Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа
Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно высокими издержками или неправильно истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных исследователей, ибо в их собственных интересах получать информацию, которая позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать в его планировании и последующей интерпретации полученной информации.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.Определение и характеристика понятия ёмкости рынка и рыночной доли предприятия, а также методы их исследования…………………………………..5
1.1 Значение исследования ёмкости рынка и рыночной доли предприятия….5
1.2 Этапы и программа маркетингового исследования ёмкости рынка и рыночной доли предприятия………………………………………………………8
1.3 Методы оценки ёмкости рынка и рыночной доли предприятия…………10
1.4 Влияние ёмкости рынка на объем реализации, на прибыль……………..14
2. Сбор и анализ данных по теме исследования. Оценка доли рынка
занимаемой предприятием……………………………………………………….15
2.1 Основные характеристики рынка………………………………………….15
2.2 Анализ состояния исследования ёмкости рынка и доли рынка на предприятии………………………………………………………………………18
2.3 Анализ ёмкости рынка и рыночной доли предприятия…………………19
2.4 Интерпретация и отчёт об исследовании………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22
3)
оценка ёмкости рынка на
V = ∑[(OНi – ОКi) + Пi]Ki ∙ 12/T,
где индекс I = 1, 2, … Kn; OНi и ОКi – остатки товаров на складах изучаемых торговых точек соответственно на начало и конец исследованного периода; Пi – объём i-продаж за исследованный период; Т – период времени, за который проводится исследование; Ki – доля выборки в общем количестве предприятий. Этот коэффициент рассчитывается как отношение:
Ki = KNi / Kобщ,
где KNi – размер выборки; Kобщ – генеральная совокупность.
Комплексные методы оценки ёмкости рынка:
На практике перечисленные методы расчёта объёма рынка могут применяться одновременно, так как ни один из них не может показать реальную и объективную картину, сложившуюся на рынке. В результате обработки оценок ёмкости рынка, полученных разными методами, их значения можно усреднять или проводить стандартную процедуру взвешивания.
1.4 Влияние ёмкости
рынка на объём
реализации, на прибыль
Очевидно,
что с увеличением занимаемой доли рынка
позиции предприятия становятся всё более
устойчивыми. Дело в том, что изменение
этого показателя в наибольшей степени
влияет на норму прибыли. Результатом
исследования Американского института
маркетинга и Гарвардской школы бизнеса
является закономерность, показанная
на рис 2.1.
Рис
2.1. Зависимость между
долей рынка и
нормой получаемой предприятием
прибыли.
Примечание.
Источник:[5, с.57 ]
Следовательно, можно сделать вывод, что с увеличением доли рынка прибыль предприятия увеличивается. Количественно доля рынка определяется как отношение объёма продаж товаров предприятия к общему объёму продаж товаров определённой группы на данном рынке (т.е. к ёмкости рынка), выраженное в процентах. Значит при увеличении ёмкости рынка, при неизменной доле рынка объём продаж увеличится, а, следовательно, и прибыль предприятия тоже увеличится.
2.
Сбор и анализ
данных по теме исследования.
Оценка доли рынка занимаемой
предприятием
2.1Основные
характеристики рынка
Как говорилось ранее, объектом моего исследования является ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов». Создание нетканых материалов в мире стало, пожалуй, самым перспективным направлением в текстильной отрасли. Объём и темпы роста их производства несоизмеримо выше, чем в других отраслях текстильной промышленности, таких, например, как ткани и трикотаж. Эта особенность обеспечена тем, что при производстве нетканых материалов заложен самый короткий и дешёвый путь получения широкого ассортимента текстильных полотен из исходного сырья до готовой продукции.
Производство нетканых материалов в мире в 2008 г. увеличилось по сравнению с 2007 г. на 6% и составило 4,7 млн. т. Из этого количества на страны Северной Америки приходится 26%, Азиатско-Тихоокеанского региона – 23%, Европы – 31%, Японии – 7%, Латинской Америки – 7%, Ближнего и Среднего Востока – 4% и прочие страны – 2%.
В
2008 г. в Республике Беларусь произведено
87,8 млн. погонных метров нетканых материалов
(типа полотна и ватин).
Таблица 2.1.Динамика производства нетканых материалов в Республике Беларусь в региональном разрезе за 2005-2008 гг.
Наименование | Годы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||||
Млн. м.п. | Уд.вес,
% |
Млн. м.п. | Уд.вес,
% |
Млн. м.п. | Уд.вес,
% |
Млн. м.п. | Уд.вес,
% | |
Брестская | 6,0 | 7,9 | 8,5 | 10,4 | 9,2 | 9,6 | 7,3 | 8,3 |
Витебская | 2,2 | 2,9 | 3,3 | 4,0 | 3,4 | 3,5 | 3,3 | 3,8 |
Гомельская | 49,6 | 65,0 | 49,5 | 60,7 | 58,1 | 60,3 | 56,0 | 63,8 |
Гродненская | 0,7 | 0,9 | 0,5 | 0,6 | 1,3 | 1,3 | 1,1 | 1,3 |
Минская | 1,6 | 2,1 | 2,2 | 2,7 | 5,1 | 5,3 | 2,2 | 2,5 |
Могилёвская | 16,2 | 21,2 | 17,5 | 21,5 | 19,2 | 19,9 | 17,9 | 20,4 |
Всего: | 76,3 | 100,0 | 81,5 | 100,0 | 96,3 | 100,0 | 87,8 | 100,0 |
Примечание.
Источник: бизнес-план предприятия за
2009 г.
Динамику экспорта и импорта нетканых материалов в Республике Беларусь характеризуют данные таблиц в приложении А и Б соответственно. Объём экспорта нетканых материалов в 2008 г. составил 18,7 тыс. тонн на сумму 37 млн. долл. США. По сравнению с 2007 г. произошло увеличение объёма экспорта в натуральном выражении в 1,5 раза, в стоимостном в 1,7 раза. Практически все нетканые материалы экспортируются в страны СНГ, главным образом в Российскую Федерацию.
Объём импорта нетканых материалов в 2008 г. по сравнению с 2007 увеличился незначительно и составил 3,5 тыс. тонн на сумму 1,5 тыс. долл. При этом следует отметить, что из стран СНГ импортируется менее 30% от их общего объёма и в натуральном и в стоимостном выражении.
Расчёт ёмкости белорусского рынка нетканых материалов вызывает затруднения в связи с различными подходами статистики к учёту производства и внешнеторговых операций по данному виду продукции: объём производства указывается в погонных или квадратных метрах, экспорт и импорт в тоннах. Проанализировав указанную выше структуру экспорта и импорта нетканых материалов, можно экспертно предположить, что средняя плотность экспортируемой продукции составляет 300 г/кВ.м, импортируемой – 200 г/кВ.м. В таком случае объём экспорта нетканых материалов в 2006 г. составил 61,7 млн. кВ.м, объём импорта – 17,6. С учётом объёма производства данной продукции в Республике Беларусь в 2006 г. ёмкость белорусского рынка составляет порядка 110-120 млн.кв.м в год.
Основными операторами белорусского рынка нетканых материалов являются ОАО «Пинема», РУП «Светлогорское химволокно», ОАО «Могилёвхимволокно». Кроме данных крупных компаний производство и реализацию нетканых материалов в Республике осуществляют: иностранное предприятие «Кадран» г. Рогачёв (синтепон термостабилизированный, иглопробивные геотекстильные полотна); ЧПТУП «Уминекс» г. Могилёв (полотно объёмное нетканое термоскреплёное типа «Термофайбер», «Холлофайбер», силиконизированные полотна); ООО «Антопольская ватно-прядильная фабрика» (ватин, набивка) и другие предприятия. Ниже приводится краткая характеристика наиболее крупных конкурентов ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» на белорусском рынке.
ОАО «Пинема» является производителем полотна иглопробивного геотекстильного для транспортного строительства, полотна иглопробивного для балластировки трубопроводов, полотна нетканого иглопробивного, используемого в качестве подосновы для линолеума. Освоено производство полимерных труб, пленки полиэтиленовой и товаров народного потребления из полимерных материалов. Благодаря современной технологии производство нетканого полотна является уникальным, высокопроизводительным, способным создавать оригинальный материал, отвечающий требованиям проектов гражданских сооружений.
ОАО «Пинема» успешно сотрудничает с крупными белорусскими и российскими потребителями. Доля продукции, идущей на экспорт, составляет около 80 % от общего объема производимой продукции.
Открытое акционерное общество «Могилевхимволокно» входит в состав концерна «Белнефтехим». В состав общества входят заводы: органического синтеза, синтетического волокна, полиэфирных нитей, ремонтно-механический, а также объекты культурного, лечебно-оздоровительного, социально-бытового назначения.
Выпускаемая продукция соответствует мировым стандартам качества, пользуется широким спросом: более 65 % производимой продукции поставляется на внешние рынки. Поставки осуществляются более чем в 30 стран мира, в числе которых Российская Федерация, Украина, Китай, США, Германия, Италия, Польша, Румыния, Литва, Латвия.
Особенностью
ОАО «Могилевхимволокно»
РУП «СПО «Химволокно» является крупнейшим государственным предприятием химической промышленности и включает в себя: завод полиэфирных текстильных нитей завод искусственного волокна (ЗИВ).
Основной
вид производства – выпуск вискозных
кордных нитей и ткани, которые
широко используются в производстве
шин и различных
Основными потребителями ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» являются предприятия и организации Республики Беларусь и Российской Федерации.
Продукция
производственного назначения –
иглопробивное мебельное
В настоящее время наиболее крупными потребителями продукции предприятия являются РУП «МТЗ», ОАО «Минскмебель», СООО «Пинскдрев-Адриана», РУП «Минский автомобильный завод», Гомельская фабрика «Прогресс» и др. (приложение В)
2.2 Анализ состояния
исследования ёмкости
рынка и доли рынка на
предприятии
ЧУП «Бобруйский комбинат нетканых материалов» проводит описательные маркетинговые исследования. В соответствии с определением это означает, что изучаются фактические данные по потребителям продукции предприятия, по специфике продукции, в какой период наиболее активно покупается продукция, как используются данная продукция.
При исследованиях используется комплексный подход, то есть предприятие исследует рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий многоплановые проявления: спрос, товарное предложение, цены.
Для исследования используются вторичные данные маркетинговых исследований. Это означает, что анализируются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований.
Внешними источниками являются законы, указы, постановления государственных органов; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований.
Вторичные данные для предприятия можно получают из таких информационных источников, как:
- изданий общей экономической ориентации;
- периодические издания;
- ежедневных газет;
- газет бесплатных объявлений;
- электронных средств массовой информации (телевидение, радио);
- наружной рекламы;
- статистического ежегодника;
- публикаций специализированных экономических и маркетинговых организаций.
К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки. Совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.
За последние годы в связи с развитием компьютерных систем появилась возможность пользоваться их услугами, как для специализированных маркетинговых фирм, так и для специалистов маркетинговых подразделений организаций, осуществляющих данные исследования самостоятельно. Так через сеть «Интернет» можно получить информацию по состоянию рынка определенных товаров в различных странах. Но на предприятии этому виду источников вторичной информации уделяется недостаточное внимание.
Информация о работе Оценка ёмкости рынка и рыночной доли предприятия