Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:18, контрольная работа
Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за её результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчинённого. В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Часть 1 (теоретическая часть). 4
1. Понятия и сущность стиля деятельности руководителя 4
1.1. Определения стиля деятельности руководителя 4
1.2. Классификация стилей деятельности 5
1.3. Особенности влияния стиля деятельности руководителя на показатели производства 9
Часть 2 (практическая часть). 13
2. Общая характеристика санатория «Шахтёр» 13
2.1. Количественно – качественные характеристики персонала 13
2.2. Функции отделов, реализующих полномочия по управлению 17
2.3. Характеристика системы мотивации и стимулирования 18
2.4. Организационная культура 19
2.5. Организация коммуникационных процессов 21
2.6. Методы управления организационными конфликтами 23
2.7. Методы преодоления сопротивления персонала организации изменениям на примере санатория «Шахтёр» 24
Заключение 26
Список используемой литературы: 28
Уральский институт (филиал) федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»
Контрольная работа по дисциплине:
«Организационное поведение»
Выполнил:
Проверила:
Ст. преп. Андреева Ю.А.
Екатеринбург 2012
Оглавление
Оглавление
Введение
Часть 1 (теоретическая часть).
1. Понятия и сущность стиля деятельности руководителя
1.1. Определения стиля деятельности руководителя
1.2. Классификация стилей деятельности
1.3. Особенности влияния стиля деятельности руководителя на показатели производства
Часть 2 (практическая часть).
2. Общая характеристика санатория «Шахтёр»
2.1. Количественно – качественные характеристики персонала
2.2. Функции отделов, реализующих полномочия по управлению
2.3. Характеристика системы мотивации и стимулирования
2.4. Организационная культура
2.5. Организация коммуникационных процессов
2.6. Методы управления организационными конфликтами
2.7. Методы преодоления сопротивления персонала организации изменениям на примере санатория «Шахтёр»
Заключение
Список используемой литературы:
Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой её частью является руководство, которое координирует её действия, обеспечивает её целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней средой и, в конечном итоге, достижение поставленных целей.
Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за её результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчинённого. В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.
Понятие о стилях руководства предложил К. Левин, который изучал их вместе со своими сотрудниками Липпит и Уайт, обратившись к особенностями руководства детским коллективом, были выделены две стороны руководства: содержание решений, предложенных лидером группе, и техника (приёмы, способы) их осуществления.
Стилям руководства в социальной, педагогической и спортивной психологии уделяется большое внимание. Особенно интенсивно этот вопрос изучался отечественными исследователями, с точки зрения А.А. Русалиновой стиль руководства — это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей руководителя.
Главный критерий, заложенный в самой сути управления, заключается в формах реализации руководителем своих полномочий. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия и типы власти, используемой им, решающим образом влияют на манеру его поведения, на стиль руководства.
Стиль деятельности менеджера – это индивидуально – типическая и относительно устойчивая система способов, методов и приёмов воздействия на людей, необходимая для решения задач и достижения целей (О.С. Виханский, А.И. Наумов, 2004).
Стиль руководства — это интегративная характеристика деятельности руководителя, в которой отражаются его личностные качества, взаимоотношения с подчинёнными и особенности деятельности (Н.В. Ревенко, 1980).
Из выше описанных определений, можно сделать вывод, что стиль деятельности включает в себя:
- индивидуальные особенности руководителя, как личности;
- систему способов, приёмов, методов для воздействия на объект управления;
- направленность на результат и достижения целей.
Мак – Грегор разработал две модели руководителей — «Х» и «У». В соответствии с первой руководитель должен непременно обладать чертами диктатора, поскольку полагает:
- люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей;
- работников нужно заставлять трудиться, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться выполнения стоящих перед организацией целей;
- люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.
Руководитель, соответствующий модели «У», исходит из прямо противоположных представлений:
- людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;
- большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах; они также заинтересованы в достижении общих целей;
- многие не только избегают ответственности, но, напротив, стремятся к ней;
- способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только избранным руководителям;
- поощрение является наилучшим способом для того, чтобы вдохновить людей на выполнение задач, стоящих перед организацией.
Наиболее распространённая классификация стилей — та, которая корнями уходит в представления К. Левина. Согласно ей выделяются автократический (авторитарный), демократический и либеральный (попустительский) стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений.
Если руководитель стремится концентрировать власть в своих руках, берёт на себя всю ответственность за результаты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе, то возникает авторитарный тип руководства. Авторитарный стиль также характеризуется преобладанием единоличных способов управления, применением главным образом административных средств воздействия на подчиненных. Руководитель – автократ не советуется с подчинёнными, решения принимает единолично, тон обращения к подчинённым категоричный, приказной, инициативные предложения отвергает, часто прибегает к санкциям, не проявляет должной заботы о подчинённых, исполнителях.
Демократический стиль характеризуется сочетанием научных принципов руководства с максимальным использованием инициативы и творчества подчинённых, широким привлечением к управлению членов коллектива. Тон обращения руководителя с подчинёнными товарищеский, располагающий к сотрудничеству. Руководитель отдаёт предпочтение методам убеждения и стимулирования. К санкциям прибегает лишь тогда, когда все другие методы исчерпаны. Демократический стиль исходит из мотивированности людей потребностями более высокого уровня – в социальном взаимодействии, в успехе, в самоутверждении. При таком стиле создаётся ситуация, при которой люди могли бы самоактуализировать себя, а работа как таковая была бы для них мотиватором, т.е. обеспечивала внутреннюю мотивацию деятельности. При таком стиле повышается качество работы и особенно оригинальность исполнения.
Либеральный тип руководителя склонен в максимальной степени делегировать другим ответственность, зачастую идти на поводу у работников, предоставлять полную свободу, граничащую с попустительством. Либеральный (пассивный) стиль характеризуется невмешательством руководителя в ход работы. Задачи ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. Все это не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка. При либеральном руководстве значительно снижается объём, качество работы по сравнению с демократическим. Исполнители сами, как правило, начинают выражать неудовлетворённость таким стилем.
Поскольку, как считает А.Л. Журавлёв, стиль руководства одновременно включает в себя три в разной степени выраженных компонента: директивность, коллегиальность и невмешательство (попустительство), то, кроме трёх крайних типов, автор выделяет и промежуточные: директивно – коллегиальный, директивно – попустительский, попустительски – коллективный, а при равенстве разных компонентов — промежуточный и смешанный. Кроме того, по степени выражённости компонентов каждый из них делится на невыраженный, оперативный и выраженный. На нижнем уровне управления наиболее распространён смешанный стиль, на среднем и высшем — директивный и попустительский.
Существуют и иные классификации стилей руководства. Л. Д. Кудряшова (1986) выделяет следующие типы руководителей:
1. «Регламентатор». Его идеал — полная регламентация деятельности подчинённых в должностных инструкциях и приказах.
2. «Коллегией». Видит залог успеха деятельности в коллективных формах принятия решений.
3. «Спринтер». Хорошо реагирует на быстро меняющиеся управленческие ситуации, своевременно принимает решения.
4. «Объективист». Главный упор делает на объективные факторы, влиянием которых объясняет успехи и неудачи.
5. «Волокитчик». Старается всячески оттягивать решение проблем и выполнение указаний.
6. «Максималист». Не признаёт «мелкие» проблемы руководства, неудовлетворён, если подчинённый выполнил задание просто хорошо, всегда стремится к максимально достижимому и требует этого.
7. «Организатор». Считает главным решение ключевых проблем, разработку эффективного и реально выполнимого плана.
8. «Хлопотун». Его девиз: «Руководство состоит из мелочей». Такой руководитель держит в голове множество мелких дел, пунктуален, дисциплинирован, исполнителен, однако тонет в «текущих» делах, не может отличить главное от второстепенного.
Лайкерт Р. пишет о четырёх стилях:
1.Эксплуататорски – авторитарном;
2.Благосклонно – авторитарном, когда руководитель поддерживая авторитарные отношения, иногда приглашает подчинённых к принятию решения;
3.Консультативно – демократичном, когда руководитель стремится к взаимодействию с коллективом;
4.Стиль ориентированный на подчинённого, на групповое принятие решений, на делегирование полномочий, на объективную мотивацию.
Херси Р. и К. Бланшар считают, что стили руководства (лидерства) определяются «зрелостью» исполнителей: их желанием достичь поставленных целей, образованием и опытом, готовностью нести ответственность за своё поведение. В соответствии с этим они выделяют четыре стиля:
1. Указания: когда исполнители незрелые, заметна высокая ориентация на задачу и низкая — на взаимоотношения;
2. Продажи: когда уровень зрелости исполнителей средний, и они ориентированы на задачу и на взаимоотношения;
3. Ориентации на участие в принятии решений: когда зрелость исполнителей можно охарактеризовать как умеренно высокую, ориентация на взаимоотношения высокая, а на задачу — низкая;
4. Делегирования: когда уровень зрелости исполнителей высокий, а вот ориентация на задачи и взаимоотношения низкая.
Американские исследователи Р. Хаус, Т. Митчелл выделили четыре типа руководства:
1. Поддерживающее руководство (дружеское отношение руководителя к подчинённым, интерес к их потребностям и статусу).
2. Директивное руководство (чёткая регламентация действий подчинённых, контроль за выполнением задания).
3. Разделяемое руководство (стремление консультироваться с подчинёнными и учитывать их предложения).
4.Руководство, ориентированное на достижение (акцент на высококачественное выполнение задания).
Блейк Р. и Дж. Мутон выделяют пять стилей руководства:
1. Управление в духе загородного дома: уделяется большое внимание удовлетворению потребностей людей, что создаёт благоприятную почву для создания в коллективе комфортной и дружелюбной атмосферы.
2. Обедненное управление: прилагается минимум усилий для достижения необходимых производственных результатов.
3. Власть — подчинение: человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени, главное — производственный результат.
4. Организационное управление: балансирование между необходимостью в достижении производственных результатов и поддержанием на удовлетворительном уровне морального настроя рабочих.
5. Групповое управление: производственные успехи определяются преданными своей работе людьми, взаимоотношения между которыми основаны на доверии, уважении и взаимозависимости.