Оценка конкурентоспособности подукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание

Цель работы - дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
Исследовать конкурентоспособность продукции «СладКо» с использованием предложенных методов;
Предложить пути повышения конкурентоспособности продукции «СладКо»

Содержание

Введение
Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции.
Основные понятия и сущность конкурентоспособности.
Факторы определяющие конкурентоспособность продукции.
Изучение конкурентоспособности продукции марки «СладКо» на рынке плиточного шоколада.
Методологические аспекты исследования.
Исследования конкурентоспособности марки «Сладко» на рынке плиточного шоколада.
Рекомендации по улучшению конкурентоспособности.

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая для сайта.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

  1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции.
    1. Основные понятия и сущность конкурентоспособности.
    2. Факторы определяющие конкурентоспособность продукции.
  2. Изучение конкурентоспособности продукции марки «СладКо» на рынке плиточного шоколада.
    1. Методологические аспекты исследования.
    2. Исследования конкурентоспособности марки «Сладко»  на рынке плиточного шоколада.
    3. Рекомендации по улучшению конкурентоспособности.

Выводы и предложения

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Изучение  конкурентоспособности товара представляет собой одну из важнейших составных  частей рыночных исследований, создающих  основу для выработки стратегии  и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения  технического уровня и качеств. В современном лексиконе российских промышленников и бизнесменов термин конкурентоспособность, к сожалению, используется достаточно редко. Это свидетельствует о слабой пока вовлеченности нашей промышленности в международное разделение труда и в целом низкой степени конкуренции на внутреннем рынке. Между тем постепенная интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российской продукции весьма актуальной.

     Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень  удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот  товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности, а вся  совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

     Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность  коммерчески выгодного сбыта  на конкурентном рынке) товара можно  определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

     Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

     Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции на рынке и выявлять ту продукцию, для которой необходимо разрабатывать специальные мероприятия по повышению конкурентоспособности.

     Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться.

     В итоге можно вовремя принять  то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести  на другой рынок и т.д.

     Всё вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.

     Цель  работы - дать оценку конкурентоспособности  товара и разработать ряд мероприятий  по повышению конкурентоспособности.

     Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:

  • Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
  • Изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
  • Исследовать конкурентоспособность продукции «СладКо» с использованием предложенных методов;
  • Предложить пути повышения конкурентоспособности продукции «СладКо»
 
 

1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции

    1. Основные понятия и сущность конкурентоспособности
 

     Прежде  чем изучать конкурентоспособность  продукции в целом следует  рассмотреть его понятие.

     Авторы  рассматривают определение конкурентоспособности  по разному. Рассмотрим некоторые из них. Например авторы книги «Основы  маркетинга» Цахаев Р.К., Муртузалиев  Т.В. и Алиев С.А. пишут, что под  конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех на внутреннем и на внешнем рынках.[14, c.144]

     Н.Д. Эриашвили пишет, что конкурентоспособность  – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с  присутствующими там аналогичными товарами. [15, c.122]

     Р.А. Фатхутдинов: «конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке». [12, c.23]

     Романов А.Н. считает что под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. [10, c.167]

     Все определения разные, но из них понятно  одно и можно вывести своё определение конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность – это комплекс потребительских  и ценовых характеристик товара, которые определяют преимущество этого  товара над другими товарами-аналогами. Т.е. способность выдержать конкуренцию  среди аналогичных товаров.

     Рыночная  деятельность фирмы немыслима без  участия в конкурентной борьбе. Конкуренция  является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность  продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получение соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать её качество, т.е. делать ее конкурентоспособной.

     Для конкурентоспособности потребительских  товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени.

     Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов: функциональную (наиболее приемлемым  способом удовлетворять потребности пользователей и формировать у них новые потребности), предметную (быть лучшими среди хороших, выделяться важными параметрами потребительских свойств) и видовую (иметь лучший дизайн).

     Главными  составляющими конкурентоспособности продукции (товара) служат следующие характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантии, уровень сервиса). [15, c.123]

     В самом общем виде конкурентоспособность  товара может быть представлена в  следующем виде:

  • Технический уровень товара
  • Уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения
  • Соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам
  • Организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны
  • Срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантии
  • Цена, условия платежей
  • Актуальность (современность) появление данного товара на конкретном рынке.

     Конкурентоспособность продукции (товара) может проявляться  лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые  фирмы-продавцы свободно соперничают за право продавать свой товар независимому покупателю. По характеру ценообразования выделяются три сектора конкурентной среды.

  1. контролируемый государством – монопольный рынок, на котором господствует естественные монополии, от лица государства осуществляющие некоторые регулирующие меры на конкурентном рынке.
  2. контролируемый рынком с высоким уровнем конкуренции, разновидностью этого вида конкуренции являются ценовая война
  3. контролируемый фирмами, занимающими рыночный сегмент с ограниченной конкуренцией и товаром, которые характеризуются уникальностью, неповторимостью и т.п. [15, c.123]

     В маркетинге конкуренция проявляется  в двух формах:

     1. При совершенной конкуренции  на рынке присутствует большое  количество фирм, предлагающих однородную  продукцию (товары). Такая конкуренция характеризуется легкостью вхождения фирм в отрасль, равноправность покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка (конъюнктура, рекламное обеспечение), в выборе поставщиков и клиентов.

     2. При монополистической конкуренции рынок относительно свободен, на нем представлен широкий диапазон цен и многие фирмы продают дифференцированный продукт. Вследствие  относительно легкого доступа в отрасли с дифференцированной  конкуренцией фирмы здесь не могут получить монопольную прибыль длительное время. При этом фирма обладает контролем над продажей производимого товара; на данном рынке действует значительная неценовая конкуренция.

     Конкуренция в маркетинге проявляется также:

  • Как ценовая, когда продавцы товаров и услуг влияют на спрос, главным образом посредством изменения в цене; это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно изменять, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции.
  • Как неценовая, т.е. путем минимизации цены как фактора потребительского спроса, когда товары или услуги выделяются посредством продвижения, упаковки, доставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов (чем уникальнее товар или услуга с точки зрения потребителей, тем у производителя больше возможности установления более высоких цен по сравнению с конкурирующими товарами). [15, c.124]

     Основой конкурентной борьбы служит стремление реализовать на рынке продукции (товара) больше, чем соперник, отобрать у него потенциальных покупателей. Итогом деятельности на рынке должна быть определенная доля прибыли, которую прогнозировал конкурент. Другая задача – освоить значительный сегмент рынка, вытеснив соперника.

     В процессе борьбы ставиться цель по достижению конкурентных преимуществ  на рынке. Прочная конкурентная позиция  характеризуется захватом (освоением) значительной доли рынка благодаря предложению товаров более высокого качества или более низкого уровня цен. Возможно и влияние другого фактора – высокого уровня предпродажного и послепродажного обслуживания.

     В конкурентной борьбе в качестве инструментов используются: маркетинговые исследования, сегментирование рынка, методы стимулирования сбыта и продажи, гибкое регулирование цен, сервис, технологическое, экономическое и маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара.

     Конкурентоспособность товара рассматривается как важнейший элемент конкурентной борьбы. Определяется конкурентоспособность товара как способность его быть проданным при наличии в продаже товаров-аналогов, производимых фирмами-конкурентами.

     Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкурентной потребности, так и по затратам на удовлетворение этой потребности. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом.  

    1. Факторы определяющие конкурентоспособность продукции

Информация о работе Оценка конкурентоспособности подукции