Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 12:52, реферат
Маркетинг (“market” - рынок, перевод с английского) - это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия.
Филипп Котлер определил маркетинг как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Определение маркетинга, его функции и принципы
Маркетинг (“market”
- рынок, перевод с английского) -
это рыночная концепция управления
производственно-сбытовой и научно-технической
деятельностью предприятия.
Филипп Котлер определил маркетинг как
вид человеческой деятельности, направленной
на удовлетворение нужд и потребностей
посредством обмена. Питер Друкер сформулировал
основную цель маркетинга - сделать усилия
по сбыту ненужными, его цель так хорошо
познать и понять клиента, что товар или
услуга будут точно подходить последнему
и продавать себя сами.
Задачи маркетинга:
Развитие маркетинга
связанно с последовательностью его
концепции. Основными функциями маркетинга
являются: 1.Аналитическая функция. 2.Производственная
функция. 3.Сбытовая функция (функция продаж).
4.Функция управления, коммуникаций и контроля.
Аналитическая функция включает следующие
подфункции: изучение рынка, товара, потребителей;
анализ внутренней и внешней среды предприятия.
Производственная функция состоит из
следующих подфункций: организация производства
новых товаров и новых технологий, организация
материально-технического обеспечения
производства, управление качеством и
конкурентоспособностью готовой продукции.
Сбытовая функция - это организация системы
сбыта и товародвижения, формирование
спроса и стимулирование сбыта и организация
сервиса. Функция управления, коммуникаций
и контроля связана с созданием организационных
структур управления, планированием, коммуникациями
и организацией контроля.
Основополагающий принцип маркетинга
“Не пытайтесь сбыть то, что Вам удалось
выпустить, а производите то, что у Вас
безусловно будет куплено”. Опыт отечественных
и зарубежных фирм производителей свидетельствует
о том, насколько важна ориентация на запросы
потребителей. Например, работа на нашем
рынке компании “Проктер энд Гэмбл” ,
“Синар”, турецких производителей кожи
и кожаных изделий. Основным принципом
маркетинга является ориентация конечных
результатов производства на реальные
требования и пожелания потребителей.
Реализация этого принципа требует:
Использование
основного принципа маркетинга предполагает
целевую ориентацию и комплексность. Целевая
ориентация - это выбор товара, рынка, сегмента
потребителей и стратегии маркетинга.
Комплексность означает системное использование
маркетинговых мероприятий. Применение
отдельных составляющих маркетинга не
дает должного эффекта, примером служат
отечественные предприятия, использующие
только средства маркетинга в сфере сбыта.
Современная концепция маркетинга
1.1. Определение и сущность маркетинга
Маркетинг как концепция управления
Маркетинг —это сочетание строгой науки и искусства эффективной работы на рынке. Впервые этот термин появился в 1902 г. в США, а через 20 лет этим термином пользовались уже во многих странах мира.
Маркетинг — понятие сложное, динамичное, многоплановое, и это объясняет невозможность в одном универсальном определении дать полную характеристику, адекватную его сущности, принципам и функциям. Выдвинуто уже около 2000 определений, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики.
Американская Strategic Management Group считает, что
маркетинг — это система взаимодействия в бизнесе, разработанная для осуществления планирования, установления цен, стимулирования сбыта и распространения товаров и услуг организациям и частным лицам.
Видный американский ученый — маркетолог Ф. Котлер дает следующее определение маркетинга:
Маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров.
Авторы учебника “Маркетинг”, используя определение маркетинга, данное Ф. Котлером, в то же время считают, что (См.: Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 1995.)
маркетинг — система взглядов, функция координации различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения.
Мы будем рассматривать маркетинг как рыночную концепцию управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятий, направленную на изучение рынка и конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг, а также на формирование и стимулирование покупательского спроса с целью обоснованного принятия решений и планового расширения продаж, завоевания определенной доли на рынке и получения прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, — основной лозунг маркетингового подхода к управлению научно-техническим прогрессом, производством и сбытом. То есть прежде чем начать производство, предприятие должно провести тщательнейшее изучение потребностей конкретных потребителей и в соответствии с полученными данными разработать, доработать или усовершенствовать товар и затем выйти с ним на рынок.
Рассматривая
маркетинг с этих позиций, сформулируем
его определение следующим
Маркетинг — это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой системой принципов, целей и функций и обеспечивает создание, производство и сбыт товаров, отвечающих существующему и особенно потенциальному спросу конкретных потребителей.
Путь от “реализации продукции” к маркетингу как “руководящей философии”, т.е. от традиционной торгово-сбытовой деятельности фирм до общепринятого во всем мире понятия маркетинга, нужно рассматривать прежде всего как результат развития рыночных отношений.
Исторически развитие сбытовых и производственно-сбытовых систем происходило в тесной зависимости от характера рыночных отношений и соотношения спроса и предложения на рынке. Одновременно с этим претерпевали изменения и подходы к управлению фирмой.
1. Начальная
стадия развития рынка
В соответствии
с концепцией совершенствования
производства считается, что потребители
будут благожелательны к товарам, которые
широко распространены и доступны по цене.
В этом случае фирма должна сосредоточить
свои усилия на совершенствовании производства
и повышении эффективности системы распределения.
Применение производственно-
Концепция совершенствования товара предполагает, что потребители отдают предпочтение товарам, обладающим наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками. В этом случае фирма должна сконцентрировать все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании. Продукто-ориентированная концепция может привести к “маркетинговой близорукости”. Производитель так “влюбляется” в свой товар, что упускает из виду нужды клиентов.
2. На следующем этапе развития рынка, когда спрос и предложение находятся в относительном равновесии, формируется более сложный тип сбытовой системы “товар — система мер по продвижению товара — рынок”. В этом случае создается ситуация, при которой требуемые покупателям товары постоянно присутствуют на рынке и в задачу продавца входит осуществление ряда мер с целью заинтересовать покупателя и побудить его приобретать именно данный товар, а не товар конкурентов.
Продавец должен нести дополнительные расходы на рекламирование своей продукции, стимулирование ее сбыта, осуществление технического обслуживания и др. Кроме того, значительным фактором повышения эффективности и прибыльности продаж для продавца служит задача повышения качества продукции. В такой ситуации фирмы ориентируются на управленческую концепцию интенсификации коммерческих усилий, в соответствии с которой считается, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (включая рекламу). Многие фирмы начинают ориентироваться на данную концепцию, когда испытывают трудности со сбытом, когда появляются признаки перепроизводства. Цель таких компаний — продажа произведенных товаров, а не производство продукции, в которой нуждается рынок.
3. Почти на завершающей стадии развития рынка возникает ситуация, которую условно можно обозначить как рынок покупателя: покупатели, имеющие большую долю доходов в свободном распоряжении, оказываются перед очень большим и многообразным ассортиментом предлагаемых товаров, из которых они могут выбирать с большой степенью свободы. Аналогичные отношения складываются на многочисленных международных рынках, где, как правило, выступает множество сильных производителей из различных стран. Таким образом, производитель попадает в относительно зависимое положение, так как он, конкурируя со множеством других предприятий, должен угодить вкусам покупателей, которые не ограничиваются удовлетворением элементарных потребностей, и одновременно попытаться повлиять на них. Многие предприятия в ситуации, когда сбыт становится “узким местом”, вынуждены ориентировать всю свою деятельность на удовлетворение требований рынка сбыта.
При такой политике речь идет об ориентации предприятия на маркетинг. Под этим подразумевается, наряду с активным влиянием, которое предприятие оказывает на условия рынка, также и приспособление предприятия к этим условиям.
Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения успеха фирмы является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами.
Маркетинг — это не застывшая догма, а одна из самых динамичных сфер экономической деятельности. В настоящее время эволюция маркетинга связана с тенденциями развития современного рынка, в частности, с ростом значения таких факторов, как качество товара и услуг, приверженность потребителей марке и фирме, развитие электронных линий связи, ориентация на высокие технологии, создание стратегических альянсов, этические стандарты в деятельности фирм и т.д. В частности, необходимость учета в практике маркетинга социальных и этических вопросов привела к развитию концепции социально-ориентированного (или социально-этичного) маркетинга. Эта концепция определяет задачу фирмы как установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом. Эта концепция требует сбалансированности трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.
Приведем
схему, сопоставляющую различные ориентиры
хозяйственной политики фирмы, соответствующие
концепциям совершенствования
Концепция совершенствования производства — ориентир для производства: производить как можно больше
Концепция интенсификации коммерческих усилий — ориентир для продажи: пытаться сбыть все, что произведено
Концепция маркетинга — ориентир для маркетинга: производить то, что можно сбыть
Рис. 1.1. Сопоставление
концепций совершенствования
Таким образом маркетинг считает исходной точкой деятельности компании определение потребностей покупателей (нужды потребителей). В упрощенном виде схему обратной связи производителя (продавца) и потребителя (покупателя) можно представить следующим образом (рис. 1.2):
Информация
Рис. 1.2. Схема обратной связи производителя и потребителя
Отношение производителя и потребителя (продавца и покупателя) можно разделить на четыре составляющие: со стороны производителей (продавцов) — потоки товаров/услуг и коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта и т.п.), навстречу — деньги и информация (данные о продажах, отношение потребителей к товару и т.п.).
Информация о работе Определение маркетинга, его функции и принципы