Оценка конкурентоспособности подукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание

Цель работы - дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
Исследовать конкурентоспособность продукции «СладКо» с использованием предложенных методов;
Предложить пути повышения конкурентоспособности продукции «СладКо»

Содержание

Введение
Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции.
Основные понятия и сущность конкурентоспособности.
Факторы определяющие конкурентоспособность продукции.
Изучение конкурентоспособности продукции марки «СладКо» на рынке плиточного шоколада.
Методологические аспекты исследования.
Исследования конкурентоспособности марки «Сладко» на рынке плиточного шоколада.
Рекомендации по улучшению конкурентоспособности.

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая для сайта.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

     Прежде  всего, необходимо определиться с понятием «фактор».

     Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий [13, с.474], это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.

     В настоящее время существует большое  количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:

     1. Классификация Гарбацевича [2].

  • внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
  • внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.

     2.Классификация Трубилина [11].

  • факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
  • показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
  • экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость и цену товара.

     3. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности  товара представлены у  Р. Фатхутдинова [12]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:

     Внешние факторы:

  1. Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  2. Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  3. Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  5. Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
  9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
  10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).

     Внутренние  факторы:

  1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
  2. Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
  3. Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
  4. Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  6. Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
  7. Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

     Необходимо  отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.

     Существует  также мнение, что товарная конкурентоспособность  находится в прямой зависимости  от разноплановых  факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства,  производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий   [1, с.66].

     Издержки  производства – это выраженные в  денежной форме затраты фирмы, связанные  с приобретением факторов производства и их использованием.

     Производительность  труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность  на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются  материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.

     Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности  производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.

     В настоящее время на первый план в  мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретают  качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. [14, c.146]

     В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности  товаров приобретает экологический  фактор. Более жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования к  качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции. [14, c.147]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Изучение конкурентоспособности продукции марки «СладКо» на рынке плиточного шоколада

2.1. Методологические аспекты исследования

Существуют несколько  методов сбора данных при проведении маркетинговых исследований. Их можно классифицировать на 2 группы.

  • Количественные
  • Качественные

Качественные  исследования являются неструктурированным  поисковым исследованием на малых  выборках и предназначены для  более глубокого понимания проблемы. В качественных исследованиях для  интерпретации полученных данных используются не цифры, а слова. Проводятся такие исследования как: фокус-группа, мозговой штурм.

Мы более подробно остановимся на количественных методах.

 Количественные  методы сбора данных основаны  на сборе информации и предоставлении её в количественной форме, с использованием процедур статистического анализа. Как правило количественные исследования охватывают большое число респондентов, позволяют собирать самые разные данные (опрос, наблюдение, эксперимент). Количественные исследования используются для следующих целей:

  • Изучение возможностей выхода на рынок
  • Определение целевых групп потребителей
  • Позиционирование продукта
  • Определение цены
  • Исследования эффективности рекламы

Наблюдение –  это метод сбора первичной  информации путём пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, которые могут быть выявлены органами чувств.

Наблюдения же бывают Стандартизированные и нестандартизированные.

Стандартизированное наблюдение – проблема четко определена, поэтому виды поведения, подлежащие наблюдению, обговорены предварительно, так же как и категории, которые будут использованы для записи и анализа ситуации.

Нестандартизированное наблюдение – проблема не определенна  в конкретной обстановке, поэтому  позволяется большая гибкость в использовании наблюдателями терминов, в которых они будут отражать сведения и результаты.

Разделяют скрытое  и открытое наблюдение. В случае открытого наблюдения участники  процесса предупреждаются об этом; при скрытом наблюдении этого не происходит.

Наблюдения часто  более полезны, чем опросы, в отделении  фактов от вымысла при выявлении  интересующих аспектов поведения потребителя.

Опрос это метод  сбора информации путем выявления  субъективных мнений предпочтений людей  в отношении какого-либо объекта.

Опрос – самый  распространенный метод исследования потребителей в ходе которого происходит сбор информации по средствам прямого  задавания вопросов относительно уровня их знаний, отношений, предпочтений и  изучение покупательского поведения.

Опросы также могут классифицированы по методам их проведения. Основными из них являются личная беседа, телефонный опрос, опрос по почте.

Личная беседа – непосредственная беседа между  представителем исследовательской  компании, или интервьюером, и респондентом, или опрашиваемым.

Телефонный опрос  – телефонный разговор между представителем исследовательской компании, или  интервьюером, и респондентом, или  опрашиваемым.

Почтовый опрос  – Вопросники рассылаются по почте  выбранным респондентом, вместе с  оплаченным почтовым конвертом. Респонденты возвращают анкеты со своими ответами по почте обратно в исследовательскую компанию.

Личная беседа представляет собой прямой диалог между  интервьюером и респондентом. Беседа может происходить дома, в офисе  или в каком-то общественном месте, наподобие торгового центра, где останавливают покупателей и просят ответить на ряд вопросов. В случае личной беседы анкеты могут заполняться самим респондентом. В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью, С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса. Так же бывают свободные опросы.

Преимущества  свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет):

  • возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;
  • возможно получение добавочной информации.

Недостатки подобных опросов:

  • трудно протоколировать ответы;
  • плохая сравнимость результатов;

трудность в обработке данных; высокие затраты

Опросы разделяются:

  • по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
  • по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
  • по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько);
  • по уровню стандартизации (свободная схема или струкктукрированная, полностью стандартизированная);
  • по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

В данной работе буде поводится писменный опрос  с помощью анкеты. Поэтому следует  рассмотреть правила создания анкеты и вопросы используемые в анкете. 

При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить  и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно  закрытые вопросы, ответ на которые  заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:

  • да - нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
  • альтернативные вопросы - вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
  • ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
  • шкалирующие вопросы - вопросы, дающие дифференцеированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности подукции