Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:39, курсовая работа
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке. [2]
С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют комплексное исследование. Так очень сложно отделить друг от друга такие направления (объекты) исследования как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребители формируют свое поведение в определенной рыночной среде. [6]
Содержание
Введение 3
1. Тип маркетинговой информации и источники ее получения 5
2. Проведение маркетингового исследования на рынке кондитерских изделий 14
2.1. Динамика состояния и развития кондитерской промышленности страны 14
2.1.1 Производство кондитерских изделий в России за 2004-2011 гг 14
2.1.2 Диагностика состояния и развития, обзор рынка кондитерских изделий на 2011г ………16
2.2 Результаты маркетингового исследования на рынке кондитерских изделий г. Воронежа 26
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение………………………………………………………………………34
Торты и пирожные
занимали 15% общего объема производства
мучных изделий. На вафли приходилось
13%, а на кексы, бабы и рулеты – 12%.
Десятая часть рынка
В 2010 году большую часть в структуре российского
производства сахаристых кондитерских
изделий – 40,8% –занимали конфеты, покрытые
шоколадной и шоколадно-молочной глазурью,
которые представлены батончиками и развесными
конфетами (рис. 5).
Шоколад и
шоколадные изделия составляли 16,6%
всего объема выпускаемой в России
сахаристой кондитерской продукции. Существенную
долю – 12,7% – занимало производство
карамели. На долю джемов, пастилы из
фруктов, ягод и орехов приходилось
7,2% российского предложения
Крупнейшими российскими производителями
сахаристых кондитерских изделий, в соответствии
с долями рынка в натуральном выражении,
являются ООО «Марс» (Московская область),
ОАО «Липецкая кондитерская фабрика «Рошен»,
ООО «Крафт Фудс Рус» (Санкт-Петербург),
ООО «Кондитерское объединение «Россия»
(Самарская область), ОАО «РотФронт» (Москва),
ООО «Слявянка Плюс» (Белгородская область),
ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский»
(Москва) и ЗАО «Конти Рус» (Санкт-Петербург).
На внутреннем рынке сахаристых изделий
эти производители лидируют уже несколько
лет подряд и в настоящее время занимают
свыше 38% в натуральном выражении. В 2010
году в динамике цен производителей на
мучные кондитерские изделия небольшой
перепад наблюдался в июле, когда стоимость
продукта снизилась на 5,4 тысячи рублей
за тонну, а уже в августе показатель цены
вырос на 6,5 тысячи рублей. Максимальная
цена на данную продукцию – 116,7 тысячи
рублей за тонну – была зафиксирована
в сентябре. В 2011 году отмечается нестабильная
динамика отпускных цен. Перепады показателей
составляли 3-6 тысяч рублей за тонну ежемесячно.
Максимальная цена – 135,5 тысячи рублей
за тонну – была достигнута в марте 2011
года. Цены отечественных производителей
на мучные кондитерские изделия установились
на следующем уровне. Наиболее дорогим
продуктом на оптовом российском рынке
мучных кондитерских изделий являются
вафли – отечественные производители
установили на этот вид продукции цену
в 77,5 тысячи рублей за тонну. На 24% дешевле
оказалось предложение пряников и коврижек
– отпускные цены на этот вид мучных изделий
составили 58,8 тысячи рублей за тонну. Третье
место по уровню оптовой цены принадлежит
печенью – стоимость тонны этого вида
мучных изделий составила 56,4 тысячи рублей,
что на 27% дешевле вафель.
Цены на сахаристые кондитерские изделия
также росли. Так, в августе 2011 года производители
реализовывали карамель по цене 63,5 тысячи
рублей за тонну, что превышает показатель
2010 года на 20%. На конфеты мягкие, глазированные
шоколадом, была установлена цена 102,2 тысячи
рублей за тонну, темп роста при этом составил
20%. Цена мармелада и пастильных изделий
составила 70,8 тысячи рублей, а ее рост
составил 16%. На шоколад и шоколадные изделия
в феврале 2011 года было зафиксировано
максимальное значение цены за последние
пять лет – 204,57 тысячи рублей за тонну.
Для розничных цен также характерна тенденция
к росту. Так, в 2010 году средняя розничная
цена на пряники и шоколад выросла на 8%.
В сегментах карамели, конфет, глазированных
шоколадом, и натуральных шоколадных конфет
с добавками рост цен составил 7%. В сегментах
печенья и тортов цены выросли соответственно
на 6 и 5%, а в сегменте кексов и рулетов
– на 3%.
Сравнение средних розничных цен на различные
виды сахаристых и мучных кондитерских
изделий в августе 2011 года показывает,
что наиболее дорогим видом продукции
для россиян является шоколад. Потребители
могли приобрести этот продукт по цене
432,6 рубля за килограмм, что на 57% больше
стоимости самого дорого вида мучных кондитерских
изделий – тортов, цена которых составляла
275,3 рубля за килограмм(рис. 6).
В стоимостном
выражении розничные продажи
кондитерских изделий в 2010 году выросли
на 13,6%. Основными регионами сбыта
продукции через розничную
В 2011 году россияне не стали меньше покупать
кондитерских изделий. Самыми популярными
критериями, по которым потребители выбирают
этот вид продукции, являются индивидуальные
вкусовые предпочтения и доступная цена
– на них указали соответственно 47 и 46%
опрошенных. Также значительную роль играет
такой критерий, как качество кондитерских
изделий, – продукцию высокого качества
предпочитают 29% респондентов.
Большая часть опрошенных россиян – 84%
– любят и активно потребляют печенье,
пряники и вафли. Пирожные, галеты и крекеры
покупает каждый пятый респондент, а кексы
– каждый восьмой. Рулеты и торты приобретают
соответственно 18 и 17% населения. При этом
в группе потребителей с высокими доходами
преобладает потребление пирожных, рулетов,
тортов и кексов. Большинство россиян
– 79% – любят шоколад. Ежедневно плиточный
шоколад покупают 7% участников опроса,
а 57% респондентов совершают покупки этого
вида кондитерских изделий 2-3 раза в неделю.
Относительно редко – 2-3 раза в месяц –
шоколад потребляют 36% россиян.
С 2007 года наблюдается непрерывный рост
объемов российского экспорта кондитерской
продукции. В 2010 году совокупный объем
поставок из России в другие страны увеличился
по сравнению с предыдущим годом на 5%,
составив более 164,6 тысячи тонн. В 2011 году
сохраняется тенденция роста экспорта
кондитерских изделий. Основными экспортерами
отечественных кондитерских изделий по-прежнему
являются Казахстан, Азербайджан, Украина,
Монголия, Таджикистан, Киргизия, Туркмения,
Грузия, США и Германия. Более половины
всего российского экспорта мучных кондитерских
изделий приходится на Казахстан, а большая
часть экспорта шоколада и сахаристых
изделий, не содержащих какао, направляется
в Украину. В целом относительно стабильная
посткризисная экономическая ситуация
на российском кондитерском рынке и благоприятное
состояние сырьевой базы, пополненной
новым урожаем 2011 года, создают предпосылки
для дальнейшего роста отечественного
производства кондитерских изделий и
развития бизнеса российских производителей
«сладкой продукции» в 2012 году.
2.2 Результаты маркетингового
Было
проведено маркетинговое
Результаты
индивидуального потребления
Рисунок 4. Потребление различных видов кондитерских изделий.
Из рисунка
4 доля потребителей кондитерских изделий
среди населения в целом
Весьма интересны данные по предпочитаемым упаковкам кондитерских изделий.
Рисунок 5. Маркетинговое исследование по упаковке.
Из рисунка 5 видно, что большинство потребителей предпочитают покупать кондитерские изделия в бумажной упаковке, меньшая часть в фольге, и меньше всего в полиэтилене.
Рисунок 6. Марки - лидеры по производству кондитерских изделий.
Таким образом, в пятерку марок – дилеров кондитерских изделий вошли «Белочка» (20%), «Сникерс»(15%), «Кара-кум» (14, 5%), «Шарм
ореховый» (9%), «Марс» (6%).
Рисунок 7. Предпочитаемые места покупки кондитерских изделий в г. Воронеж.
Как и в целом по стране первое место предпочтительного приобретения кондитерских изделий занимает продовольственный магазин, второе- супермаркет, третье - мелкооптовый рынок.
На вопрос о частоте употребления кондитерских изделий почти половина опрошенных выбрали ответ «Не часто», остальные разделились примерно поровну между двумя крайностями. Возможно, лучший результат был бы получен при использовании более широкого спектра вариантов ответов.
Рисунок 8. Предпочитаемые торговые марки.
На вопрос
о торговых марках более половины
респондентов выбрали «Славянка», хотя
ожидалось еще более
Заключение
При проведении
маркетингового исследования используются
различные типы маркетинговой информации,
источники которой также
В целом по стране в 2010 году темпы роста объемов производства кондитерских изделий в отрасли снизились. В I полугодии объем производства, по данным Госкомстата РФ вырос по отношению к уровню I полугодия 2009 г. на 5,9% (против роста в 9,9% - в I полугодии 2009 г.).
По всем видам кондитерских изделий в 2009 и 2010 гг. импорт значительно превышает экспорт.
Затраты на производство продукции в период с 2007 по 2011 гг. увеличивались, а соответственно увеличивалась и себестоимость товарной продукции.
Удельный вес прибыльных предприятий в 2009г. выше по - сравнению с 2011 г.
Дебиторская задолженность на 1.05.2011 г. у 231 предприятия всего составляет 9087477 тыс.р.
Задолженность покупателей и заказчиков за товары и услуги на 1.05.2011 г. у 92 предприятий всего составляет 6159469 тыс.р.
Кредиторскую задолженность имеют 231 предприятие, общая сумма которой составляет 8364047 тыс.р.
Наиболее популярным производителем шоколадной продукции является фабрика Нестле, второе место принадлежит концерну Бабаевский, третье - фабрике Красный Октябрь.
Каждый
второй житель европейской части
РФ, принявший участие в
Наибольшую долю производства мучных кондитерских изделий составляют печенья, затем пряники и коврижки, после вафли.
Больше всего производится мягких конфет глазированных шоколадом, затем второе место по производству занимает карамель, третье - шоколад и шоколадные изделия.
По проведенному нами исследованию доля потребителей кондитерских изделий среди населения в целом составляет в 2011г – 48%, глазированных конфет – 67%, карамель – 36%, батончики (шоколад) – 40%.
Большинство потребителей предпочитают покупать кондитерские изделия в бумажной упаковке, меньшая часть в фольге, и меньше всего в полиэтилене.
В пятерку марок – дилеров кондитерских изделий вошли «Белочка» (20%), «Сникерс» (15%), «Кара-кум» (14,5%), «Шарм ореховый» (9%), «Марс» (6%).
На вопрос
о торговых марках более половины
респондентов выбрали продукцию
кондитерской фабрики «Славянка», хотя
ожидалось еще более
Таким образом, составляя прогноз развития рынка кондитерских изделий можно выделить следующие наиболее вероятные тенденции – это – углубление маркетинговых исследований, расширение ассортимента продукции, бурное развитие разнообразных упаковок.
Очень активно, на наш взгляд будут развиваться сегмент обогащенной продукции, продуктов для детей, спортсменов различными добавками.
Как и в настоящее время, так и в ближайшие периоды деятельность производителей кондитерских изделий будет направлена на удовлетворение потребностей покупателей с определенным видом доходности.
Список используемой литературы
1. Аакер, Д. Маркетинговые исследования [Текст]: учебник для вузов / Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй - СПб.: Питер, 2009. – 84
2. Акулич, И. Л. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов / И. Л. Акулич – М.: Высшая школа, 2010. – 447 с.
3. Аникеев,
С.Н. Методика разработки
4. Базылев, Н. И. Основы бизнеса [Текст]: учебное пособие для вузов/ Н. И. Базылев, М. Н. Базылева – М.: Мисанта, 2009. – 253 с.
5. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование [Текст]: учебник для вузов / И.К. Беляевский – М.: Финансы и статистика, 2011 – 320 с.
6. Голубков,
Е.П. маркетинговые
7. Данько, Т.П.
Управление маркетингом [Текст]
8. Дэй, Дж. Стратегический маркетинг [Текст]: учебник для вузов / Дж. Дэй - М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. - 640 с.
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]: учебник для вузов / Ф. Котлер – М.: Прогресс, 2010. – 736 с.
10. Кумар, Н. Маркетинг как стратегия [Текст]: учебник для вузов / Н. Кумар – М.: Претекст, 2010. – 342 с.
11. Малхотра, Н. Маркетинговые исследования [Текст]: практическое руководство / Н. Малхотра – М.: Вильямс, 2009 – 960 с.
12. Маслова,Т. Д. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик – СПб.: Питер, 2010. – 400 с.
13. Похабов, В. И. Основы маркетинга [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Похабов - М.: Высшая школа, 2011. – 271
14. Токарев,
Б.Е. Методы сбора и
15. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг [Текст]: учебник для вузов / В.Е. Хруцкий, И.В Корнеева – М: ФиС, 2009. – 400 с.
16. http://www.centrforum.ru/