Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:26, реферат
Основателем виртуального банкинга в России следует считать "Автобанк", который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится на одной ступени с Бразилией и Индонезией (4% населения страны), и около 40 банков у нас предлагают различные формы удаленного банковского сервиса с использованием сети Интернет.
Основателем виртуального банкинга в России следует считать "Автобанк", который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится на одной ступени с Бразилией и Индонезией (4% населения страны), и около 40 банков у нас предлагают различные формы удаленного банковского сервиса с использованием сети Интернет.
Рассмотрим сущность удаленного банкинга.
В общем смысле,
как это и следует из названия,
удаленный банкинг - это предоставление
банковских услуг не в банковском
офисе при непосредственном контакте
клиента и банковского
Можно выделить четыре основные разновидности удаленного банкинга: Internet banking, PC banking, telephone banking и video banking.
Под РС-банкингом
(PC banking), как правило, подразумевают
доступ к счету с помощью
Видеобанкинг (video
banking)- это, по сути, система интерактивного
общения клиента с персоналом
в банке, своего рода видеоконференция.
Обычно для видеобанкинга применяются
устройства, называемые "киосками"
(kiosk). Это аппараты с сенсорным
экраном, позволяющие клиенту получить
доступ к различной информации, а
также "вживую" пообщаться со служащим
в банке и провести с его
помощью практически любые
Самой популярной
разновидностью удаленного банкинга на
сегодня остается обслуживание по телефону
(telephone banking) - в силу распространенности
и доступности телефонных терминалов.
В этом случае операции совершаются
с помощью тонового набора. Телефонный
банкинг является пока самой совершенной
системой с точки зрения мобильности,
так как если у вас есть под
рукой телефон - значит, вам доступны
банковские услуги. Дополнительные возможности
открывает использование
На Западе использование
банками глобальной мировой сети
Интернет для обслуживания клиентов
явилось логическим развитием технологии
home banking. Удаленный банковский сервис
на дому начинался в 1980-х гг. с
телефонного банковского
При этом и телефонный,
и PC-банкинг получили достаточно широкое
распространение благодаря
В России развитие
Интернет-банкинга испытывает значительные
трудности. К сожалению, у нас
нет богатых традиций массового
использования банковских услуг. С
1998 г. за "Автобанком" и другие
российские банки, ориентируясь на него,
начали развивать это новое
Разберемся, что
собственно следует относить к услуге
"Интернет-банкинг". Чаще всего
ее отождествляют с
Иными словами,
Интернет-банкинг - это возможность
совершать все стандартные
Услуга Интернет-банкинга включает в себя функции, которые позволяют:
- осуществлять
все коммунальные платежи,
- производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке;
- переводить средства в оплату счетов за товары (например, купленные через Интернет-магазины);
- покупать и продавать иностранную валюту;
- пополнять/снимать денежные средства со счета пластиковой карты;
- открывать
различные виды счетов и
- получать информацию
о состоянии счета за
- получать информацию о платежах в режиме реального времени;
- пользоваться другими дополнительными услуги (имеется в виду, например, брокерское обслуживание).
Все перечисленные
действия были доступны еще до появления
глобальной мировой сети Интернет,
когда банки оказывали услугу
PC-banking. При помощи компьютера и модема
клиент мог соединиться со специальной
банковской системой для управления
своим счетом. В данном случае на
компьютере клиента обязательно
устанавливалось специальное
Услуга Интернет-банкинг
имеет несколько преимуществ
по сравнению с услугой PC-banking. Помимо
того, что клиент получает новые
возможности при работе со счетом
через сеть Интернет, а не посредством
прямого модемного соединения, эта
деятельность становится для него намного
проще и доступнее. Клиенту не
нужно дозваниваться до модемного
пула банка, достаточно иметь выход
в Интернет, и главное, клиенту
не нужно устанавливать
В настоящее
время понятие Интернет-
- системы управления счетами клиентов (системы "Интернет - Клиент банка" или коротко - "Интернет - Клиент"),
- платежные
и расчетные системы, в том
числе те, в которых Интернет
используется только в
- системы карточного
процессинга (они могут
- системы онлайновой торговли ценными бумагами;
- интерфейсные
модули для взаимодействия с
внешними системами
Между тем на практике все чаще встречаются комплексные решения, например, "платежная система + управление счетом + интерфейс с Интернет-магазинами и процессингом" - это, кстати, широко известная расчетная система CyberPlat. А приложение, автоматизирующее коммунальные платежи, может взаимодействовать как с системой управления счетом, так и с комплексом процессинга пластиковых карточек.
Рассмотрим кратко характерные черты и специфические проблемы систем каждого класса.
Системы управления
счетами более других востребованы
на рынке. По результатам опросов, количество
банков, которые в них нуждаются,
значительно превосходит
При этом с точки зрения разработки системы "Интернет - Клиент" несколько проще остальных - вследствие того, что круг стоящих перед ними задач очерчен достаточно ясно и, помимо прочего, есть возможность перенять идеи и решения из традиционных реализаций систем типа "Клиент - Банк". Именно благодаря этим двум факторам сегодня на рынке представлено большое разнообразие систем "Интернет - Клиент", причем их разработчиками являются как банки, так и "софтверные" компании.
Основные проблемы систем "Интернет - Клиент" связаны с безопасностью, в том числе и с юридической точки зрения (что является проблемой абсолютно для всех продуктов Интернет-банкинга), а также со сложностью реализации удобного решения в рамках современных технологий Интернет-программирования.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения применения систем онлайновой торговли ценными бумагами, то можно констатировать, что с позиции разработчиков и клиентов ситуация выглядит неплохо. Результаты опросов показывают, что комплексы онлайновой торговли ценными бумагами по степени востребованности следуют за системами "Интернет - Клиент", но спрос на них раза в три ниже, чем потребность в "Клиенте": наверное, сказывается тот факт, что данным видом бизнеса заняты не все кредитные учреждения.
Основная особенность процесса создания модулей, взаимодействующих с внешними системами электронной коммерции, состоит в обязательной организации совместной работы с разработчиками этих систем. Кроме того, важно, чтобы к их разработке здесь были привлечены высококвалифицированные специалисты по соответствующим предметным областям (например, в области Интернет-торговли, страхования и пр.).
В настоящее
время около пятнадцати российских
банков предоставляют свои услуги в
сети Интернет. Все они, так или
иначе, используют специальные системы,
которые позволяют клиенту
По мере развития мобильных форм сети Интернет, все большее количество банков открывает своим клиентам возможность доступа к банковскому счету при помощи сотовых телефонов, поддерживающих протокол WAR На данный момент большинство банков предоставляет лишь возможность доступа к информации о движении денежных средств по счетам, значительно реже - возможность осуществлять платежи по заданному списку корреспондентов, перечислять денежные средства на карточные счета, проводить платежи по счетам внутри банка.
Рассмотрим виды сегментации рынка Интернет-банкинга. Существуют два сегмента рынка Интернет-банкинга: корпоративный и персональный сегменты.
То, что сегодня происходит в корпоративном сегменте рынка интернет-банкинга, является закономерным эволюционным развитием технологий, которые меняют структуру услуг удаленного банковского обслуживания. Так, если в конце прошлого года количество клиентов, обслуживаемых "прямым дозвоном", было оценено в 80-90%, а через Интернет соответственно - 10-20% общего числа клиентов, пользующихся удаленным банковским сервисом, то в настоящее время количество клиентов, обслуживаемых через мировую глобальную сеть Интернет, приближается к 50%. Эта динамика показывает изменение предпочтений клиентов, пользующихся различными формами удаленного банковского сервиса.
Помимо прочего, в корпоративном сегменте растет не только количество инсталляций и связанное с этим предложение интернет-услуг банками. Реально увеличивается спрос со стороны конечных потребителей - юридических лиц. Косвенным подтверждением тому могут служить, например, данные о числе пользовательских лицензий, проданных поставщиками систем Интернет-банкинга. Так, по словам генерального директора компании БИФИТ, "более 85% банков, приобретших систему iBank, один или более раз докупали в 2001 году дополнительные клиентские лицензии пакетами по 100-200 лицензий. При этом более десяти банков превысили отметку в 500 реально работающих клиентов".
В Персональном
сегменте рынка Интернет-банкинга пока
не наблюдается такого интенсивного
роста предложения как в
При этом особенно
негативно сказывается на состоянии
рынка даже не то, что сами банки
не предпринимают должных усилий
по развитию этого направления. Существенно
ухудшает ситуацию следующее обстоятельство:
разработчики систем Интернет-банкинга
не уделяют созданию готовых решений,
ориентированных на обслуживание физических
лиц, хотя бы того же внимания, что и
системам для юридических лиц. И
это очень сдерживает развитие рынка.
Корпоративный сегмент активно
развивается во многом благодаря
стараниям компаний-
Информация о работе Основные сегменты и особенности банковского интернет-рынка