Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:29, курсовая работа
Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
Введение……………………………………………………………………….….2
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры……………………………………….4
1.2. Структура и содержание организационной культуры……………………..8
1.3. Формирование организационной культуры…………………………… …13
Глава 2. Исследование организационной культуры
2.1. Качественные методы исследования организационной культуры...…17
2.2. Формализованные методы диагностики организационной культуры..23
Глава 3. Практическое рассмотрение организационной культуры РА «Оникс»
3.1. Общая информация об организации………………………………………28
3.2. Сильные и слабые стороны действующей организационной культуры РА «Оникс».………………………………………………………………………….32
3.3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры РА «Оникс»…………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы…………………
Министерство по образованию и науки РФ
ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет
Университетский колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету
«Менеджмент»
По теме: «Организационная культура, как фактор эффективной деятельности организации»
Выполнила:
студентка 2 курса 21 гр.
специальности «Туризм»
Баимова Надежда Викторовна
Научный руководитель:
преподаватель
Университетского колледжа
Никодимова Наталия Дмитриевна
Дата защиты_____________
Оценка__________________
Подпись руководителя_____
Омск 2010
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры……………………………………….4
1.2. Структура и содержание организационной культуры……………………..8
1.3. Формирование организационной культуры…………………………… …13
Глава 2. Исследование организационной культуры
2.1. Качественные методы исследования организационной культуры...…17
2.2. Формализованные методы диагностики организационной культуры..23
Глава 3. Практическое рассмотрение организационной культуры РА «Оникс»
3.1. Общая информация об организации………………………………………28
3.2. Сильные и слабые стороны действующей организационной культуры РА «Оникс».…………………………………………………………
3.3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры РА «Оникс»……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее изучение имеет определенную специфику. Она играет очень важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.
Объектом моей курсовой работы стала организационная культура.
Предмет: элементы организационной культуры в РА «Оникс».
Цель: Практическое рассмотрение влияния организационной культуры на деятельность организации, основываясь на изучение теоретического материала.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие организационная культура.
2. Разобрать содержание и структуру организационной культуры.
3. Раскрыть теоретический и методологический аспекты организационной культуры.
4. Проанализировать организационную культуру на примере РА «Юникс».
5. Выявить и предложить пути совершенствования организационной культуры РА «Юникс».
Структура работы по главам:
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры. В первой главе дается определение организационной культуры, раскрывается структура и содержание данного понятия, а так же рассмотрено его формирование.
Глава 2. Исследование организационной культуры. Во второй главе раскрываются теоретический и методологический методы исследования организационной культуры.
Глава 3. Практическое рассмотрение организационной культуры РА «Оникс». Третья глава содержит общую характеристику об организации, выявлены сильные и слабые стороны действующей организационной культуры данного агентства. Даны рекомендации по совершенствованию организационной культуры РА «Оникс».
Работа написана в 41 листе, источников информации – 21.
1. Теоретические основы организационной культуры
1.1 Понятие «организационной культуры»
В современной литературе существует очень много определений понятия организационная культура. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, понятие организационной культуры не имеет универсального определения. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного определения культуры, получившего общепризнанное распространение нет.
Термин “культура” у всех на слуху, однако эта известность слова очень обманчива. Конечно, дать грамотное краткое определение любому широкому понятию очень трудно. Такие определения и характеристики легко даются “со стороны”, т.е. теми, кто не является профессионалами в соответствующей сфере. Специалисты же всегда дискутируют, спорят между собой. Вместе с тем трудности определения для них обусловлены, конечно, не ограниченностью их взглядов, а хорошо осознаваемой сложностью понятия, исторической эволюцией его содержания, пересечением с другими концепциями и т.д. Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий в организации.
По мнению Д. Элдриджа и А. Кромби (1974г.): “Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей”.
К. Шольц (1987 г.): “Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения”.
Х. Шварци С. Дэвис (1981г.): “Культура представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп”.
Э. Джакус (1952 г.): “Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали “своими”.
Н. Лемэтр: “Культура предприятия - это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами”.
М. Пакановский и Н. О’Доннел-Тружиллио (1982 г.): “Организационная культура - это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На наш взгляд, культура - это не то, что организация имеет, а то, чем она является”.
Э. Шайн (1985г.): “Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем”.
Г. Морган (1986 г.): “Культура” в метафорическом смысле - это один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло”.
Д. Дреннан (1992 г.): “Культура организации - это всё то, что для последней типично: её характерные черты, превалирующие отношения, сформировавшиеся образцы принятых норм поведения”.
П. Добсон, А. Уильямс, М. Уолтерс (1993 г.): “Культура - это общие для всех и относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, существующие внутри организации”.
Э. Браун (1995 г.): “Организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющей тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации”.
М.Х. Мескон: “Атмосфера или климат в организации называется её культурой. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и отражения в организации”.
С. Мишон и П. Штерн: “Организационная культура есть совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта”.
Е.Н. Штейн считает, что “Организационная культура есть набор приёмов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность”. [2]
Несмотря на очевидное разнообразие определений, и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты.
Так в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.
Ценности, которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что “клиент всегда прав”, поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других - может быть всё наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
И, наконец, третьим общим атрибутом понятия организационной культуры считается “символика”, посредством которой ценностные ориентации “передаются” членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через “ходячие” истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они иногда оказывают большее влияние на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете.
По отношению к организации культура, как выделяет В.А. Спивак выполняет ряд важных функций:
1) Продуцирование и накопление духовных ценностей;
2) Оценочно-нормативная (сравнение реального поведения человека с идеальным);
3) Регламентирующая и регулирующая (применение культуры как индикатора и регулятора поведения);
4) Опознавательная (способ включения в жизнь общества);
5) Смыслообразующая (участие культуры в определении человеком и социумом смысла в жизни, смысла своего существования);
6) Коммуникационная (через ценности, принятые обществом, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов общества и их взаимодействие);
7) Функция общественной памяти, сохранения и накопления человеческого опыта;
8) Рекреативная (восстановление духовных сил в процессе восприятия или включения в культурную деятельность). [6 c.419]
Вывод: Используя то общее, что присуще многим определениям, можно понимать организационную культуру следующим образом. Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через “символические” средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
1.2 Структура и содержание организационной культуры
Существует несколько попыток определить структуру организационной культуры. Среди известных наиболее удачной является предложение Ф. Харриса и Р. Морана рассматривать организационную культуру на основе 10 характеристик. Эти характеристики следующие:
1. Осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие - поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других - через индивидуализм).
2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, "телефонного права" и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций).
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п.).
4. Что и как едят люди, их привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие специальных мест для питания на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотации на питание; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.).
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности понятия "время" у работников; соблюдение временного распорядка, поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени).
6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов).
7. Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения - что люди ценят в своей организационной жизни: свое положение, титулы или саму работу и т.п. и как эти ценности сохраняются).
8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали.
9. Процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; работники полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин).
10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность в работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки в работе; оценка работы и вознаграждение; отношения "человек - машина"; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе). [14 c.256]
В дополнение к очевидной ориентации и программам обучения культура передается работникам и другими способами. Самые эффективные — это информация, традиции, символы и др.
Информация содержит описание событий, связанных с образованием организации; ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления. Она позволяет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение текущей практической деятельности организации.
Традиции - соблюдение сложившихся традиций является средством для передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.
Символы - это объекты, действия или события, имеющие смысл для окружающих. Символы связаны с организационной культурой, доносят до людей важнейшие ценности организации. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, стиль руководства, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам. Важна и степень равноправия в организации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы поведения (т.е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.
Язык - многие организации и их подразделения используют язык как способ идентификации членов организации с ее культурой или субкультурой. Изучая его, члены организации свидетельствуют о своем принятии этой культуры и таким путем помогают се сохранять. Принятая в организации терминология действует как общий знаменатель, который объединяет членов организации на основе признанной культуры или субкультуры.
Предания — это основанные на происходящих в компаниях реальных событиях часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они в неявной форме выражают основные ценности организационной культуры.
Герои - это человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты организационной культуры, модель, образец личности, подражать которой стремятся большинство сотрудников компании. Иногда речьидет о реально существующих фигурах. Но чаще всею мы имеем дело с символическими персонажами. Поступки героев часто выходят за рамки обычных, но не настолько, чтобы простые работники не могли их повторить.
Девиз (он же слоган, он же лозунг) — это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность организационной культуры. Культурные ценности могут выражаться и в форме декларации о миссии организации.
Церемонии — это особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Они призваны укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставить сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев.
Информация о работе Организационная культура, как фактор эффективной деятельности организации