Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа
Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно высокими издержками или неправильно истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных исследователей, ибо в их собственных интересах получать информацию, которая позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать в его планировании и последующей интерпретации полученной информации.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.Определение и характеристика понятия ёмкости рынка и рыночной доли предприятия, а также методы их исследования…………………………………..5
1.1 Значение исследования ёмкости рынка и рыночной доли предприятия….5
1.2 Этапы и программа маркетингового исследования ёмкости рынка и рыночной доли предприятия………………………………………………………8
1.3 Методы оценки ёмкости рынка и рыночной доли предприятия…………10
1.4 Влияние ёмкости рынка на объем реализации, на прибыль……………..14
2. Сбор и анализ данных по теме исследования. Оценка доли рынка
занимаемой предприятием……………………………………………………….15
2.1 Основные характеристики рынка………………………………………….15
2.2 Анализ состояния исследования ёмкости рынка и доли рынка на предприятии………………………………………………………………………18
2.3 Анализ ёмкости рынка и рыночной доли предприятия…………………19
2.4 Интерпретация и отчёт об исследовании………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22
2.3 Анализ ёмкости
рынка и рыночной доли
предприятия
Используя метод оценки ёмкости рынка по объёмам производства, рассчитываем ёмкость рынка нетканых материалов Республики Беларусь за 2009 год:
Объём производства ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» за 2009 г = 6478 млн. руб. (Приложение Г). Основные конкуренты: ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно» произвели соответственно: около 5400, 6700, 6900 млн. руб. На долю остальных предприятий приходится около 18000 млн. руб. Следовательно, ёмкость рынка равняется:
V=
6478+5400+6700+6900+15000=
Рыночная доля ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составляет:
Д=6478/40478*100%=16%
Доли
рынка конкурентов ЧУП «
Рис.
3.1 Соотношение долей
рынка предприятий
по производству нетканых
материалов в Республике
Беларусь.
Примечание.
Источник: собственная разработка
Теперь рассчитаем ёмкость рынка нетканых материалов в Республике Беларусь за 2009 г. по объёмам реализации:
Объём реализации ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» за 2009 г = 5692 млн. руб. (Приложение Г). Основные конкуренты: ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно» реализовали соответственно: около 4900, 6100, 6450 млн. руб. На долю остальных предприятий приходится около 13000 млн. руб. Следовательно, ёмкость рынка равняется:
V = 5692+4900+6200+6450+14000=
Рыночная доля ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составляет:
Д=5692/37242*100%=15%.
Это отражено на рис 3.2
Рис.
3.2 Соотношение долей
рынка предприятий
по реализации нетканых
материалов в Республике
Беларусь.
Примечание. Источник: собственная разработка
2.4 Интерпретация
и отчёт об исследовании
Проанализировав ёмкость рынка нетканых материалов Республики Беларусь и долю рынка объекта моего исследования (ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов») за 2009 год, были получены следующие результаты:
Ёмкость рынка нетканых материалов Республики Беларусь и доли рынка были рассчитаны двумя методами: по объёмам производства и реализации. При расчёте первым методом доля рынка ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составила 16%, а основные конкуренты (ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно») имели соответственно 13%, 17% и 17%. Следовательно, конкурентоспособность предприятия можно оценить как «Средняя» - равна средней доле рынка ведущих конкурентов [таблица 1.1.]. При расчёте вторым методом доля рынка ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» составила 15%, а доля рынка основных конкурентов осталась неизменной. Это связано с тем, что продукция ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» при своём объёме производства реализуется гораздо хуже, чем у его основных конкурентов. Скорее всего, это вызвано плохим состоянием маркетинговых исследований и мероприятий на предприятии.
Изучив проблему исследования ёмкости рынка настолько, насколько позволяют рамки данной работы можно сделать следующие выводы.
Вопросы исследования рынка актуальны для любого предприятия в Республике Беларусь. Чтобы правильно оценить ситуацию и динамику изменений на рынке и, соответственно, принимать единственно верные управленческие решения, которые в дальнейшем и повлияют на жизнеспособность этого предприятия или товара, которое оно производит (сбывает), необходимо производить исследование ёмкости рынка, которое является главной задачей рыночного исследования.
У каждого предприятия есть покупатели его продукции, следовательно, оно должно знать их нужды. Любое предприятие работает в конкретных экономических условиях и должно знать эти условия. Каким бы опытным ни был бы руководитель, как бы хорошо он ни знал свою сферу деятельности, тем не менее, во вкусах покупателей и положении конкурентов постоянно происходят изменения, а это требует систематического обновления и изучения информации. Нередко весьма полезное исследование можно провести и при очень ограниченных средствах.
Рыночные исследования емкости рынка предполагают тщательное изучение экономической конъюнктуры, связанной с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции.
В практике деятельности предприятий, использующих концепцию маркетинга, считается обязательным иметь данные о ёмкости и о доле рынка. В противном случае трудно или невозможно реагировать на изменения рыночной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Таблица А.1 - Динамика экспорта нетканых материалов
Наименование материала | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
Вес, тонн | Тыс. долл. | Вес, тонн | Тыс. долл. | Вес, тонн | Тыс. долл. | Вес, тонн | Тыс. долл. | |
Нетканые материалы - всего | 14344 | 23066,8 | 14351 | 25384,9 | 12186 | 21511,2 | 18712 | 37006,8 |
В том числе: | ||||||||
Прочие нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью не более 25 г/м2 | 743 | 1717,3 | 561 | 1410,6 | 643 | 1461,6 | 636 | 1556,7 |
нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2, с покрытием | 101 | 321,7 | 555 | 1618,4 | 281 | 867,1 | 354 | 1013,3 |
Прочие нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2 | 1071 | 2671,2 | 1008 | 2504,5 | 1029 | 2533,1 | 1095 | 2701 |
Прочие нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью более 70 г/м2, но не более 150 г/м2 | 4169 | 6765,8 | 3526 | 7496,7 | 2995 | 6013,2 | 3449 | 6361,1 |
Прочие нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью более 150 г/м2 | 6879 | 9860,9 | 7320 | 10491,7 | 6326 | 9612,5 | 11823 | 23149,8 |
Прочие нетканые материалы с поверхностной плотностью более 150 г/м2 | 537 | 649,9 | 751 | 977 | 748 | 734,4 | 1290 | 1979,6 |
Остальные группы нетканых материалов | 844 | 1080 | 630 | 886 | 164 | 289,3 | 65 | 245,3 |
Примечание.
Источник: Министерство статистики и
анализа Республики Беларусь
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Таблица Б.1 - Динамика импорта нетканых материалов
Наименование материала | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
Вес, тонн | Тыс. долл. | Вес, тонн | Тыс. долл. | Вес, тонн | Тыс. долл. | Вес, тонн | Тыс. долл. | |
Нетканые материалы - всего | 3043 | 10432,1 | 3749 | 14171,4 | 3413 | 14073,2 | 3514 | 14524,3 |
В том числе: | ||||||||
нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью не более 25 г/м2, с покрытием | 57 | 525,1 | 74 | 855,5 | 68 | 789,5 | 32 | 549 |
Прочие нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью не более 25 г/м2 | 211 | 471,8 | 280 | 614,1 | 227 | 586,2 | 197 | 550,2 |
нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2, с покрытием | 436 | 2875,4 | 482 | 3402,2 | 394 | 3135,7 | 274 | 2771 |
Прочие нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2 | 330 | 952,7 | 347 | 1257,1 | 253 | 942,8 | 170 | 924,3 |
нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью более 70 г/м2, но не более 150 г/м2, с покрытием | 67 | 203,7 | 35 | 242,6 | 53 | 379,4 | 49 | 410,7 |
Прочие нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью более 70 г/м2, но не более 150 г/м2 | 511 | 1557,8 | 688 | 2902,5 | 638 | 2771,4 | 591 | 2842 |
Прочие нетканые материалы из хим. нитей с поверхностной плотностью более 150 г/м2 | 635 | 2115,9 | 727 | 1850,9 | 519 | 1634,9 | 614 | 2040,4 |
Прочие нетканые материалы с поверхностной плотностью более 25 г/м2, но не более 70 г/м2, с покрытием | 3 | 50,7 | 28 | 280,8 | 51 | 492,8 | 47 | 592,5 |
Прочие нетканые материалы с поверхностной плотностью более 70 г/м2, но не более 150 г/м2 | 63 | 144,9 | 55 | 232,1 | 93 | 372,1 | 104 | 483,5 |
Прочие нетканые материалы с поверхностной плотностью более 150 г/м2 | 453 | 853 | 595 | 1236,2 | 724 | 1542,4 | 1145 | 2260 |
Остальные группы нетканых материалов | 343 | 681,1 | 521 | 1297,4 | 537 | 1426 | 442 | 1100,7 |
Примечание. Источник: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
Таблица В.1 – основные потребители продукции ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» в 2007-2008 гг.
Наименование продукции | Наименование покупателей | Ед. изм. | Объём продаж | |
2007 | 2008 | |||
1.полотно нетканое «Лекан» | СООО «Пинскдрев-Адриана», г. Пинск | тыс.м2 | 183,9 | 346,1 |
ООО «Кондор ПТМ», г.Минск | ||||
ЗАО «Фабрика головных уборов «Людмила», г.Минск | ||||
ОДО «Цветные сны», г.Минск | ||||
СООО «Марко», г.Витебск | ||||
СООО «Белвест», г.Витебск | ||||
ОАО «Швейная фабрика Дината», г.Молодечно | ||||
2.полотно нетканое ТЗИ 1100 г/кВ.м | ЗАО «ИПР», г.Солигорск | тыс.м2 | 19,5 | 15,2 |
3.полотно теплошумоизоляционное | РУП «Белаз», г.Жодино | тыс.м2 | 247,7 | 132,4 |
РУП «МАЗ», г.Минск | ||||
ОАО «Обувная фабрика», г.Лида | ||||
Шорная фабрика, г.Бешенковичи | ||||
4.полотно нетканое «ЛИП» | ООО «Мехо М», г.Ивацевичи | тыс.м2 | 4,9 | 12,4 |
ИП Шевцов Е.А., г.Минск | ||||
5.полотно нетканое стелечное | СООО «Марко», г.Витебск | тыс.м2 | 3,0 | 6,2 |
ОАО «Обувная фабрика», г.Лида | ||||
ОАО «Обувная фабрика», г.Бобруйск | ||||
6.материал настилочный для мягкой мебели | ОАО «Витебскмебель», г.Витебск | тыс.м2 | 131 | 176,6 |
ОАО «Косовское ПМО», г.Коссово | ||||
ЧУТПП «Руслан плюс», г.Витебск | ||||
ОДО «Галеон», г.Минск | ||||
ЧУТП «Юрт»,г.Витебск | ||||
7.материал набивочный | КБО г.Рогачёв | тонн | 121,4 | 132 |
КБО г.Горки | ||||
КБО г.Ельск | ||||
КБО г.Осиповичи | ||||
КБО г.Барановичи | ||||
Швейная фабрика, г.Ст. дороги | ||||
Бытсервис г.Калинковичи | ||||
8.ветошь обтирочная | СООО «Арвит-Авто», г.Минск | тонн | 595,7 | 721,5 |
РУП «Завод литья и нормалей», г.Гомель | ||||
ЗАО «КСИ», г.Могилёв | ||||
РУП «Гидропривод», г.Гомель | ||||
РУП «Метизный завод», г.Речица | ||||
РУП «МАЗ», г.Минск | ||||
УП «Белкоммунмаш», г.Минск | ||||
РПУП «Завод Строммашина», г.Могилёв | ||||
ООО «Техноприбор», г.Могилёв | ||||
9.волокно регенерированное | Мебельная фабрика «Прогресс», г.Гомель | тонн | 20,7 | 75,2 |
10.ватин | ОАО «Бытсервис», г.Калинковичи | тыс.м.п. | 303 | 613,4 |
ЧУП «Швец ОО Бел ИО», г.Гомель | ||||
ИЧПТУП «Барро», г.Бобруйск | ||||
КУП «РКБО», г.Барановичи | ||||
ОАО «КБО», г.Ельск | ||||
ОАО «КБО», г.Добруш | ||||
УКП «Бытуслуги», г.Чериков | ||||
11.наматрацники | ОАО ТД «Мебель-Уют», г.Могилёв | шт | 5763 | 11098 |
ЧТУП «Промпродторг», г.Корма | ||||
ООО «Хозторг», г.Витебск | ||||
ОАО «Элмез», г.Могилёв | ||||
12.одеяло | Наровлянское райпо | шт | 5654 | 10523 |
Костюковичское райпо | ||||
Ошмянское райпо | ||||
Магазин «Уют», г.Бобруйск | ||||
Торговый дом «Броды», г.Могилёв | ||||
13.постельное бельё | Больница скорой помощи, г.Бобруйск | шт | 15656 | 18720 |
Чижовский рынок, г.Минск | ||||
Роддом, г.Бобруйск |
Информация о работе Оценка ёмкости рынка и рыночной доли предприятия