Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:18, контрольная работа

Описание

Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за её результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчинённого. В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Содержание

Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Часть 1 (теоретическая часть). 4
1. Понятия и сущность стиля деятельности руководителя 4
1.1. Определения стиля деятельности руководителя 4
1.2. Классификация стилей деятельности 5
1.3. Особенности влияния стиля деятельности руководителя на показатели производства 9
Часть 2 (практическая часть). 13
2. Общая характеристика санатория «Шахтёр» 13
2.1. Количественно – качественные характеристики персонала 13
2.2. Функции отделов, реализующих полномочия по управлению 17
2.3. Характеристика системы мотивации и стимулирования 18
2.4. Организационная культура 19
2.5. Организация коммуникационных процессов 21
2.6. Методы управления организационными конфликтами 23
2.7. Методы преодоления сопротивления персонала организации изменениям на примере санатория «Шахтёр» 24
Заключение 26
Список используемой литературы: 28

Работа состоит из  1 файл

организационное поведение.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

1.3. Особенности влияния стиля деятельности руководителя на показатели производства

Выяснение этого вопроса затруднено тем, что у разных авторов, как это показано выше, имеются различные подходы к классификации стилей руководства.

Как показали ещё исследования К. Левина, у руководителя с демократическим стилем руководства стремление к творчеству, уровень общей удовлетворенности работой и благоприятными отношениями выше. Однако у руководителя, характеризующегося автократическим стилем, были самыми высокими показатели эффективности деятельности группы. Попустительский стиль руководства приводил к беспорядкам, увеличению фрустрированности и конфликтности, а это способствовало снижению качества работы группы.

Начнём с распространённой в нашей стране классификации, когда выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили. В итоге анализа многих исследований, который осуществил один из зарубежных авторов, выяснилось следующее: в 11 из них исследователи обнаружили лучшее усвоение учащимися знаний при демократическом стиле руководства учителя, а в 8 работах доказывается, что лучше всего авторитарный стиль. В ряде работ также показано, что при демократическом стиле руководства достигаются лучшая групповая сплочённость и удовлетворенность учащихся, а вот относительно групповой продуктивности заметных преимуществ того или иного стиля руководства выявлено не было.

Волкова О.В. (2002) соотнесла социально – психологический климат со стилем руководства, которого придерживается руководитель. По всем показателям уровня зрелости коллектива преимущество было за демократическим стилем. Трудовая ситуация почти по всем показателям тоже была лучше при руководителе – демократе.

Журавлёв А.Л. и В.Ф. Рубахин (1976) относят к числу наиболее эффективных с точки зрения продуктивности коллектива и его психологического климата коллегиальное (демократическое) и смешанное руководство. При этом указывается на динамический характер стиля руководства, который обусловливается социально – психологическим своеобразием коллектива и объективными условиями деятельности, а также типологическими и личностными свойствами руководителя.

Петровский А.В. и В.В. Шпалинский (1978), Р.С. Немов (1981) считают, что для групп разного уровня развития требуются и различные стили руководства. Для коллектива, в котором каждый её член «знает свой манёвр», наиболее подходят демократический и попустительский стили. Для диффузной же группы, не готовой к самоуправлению, они окажутся наименее подходящими, так как предоставление ей самостоятельности может лишь дезорганизовать групповую деятельность. В этом случае требуется авторитарный стиль руководства. Кроме того, последний необходим и при лимите времени на принятие решения, когда рассуждать и спорить просто некогда.

Согласно Ф. Фидлеру эффективность применения того или иного стиля руководства зависит от трёх основных факторов: силы позиции руководителя, структуры задачи и отношений между руководителем и членами группы.

Спрашивается, что же следовало бы поменять, если определённый стиль руководства оказывается в данной конкретной ситуации неэффективным: сам этот стиль, ситуацию или руководителя? Ф. Фидлер предлагает изменить условия, поскольку считает: стиль руководства выражает некоторую совокупность личностных черт руководителя. Напротив, как утверждают Р.Л. Кричевский и М.М. Рыжак (1985), Р.С. Немов, М. Шоу, лучше поменять стиль. Однако, учитывая, что последний обусловлен личностными особенностями и свойствами темперамента и нервной системы, сделать подобное окажется делом непростым, требующим определённого времени и насилия над собой. Поэтому быстро приспособиться к новой ситуации за счёт выработки нового стиля как устойчивого психологического образования не удастся. Если же оперативно менять способы руководства, то это будет уже не стиль, а тактика.

Ситуацию тоже изменить трудно, так как она может быть связана с постоянными факторами, не зависящими от воли человека. Поэтому легче всего, казалось бы, поменять руководителя. Однако эффективность руководства, хотя и определяется во многом его стилем, зависит не только от него, но и от квалификации данного человека, наличия у него организаторских качеств и т.д. Поэтому стиль руководства не может служить главным критерием подбора руководителя для того или иного коллектива. Кроме того, надо учитывать еще и отношение подчинённых к определённому стилю руководства, которое, естественно, может быть разным.

Если до сих пор речь шла о том, какой стиль руководства более эффективен в разных ситуациях, то Б.Б. Косов (1983) пошел обратным путём: он попытался выявить, какими способами руководят успешные и неуспешные руководители. Автор посчитал, что есть такие динамические показатели, в которых успешный руководитель обязательно должен превосходить менее успешного, и по ним возможно прогнозировать успешных руководителей. К таким показателям Б.Б. Косов отнёс самообладание, эмоциональную устойчивость, умение организовать эффективное взаимодействие исполнителей и др. Это действительно важные составляющие успешного руководства. Но стиль не определяется по успешности деятельности руководителя. Один и тот же стиль может сделать руководителя как успешным, так и неуспешным в зависимости от того, в какой ситуации тот оказывается.

Считаю необходимым привести ряд терминов используемых в работе:

1.Личность – это человек со своими, полученными от природы, общения и воспитания особенностями.

2.Власть – способность, право и возможность распоряжаться кем – либо, чем – либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств – закона, права, авторитета, воли, принуждения.

3.Стиль управления – индивидуально – типическая и относительно устойчивая система способов, методов и приёмов воздействия на людей, необходимая для решения задач и достижения целей.

4.Иерархия              - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

5.Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение группы.

Часть 2 (практическая часть).

2. Общая характеристика санатория «Шахтёр»

Санаторий «Шахтёр» основан в 1959 году. Санаторий является частным учреждением ООО «Медис». Адрес размещения: Республика Коми, город Ухта, посёлок Ярега, улица Нефтяников 6.

Профиль санатория – общетерапевтический со специализацией на лечении заболеваний сердечно – сосудистой системы, опорно – двигательного аппарата, нервной системы, а также гинекологических, урологических, кожных заболеваний, заболеваний глаза, уха, горла, носа и болезней цивилизации – стресса, переутомления, неврастении.

Важное место в лечебном комплексе санатория занимают лечебное питание, активный отдых, спорт и развлечения. Большое внимание уделяется диетическому питанию. В лечебной практике приняты 15 диет, для каждой из которых четко сформулированы показания. Помимо диет в лечебной практике выделены разгрузочные диеты, предназначенные для выведения из организма продуктов обмена, излишков натрия и жидкости в целях улучшения обмена веществ.

2.1. Количественно – качественные характеристики персонала

Для проведения диагностики и санаторно – курортного лечения в санатории работает 13 врачей по 22 специальностям: гинеколог, врач функциональной диагностики, УЗИ, стоматолог, дерматолог, окулист, ЛОР, аллерголог, педиатр, гастроэнтеролог, проктолог, эндоскопист, климатолог, косметолог, терапевт, врач – клинической и биохимической лаборатории.

Для проведения диагностики и лечения в санатории работают кабинеты: гинекологии, функциональной диагностики, УЗИ, ингаляторий, физиотерапии, стоматологии, дерматологии, окулиста, ЛОР, аллерголога, педиатра, гастроэнтеролога – проктолога, мониторинговой очистки кишечника, пневмокомпрессии, электростимуляции, массажные, компьютерной диагностики, психо и иглорефлексотерапии, лечебной физкультуры и ритмической гимнастики, кислородные коктейли, солярий, водолечебница (где отпускаются 27 наименований различных процедур), клиническая и биохимическая лаборатория оснащённые в полном объёме необходимым медицинским оборудованием.

Медицинский профиль санатория:

- общетерапевтический со специализацией на лечении заболеваний;

- опорно – двигательного аппарата;

- сердечно – сосудистой системы;

- урологии и гинекологии;

- центральной и периферической нервной системы;

- органов зрения, дыхания и кожи.

Рассмотрим каждое подразделение санаторного комплекса подробнее:

      подразделение «Администрация» состоит из 2 – х человек – генерального директора и его заместителя. В их непосредственном подчинении находятся секретарь и юрист.

      подразделение «Регистратура» включает в себя два отдела:

- отдел регистратуры – занимается регистрацией поступающих и выписывающихся пациентов (состоит из шести человек);

- архивный отдел – занимается ведением архивов со сведениями о пациентах (личные данные, диагноз заболевания, назначенные системы лечения и питания). В отделе работают 8 человек. Всего в составе регистратуры находятся заведующий регистратуры и 6 сотрудников подразделения.

      финансовый отдел занимается ведением данных о финансах санатория; состоит из 10 человек и непосредственно начальника финансового отдела.

      бухгалтерия осуществляет контроль за денежными потоками санаторного комплекса; в составе отдела – главный бухгалтер и 8 штатных бухгалтеров.

Организационная структура санатория «Шахтёр». Рис 1

      жилой комплекс санатория обеспечивает проживание пациентов в номерах санатория; он включает в себя:

- заведующий жилым комплексом – контролирует процесс размещения пациентов в номерах;

- отдел администраторов, которые непосредственно производят подбор номера для пациента и размещают его; отдел состоит из 15 человек;

- прачечная – осуществляет стирку и глажение белья; состоит из 15 человек;

- технический персонал - осуществляет уборку номеров; включает 20 человек.

      лечебный комплекс санатория проводит диагностику и лечение пациентов. В составе подразделения находятся:

- заведующий лечебным комплексом – контролирует процесс лечения пациентов;

- диагностическое отделение – проводит обследование пациента, ставит диагноз заболевания; отделение включает 15 человек;

- лечебное отделение – назначает систему лечения и проводит лечебные процедуры. Персонал отдела включает 30 человек;

- фармацевтическое отделение – проводит консультирование пациентов по лекарствам, назначает необходимый каждому набор лекарств и осуществляет заказы лекарственных препаратов со склада. Персонал отделения – 10 человек.

      комплекс питания занимается подбором системы питания для каждого пациента в зависимости от его заболевания и диагноза, поставленного врачом – диетологом. В состав комплекса входят:

- заведующий комплексом питания – контролирует процесс выбора системы питания и непосредственно процессом питания пациентов;

- отделение врачей – диетологов – проводит обследование пациента, ставит диагноз, назначает систему питания; отделение включает 15 человек;

- кухня – осуществляет приготовление блюд в соответствии с системой и рационом питания каждого пациента; состоит из 30 человек;

- столовая – занимается кормлением пациентов в соответствии с системой и рационом питания каждого из них; состоит из 25 человек.

      спортивный комплекс предоставляет возможность пациентам посещать спортивный зал, бассейн и т.д. В состав комплекса входят:

- заведующий спортивным комплексом;

- спортивное отделение.

      культурно-развлекательный комплекс занимается культурно – развлекательными программами для пациентов санатория (кино, вечера отдыха, праздничные программы и т.д.). В состав комплекса входят:

- заведующий культурно – развлекательным комплексом;

- культурно – развлекательное отделение.

      материально – технический отдел проводит небольшие ремонтные работы, а также осуществляет снабжение всех подразделений санатория хозяйственным инвентарем и хранение этого инвентаря. В состав отдела входят:

- заведующий материально – техническим отделом – контролирует работу своего отдела;

- материально – техническая часть – осуществляет снабжение всех подразделений санатория техническим инвентарем; в его составе 7 человек;

- отдел ремонта – проводит небольшие ремонтные работы; включает 12 человек;

      подразделение «Склады» занимается заказом продуктов питания, медикаментов и материальных средств, их хранением и доставкой в подразделения. В составе подразделения находятся:

- заведующий складами – контролирует работу складов;

- склад материальных средств – состоит из 15 человек;

- склад лекарственных препаратов – состоит из 20 человек;

- склад продуктов питания – состоит из 20 человек.

2.2. Функции отделов, реализующих полномочия по управлению

Организационная структура санаторного комплекса является линейно – функциональной, т.к. все руководители (заведующие) всех подразделений управляют только своим отделом (или отделами) напрямую, т.е. линейно, и только заместитель генерального директора осуществляет руководство всеми подразделениями, находящимися на более низком уровне организационной структуры санатория, т.е. является функциональным руководителем.

Информация о работе Организационное поведение