобруйск шт 15656 18720
Чижовский рынок, г.Минск
Роддом, г.Бобруйск

Информация о работе Оценка ёмкости рынка и рыночной доли предприятия