Основные сегменты и особенности банковского интернет-рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:26, реферат

Описание

Основателем виртуального банкинга в России следует считать "Автобанк", который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится на одной ступени с Бразилией и Индонезией (4% населения страны), и около 40 банков у нас предлагают различные формы удаленного банковского сервиса с использованием сети Интернет.

Работа состоит из  1 файл

реферат интернет-банкинг.docx

— 219.16 Кб (Скачать документ)

Основателем виртуального банкинга в России следует считать "Автобанк", который уже в  мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится на одной ступени с Бразилией  и Индонезией (4% населения страны), и около 40 банков у нас предлагают различные формы удаленного банковского  сервиса с использованием сети Интернет.

Рассмотрим сущность удаленного банкинга.

В общем смысле, как это и следует из названия, удаленный банкинг - это предоставление банковских услуг не в банковском офисе при непосредственном контакте клиента и банковского служащего, а на дому, в офисе клиента, т.е. везде, где это удобно последнему. Необходимо добавить, что если система  полностью автоматизирована, чаще всего  она доступна круглосуточно в  любой день недели, в отличие от самого банка, работающего по строгому расписанию.

Можно выделить четыре основные разновидности удаленного банкинга: Internet banking, PC banking, telephone banking и video banking.

Под РС-банкингом (PC banking), как правило, подразумевают  доступ к счету с помощью персонального  компьютера, осуществляемый посредством  прямого модемного соединения с  банковской сетью, а не через Интернет. Клиенту при этом предоставляется  специальное программное обеспечение  для работы со счетом.

Видеобанкинг (video banking)- это, по сути, система интерактивного общения клиента с персоналом в банке, своего рода видеоконференция. Обычно для видеобанкинга применяются  устройства, называемые "киосками" (kiosk). Это аппараты с сенсорным  экраном, позволяющие клиенту получить доступ к различной информации, а  также "вживую" пообщаться со служащим в банке и провести с его  помощью практически любые операции. Эти устройства устанавливаются, разумеется, не дома, а в супермаркетах, университетах  или других людных местах. Часто "киоски" совмещаются с банкоматами (ATM - automatic teller machine).

Самой популярной разновидностью удаленного банкинга на сегодня остается обслуживание по телефону (telephone banking) - в силу распространенности и доступности телефонных терминалов. В этом случае операции совершаются  с помощью тонового набора. Телефонный банкинг является пока самой совершенной  системой с точки зрения мобильности, так как если у вас есть под  рукой телефон - значит, вам доступны банковские услуги. Дополнительные возможности  открывает использование телефонов  с дисплеем (screen-phone). С другой стороны, телефон - это изначально средство устного  общения, и для совершения банковских операций приспособлен плохо, поэтому  количество банков и их клиентов, работающих с сетью Интернет, постоянно растет.

На Западе использование  банками глобальной мировой сети Интернет для обслуживания клиентов явилось логическим развитием технологии home banking. Удаленный банковский сервис на дому начинался в 1980-х гг. с  телефонного банковского обслуживания. Затем появились услуги удаленного обслуживания с использованием персонального  компьютера и прямого подключения  к банковским серверам (PC-banking). А  в 1995 г. появились первые банки, которые  предложили клиентам PC-banking на качественно  новом уровне, позволяющем в полной мере максимально эффективно применять  наиболее удобные для человека способы  работы с информацией (текст, графика, звук, видео) и обеспечивающем при  этом приемлемую мобильность и доступность  услуг всем, кто использует коммуникационные и сервисные возможности сети Интернет, - internet banking.

При этом и телефонный, и PC-банкинг получили достаточно широкое  распространение благодаря высокой  востребованности банковских услуг  со стороны как корпоративных, так  и частных клиентов. Таким образом, интернет-банкинг попал на благодатную, подготовленную почву. И хотя на Западе среди услуг home banking для частных  лиц самой массовой формой по-прежнему остается телефонное обслуживание, системы  интернет-банкинга считаются наиболее перспективными.

В России развитие Интернет-банкинга испытывает значительные трудности. К сожалению, у нас  нет богатых традиций массового  использования банковских услуг. С 1998 г. за "Автобанком" и другие российские банки, ориентируясь на него, начали развивать это новое направление - интернет-сервис.

Разберемся, что  собственно следует относить к услуге "Интернет-банкинг". Чаще всего  ее отождествляют с предоставлением  клиенту возможности прямого  доступа к банковскому счету  через Интернет с помощью обычного компьютера и с использованием стандартного броузера.

Иными словами, Интернет-банкинг - это возможность  совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением  операций с наличными), через сеть Интернет.

Услуга Интернет-банкинга включает в себя функции, которые  позволяют:

- осуществлять  все коммунальные платежи, оплачивать  счета за связь и прочие  услуги;

- производить  денежные переводы, в том числе  в иностранной валюте, на любой  счет в любом банке;

- переводить  средства в оплату счетов за  товары (например, купленные через  Интернет-магазины);

- покупать и  продавать иностранную валюту;

- пополнять/снимать  денежные средства со счета  пластиковой карты;

- открывать  различные виды счетов и переводить  на них денежные средства;

- получать информацию  о состоянии счета за определенный  период в различных форматах;

- получать информацию  о платежах в режиме реального  времени;

- пользоваться  другими дополнительными услуги (имеется в виду, например, брокерское  обслуживание).

Все перечисленные  действия были доступны еще до появления  глобальной мировой сети Интернет, когда банки оказывали услугу PC-banking. При помощи компьютера и модема клиент мог соединиться со специальной  банковской системой для управления своим счетом. В данном случае на компьютере клиента обязательно  устанавливалось специальное программное  обеспечение.

Услуга Интернет-банкинг  имеет несколько преимуществ  по сравнению с услугой PC-banking. Помимо того, что клиент получает новые  возможности при работе со счетом через сеть Интернет, а не посредством  прямого модемного соединения, эта  деятельность становится для него намного  проще и доступнее. Клиенту не нужно дозваниваться до модемного  пула банка, достаточно иметь выход  в Интернет, и главное, клиенту  не нужно устанавливать специальное  программное обеспечение на своем  компьютере. Все необходимые операции и платежи он может осуществлять с помощью броузера при заполнении стандартных web-форм (иногда для этого  могут использоваться Java-апплеты).

В настоящее  время понятие Интернет-банкинг  охватывает целый ряд программных  продуктов, которые с определенной степенью условности можно разбить  на следующие группы:

- системы управления  счетами клиентов (системы "Интернет - Клиент банка" или коротко  - "Интернет - Клиент"),

- платежные  и расчетные системы, в том  числе те, в которых Интернет  используется только в качестве  среды передачи информации;

- системы карточного  процессинга (они могут представлять  собой часть платежной системы);

- системы онлайновой  торговли ценными бумагами;

- интерфейсные  модули для взаимодействия с  внешними системами электронной  коммерции (например, модули, реализующие  связь "банк - Интернет-магазин", - они также могут рассматриваться  в качестве части платежных  систем).

Между тем на практике все чаще встречаются комплексные  решения, например, "платежная система + управление счетом + интерфейс с  Интернет-магазинами и процессингом" - это, кстати, широко известная расчетная  система CyberPlat. А приложение, автоматизирующее коммунальные платежи, может взаимодействовать как с системой управления счетом, так и с комплексом процессинга пластиковых карточек.

Рассмотрим кратко характерные  черты и специфические проблемы систем каждого класса.

Системы управления счетами более других востребованы на рынке. По результатам опросов, количество банков, которые в них нуждаются, значительно превосходит суммарное  число тех, которым требуются  системы всех прочих типов.

При этом с точки  зрения разработки системы "Интернет - Клиент" несколько проще остальных - вследствие того, что круг стоящих  перед ними задач очерчен достаточно ясно и, помимо прочего, есть возможность  перенять идеи и решения из традиционных реализаций систем типа "Клиент - Банк". Именно благодаря этим двум факторам сегодня на рынке представлено большое  разнообразие систем "Интернет - Клиент", причем их разработчиками являются как  банки, так и "софтверные" компании.

Основные проблемы систем "Интернет - Клиент" связаны  с безопасностью, в том числе  и с юридической точки зрения (что является проблемой абсолютно  для всех продуктов Интернет-банкинга), а также со сложностью реализации удобного решения в рамках современных  технологий Интернет-программирования.

Если рассматривать  ситуацию с точки зрения применения систем онлайновой торговли ценными  бумагами, то можно констатировать, что с позиции разработчиков  и клиентов ситуация выглядит неплохо. Результаты опросов показывают, что  комплексы онлайновой торговли ценными  бумагами по степени востребованности следуют за системами "Интернет - Клиент", но спрос на них раза в  три ниже, чем потребность в "Клиенте": наверное, сказывается тот факт, что данным видом бизнеса заняты не все кредитные учреждения.

Основная особенность  процесса создания модулей, взаимодействующих  с внешними системами электронной  коммерции, состоит в обязательной организации совместной работы с  разработчиками этих систем. Кроме  того, важно, чтобы к их разработке здесь были привлечены высококвалифицированные  специалисты по соответствующим  предметным областям (например, в области  Интернет-торговли, страхования и  пр.).

В настоящее  время около пятнадцати российских банков предоставляют свои услуги в  сети Интернет. Все они, так или  иначе, используют специальные системы, которые позволяют клиенту иметь  доступ к своему счету. Данные системы  могут быть разработаны как специалистами  самого банка, так и другими компаниями. Обычно стоимость услуги Интернет-банкинг  складывается из стоимости подключения  и абонентской платы.

По мере развития мобильных форм сети Интернет, все  большее количество банков открывает  своим клиентам возможность доступа  к банковскому счету при помощи сотовых телефонов, поддерживающих протокол WAR На данный момент большинство  банков предоставляет лишь возможность  доступа к информации о движении денежных средств по счетам, значительно  реже - возможность осуществлять платежи  по заданному списку корреспондентов, перечислять денежные средства на карточные  счета, проводить платежи по счетам внутри банка.

Рассмотрим виды сегментации рынка Интернет-банкинга. Существуют два сегмента рынка Интернет-банкинга: корпоративный и персональный сегменты.

То, что сегодня  происходит в корпоративном сегменте рынка интернет-банкинга, является закономерным эволюционным развитием  технологий, которые меняют структуру  услуг удаленного банковского обслуживания. Так, если в конце прошлого года количество клиентов, обслуживаемых "прямым дозвоном", было оценено в 80-90%, а через Интернет соответственно - 10-20% общего числа клиентов, пользующихся удаленным банковским сервисом, то в настоящее время  количество клиентов, обслуживаемых  через мировую глобальную сеть Интернет, приближается к 50%. Эта динамика показывает изменение предпочтений клиентов, пользующихся различными формами удаленного банковского сервиса.

Помимо прочего, в корпоративном сегменте растет не только количество инсталляций и  связанное с этим предложение  интернет-услуг банками. Реально  увеличивается спрос со стороны  конечных потребителей - юридических  лиц. Косвенным подтверждением тому могут служить, например, данные о  числе пользовательских лицензий, проданных  поставщиками систем Интернет-банкинга. Так, по словам генерального директора  компании БИФИТ, "более 85% банков, приобретших  систему iBank, один или более раз  докупали в 2001 году дополнительные клиентские лицензии пакетами по 100-200 лицензий. При  этом более десяти банков превысили  отметку в 500 реально работающих клиентов".

В Персональном сегменте рынка Интернет-банкинга пока не наблюдается такого интенсивного роста предложения как в корпоративном  сегменте. За последний год на российский рынок не вышло ни одного нового банка, который предложил бы услугу Интернет-банкинга для физических лиц, сопоставимую по своему функциональному  наполнению с тем, что предложили еще в 1998-1999 гг. "Автобанк" и "ГУТА-банк".

При этом особенно негативно сказывается на состоянии  рынка даже не то, что сами банки  не предпринимают должных усилий по развитию этого направления. Существенно  ухудшает ситуацию следующее обстоятельство: разработчики систем Интернет-банкинга не уделяют созданию готовых решений, ориентированных на обслуживание физических лиц, хотя бы того же внимания, что и  системам для юридических лиц. И  это очень сдерживает развитие рынка. Корпоративный сегмент активно  развивается во многом благодаря  стараниям компаний-разработчиков, которые, продвигая свои системы, прикладывают значительные усилия, убеждая банкиров в целесообразности использования  новых интернет-технологий. Это тот  самый случай, когда интенсивное  предложение формирует и стимулирует  спрос.

Информация о работе Основные сегменты и особенности банковского интернет-рынка