Основные сегменты и особенности банковского интернет-рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:26, реферат

Описание

Основателем виртуального банкинга в России следует считать "Автобанк", который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится на одной ступени с Бразилией и Индонезией (4% населения страны), и около 40 банков у нас предлагают различные формы удаленного банковского сервиса с использованием сети Интернет.

Работа состоит из  1 файл

реферат интернет-банкинг.docx

— 219.16 Кб (Скачать документ)

При помощи системы Интернет-банкинга корпоративный клиент ежедневно  может получать выписку по текущему счету, видеть свои остатки на счетах и самому оперировать суммами  оплаты платежей, не затрачивая свое время  на поездки в банк и услуги операциониста. Благодаря моментальному перечислению денежных средств компания имеет  возможность оперативно погашать кредиты, перечислять бюджетные платежи  и производить необходимые расчеты  за товары и услуги.

Большое значение имеет возможность  получения моментальной информации о поступлении платежей за отгруженную  продукцию.Данный подход позволяет  ускорить оборот денежных средств и  получать дополнительную прибыль. При  этом предприятие может самостоятельно отслеживать состояние текущего статуса платежей. Отображение текущего остатка на счете в режиме on-line помогает точно и уверенно осуществлять управление финансами компании.

Система электронных платежей Интернет-банкинг для корпоративных  клиентов предусматривает генерирование  электронных ключей доступа, при  помощи которых клиенту предоставляется  возможность доступа к платежной  системе с любого терминала, который  имеет выход в систему Интернет. Ключи доступа к системе формируются ответственными специалистами безопасности банка и, согласно условиям заключенного договора, могут вручаться лично руководителю предприятия и главному бухгалтеру либо уполномоченному лицу компании для работы с банковскими счетами. Вход в платежную систему Интернет-банкинг обеспечивает специальный логин и пароль соответствующего уровня сложности, который известен только конкретному человеку.

Договор на обслуживание корпоративных  клиентов по системе электронных  платежей предусматривает подписание тарифного пакета с соответствующим  уровнем тарификации. Основными  видами услуг в тарифном пакете могут  быть регистрация и подключение  корпоративного клиента к модулю системы Интернет-банкинга, которые  являются разовой комиссией банка. Ежемесячно начисляется сумма абонентской  платы за ведение расчетного счета  и обработку электронных банковских документов, поступивших при помощи развернутой системы платежей. При  отсутствии в текущем месяце платежей, поступивших по электронной платежной  системе при помощи модуля, абонентская  плата может не начисляться, если другое не предусмотрено действующим  договором.

Подключение корпоративного клиента к системе электронных  платежей Интернет-банкинг осуществляется уполномоченными сотрудниками отдела автоматизации банка, которые должны обеспечить программное сопровождение  клиента и научить персонал правильно  эксплуатировать систему. Кроме  того, в случае возникновение любых  вопросов, связанных с работой  системы, или при необходимости  уточнить особенности обновленной  версии всегда можно обратиться к  данному специалисту банка, который  обеспечивает программное сопровождение  проекта.

Оснащение корпоративных  клиентов современной платежной  системой Интернет-банкинг позволяет  обеспечить компанию всегда открытым и комфортным каналом дистанционного банковского обслуживания на высоком  уровне европейских стандартов.

 

Только 10-15% систем интернет-банкинга подходят для активных пользователей. Остальные в основном ориентированы  на достаточно узкие потребности  зарплатных клиентов, которые не выбирают банки самостоятельно. Внедрение, поддержка  и модернизация полноценной системы  интернет-банкинга своими силами –  недешевое удовольствие. Означает ли это, что клиент может получить лучший онлайн-сервис только в крупном банке? Проведенное агентством «Эксперт РА»  исследование систем интернет-банкинга показало, что это не так. Не входящие в топ-100 по активам банки (например,Океан-банк, Балтийский банк развития) занимают высокие  места в рейтинге функциональности интернет-банкинга, зачастую уверенно опережая своих более именитых конкурентов.

Фактически создание своих  систем с нуля оправдано только для  узкого числа банков – либо крупных, способных инвестировать значительные средства, либо для монолайнеров, которые  делают акцент на развитии удаленного обслуживания и имеют специфические  потребности в функционале. Наше исследование показало, что на рынке  сформировались два подхода к  предоставлению услуг

интернет-банкинга: создавать  и развивать за свой счет «локальную»  систему интернет-банкинга либо вступить в мультибанковскую систему в  качестве партнера и участника. Сегодня  таких систем на рынке две – HandyBank и Faktura.ru, и обе заняли достойные  места в итоговом рейтинге. Возможности  аутсорсинговых систем даже превышают  потребности банков. Далеко не все  из банков-участников мультибанковских систем подключили полный пакет доступных  опций. Лидерство в рейтинге системы HandyBank – результат сочетания широкого набора реализованных в ней платежных  возможностей, большого количества получателей  платежей (мерчантов), а также ряда уникальных преимуществ вроде полного  оформления авиабилетов (выбор, бронирование, оплата и получение) и страхования  рисков потерь клиентов от компьютерных преступлений.

ТОП-15 интернет-банкингов  по функциональности

Система интернет-банкинга

Банк

Место в рейтинге

Итоговый рейтинг

Внешний платежный  функционал

Внутренний функционал и сервисные функции

Информационная  и финансовая безопасность

Система HandyBank

Банки-участники HandyBank1

1

1

6

1

Электронный банк

ОАО АКБ "Пробизнесбанк"

2

3

7

4*

Банк-на-Диване

ОАО "СКБ-банк"

3

6

3

2

Система Faktura.ru

Банки-партнеры Faktura.ru2

4

2

10

5

Альфа-Клик

Альфа-Банк

5

5

4

4

МКБ Онлайн

МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ  БАНК

6

9

2

11

Телебанк

ОАО "УБРиР"

7

16

8

6

SBANK.RU ПРИВАТ

СБ Банк (ООО)

8

11

5

11

Меткомбанк-Онлайн

ОАО "Меткомбанк" (г. Каменск-Уральский)

9

10

12

7

Платеж.RU

ОКЕАН БАНК (ЗАО)

10

4

16

10

Бифит "iBank2"

АКБ "Балтийский Банк Развития" (ЗАО)

11

26

11

3

СДБО "Русский Стандарт"

ЗАО БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ

12

13

17

4

"Онлайн Партнер"

ОАО "АИКБ "Татфондбанк"

13

14

8

12

Интернет-Банк

ОАО "ТрансКредитБанк"

14

8

14

9

Система PSB-Retail

ОАО "Промсвязьбанк"

15

29

1

19


Источник: оценка «Эксперт РА» по данным анкет банков

Системам интернет-банкинга ряда крупных банков не позволило  вступить в борьбу за первые три  места в рейтинге отсутствие возможности  автоматических платежей, мгновенного  перевода на карту и недостаточно большое количество мерчантов. Кроме  того, системы Московского кредитного банка, МДМ-банка и Росбанка не предоставляют  сервис онлайн-открытия виртуальной  карты, у Альфа-банка отчет по карточным операциям формируется  за период не более трех месяцев. Для  входа в системы Росбанка и  Московского кредитного банка хоть и используются одноразовые ключи, однако они хранятся у клиентов в  виде списка паролей, а не доставляются в виде SMS-сообщений или посредством  генератора одноразовых паролей. Клиенты  банка «Союз» могут зайти в  систему только с использованием браузера Internet Explorer, имея при себе USB-ключ, а предзаполненные формы для оплаты есть в основном только для сотовых операторов. Удивил слабый результат ТКС-банка: уровень функциональности его интернет-банкинга не вполне соответствует концепции «банка без офисов». В частности, не предусмотрена возможность платежа на произвольные реквизиты и онлайн-конвертации валют, нет не только автоплатежей, но даже платежа по образцу. При этом между банками, попавшими в середину итогового рэнкинга, очень небольшой разрыв. Даже незначительные изменения в функциональности системы могут переместить ее на несколько мест вверх.

Любая система интернет-банкинга базируется на трех составляющих: внешний  платежный функционал, внутренние операции и сервисные функции, информационная и финансовая безопасность. Если не принимать во внимание традиционных лидеров по числу мерчантов среди  поставщиков товаров и услуг (сотовые  операторы и интернет-провайдеры), то прослеживается ориентация банков на оплату ЖКХ и платежи в адрес  госорганов (см. график 1). По нашему мнению, это связано с большим объемом  рынка обязательных (а значит, гарантированных) платежей и, как следствие, более  высоким потенциалом увеличения комиссионных доходов. Кроме того, немаловажными  аспектами являются повышение узнаваемости бренда и рост социальной значимости для регулятора и властей.

График 1. Многие системы интернет-банкинга предусматривают оплату услуг ЖКХ

Существенный отрыв банков из топ-10 связан с более широким  охватом контрагентов, в пользу которых  возможны стандартные платежи. Среднее  число поставщиков услуг по этим банкам более чем в 2,5 раза превышает  средний показатель по всем участникам. Клиентам большинства интернет-банкингов  доступны для пополнения не более 10 систем электронных денег (СЭД), а  пользователям системы «Пробизнесбанка» – 16, список HandyBank и вовсе насчитывает 27 СЭД.

Таблица 2. Топ-10: внешний  платежный функционал

Место

Интернет-банкинг

Число поставщиков  услуг, всего, шт.

Выбор, бронирование и оплата авиабилетов

Налоговые платежи

Штрафы ГИБДД

Онлайн-конвертация  валют

Платеж на произвольные реквизиты

1

Система HandyBank

свыше 5000

1

1

1

1

1

2

Система Faktura.ru

1000-5000

0

1

1

1

1

3

ОАО АКБ "Пробизнесбанк"

100-1000

0

1

1

1

1

4

ОКЕАН БАНК (ЗАО)

1000-5000

0

1

1

0

1

5

Альфа-Банк

1000-5000

0

1

1

1

1

6

ОАО "СКБ-банк"

100-1000

0

1

1

1

1

7

ОАО АКБ "РОСБАНК"

100-1000

0

1

1

1

1

8

ОАО "ТрансКредитБанк"

100-1000

0

1

1

1

1

9

МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ  БАНК

100-1000

0

1

1

1

1

10

ОАО "Меткомбанк" (г. Каменск-Уральский)

1000-5000

0

1

0

1

1


Источник: данные анкет банков

Проникновение онлайн-сервиса  по депозитам и кредитам существенно  выше, чем по функционалу открытия виртуальной карты или пополнения брокерских счетов (см. график 2). Таким  образом, развитие интернет-банкинга в  первую очередь нацелено на перенос  на удаленное обслуживание ключевых направлений бизнеса.

График 2. Структура спроса на банковские услуги оффлайн нашла отражение

в развитии онлайн систем

График 2 Структура спроса на банковские услуги офф-лайн нашла отражение в развитии он-лайн систем

Таблица . Топ-10: информационная и финансовая безопасность

Место

Интернет-банкинг

Отдельные пароли на каждую операцию

Генератор одноразовых  паролей

Виртуальная клавиатура

Лимиты по операциям, устанавливаемые Банком

SMS-информирование  о совершенных транзациях

Страхование рисков

1

Система HandyBank

1

1

1

1

1

1

2

ООО КБ "Кольцо Урала"

1

0

1

1

1

0

2

ОАО "СКБ-банк"

1

1

1

1

1

0

3

АКБ "Балтийский Банк Развития" (ЗАО)

1

1

1

1

1

0

4

ЗАО БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ

1

0

0

1

1

0

4

Альфа-Банк

1

0

1

1

1

0

4

ОАО АКБ "Пробизнесбанк"

1

0

1

1

1

0

4

АФ Банк

1

1

1

1

1

0

5

Система Faktura.ru

1

0

1

1

1

0

6

ОАО "УБРиР"

0

0

1

1

1

0


Источник: данные анкет банков

 

У лидеров рейтинга внутреннего  функционала и сервисных функций  клиентов нет потребности в установке  определенного браузера (см. график 3). Кроме того, система автоматизации  платежей позволяет забыть не только многочисленные реквизиты организаций, но и даже «коды», служащие для идентификации  пользователя в базе мерчанта (телефонный номер, номер договора и тому подобное).

График 3. Многие системы интернет-банкинга поддерживают широкий спектр браузеров

Источник: оценка «Эксперт РА» по данным анкет банков

Современные продвинутые  системы информационной защиты базируются на одноразовых (сеансовых) ключах. Однако интерактивные системы (доставка одноразового ключа посредством SMS-сообщения и  генератора одноразовых паролей) пока уступают по распространенности классическим вариантам идентификации (см. график 4).

График 4. Способы идентификации пользователя

Источник: оценка «Эксперт РА» по данным анкет банков

При рассмотрении безопасности систем интернет-банкинга анализировался не только уровень средств идентификации  и защиты, но и инструменты снижения потерь для клиента при противоправных действиях третьих лиц.

Как риски взлома системы, так и некорректных действий сотрудников  банка в системе HandyBank застрахованы. Интернет-банкинги системы HandyBank и еще 6 банков из опрошенных («Кольцо Урала», СКБ-банк, «Русский стандарт», Альфа-Банк, «Пробизнесбанк», УБРиР) предоставляют  возможность не только создания виртуальных  карт, но и установления лимита по ним.

Таблица 4. Топ-10: информационная и финансовая безопасность

Место

Интернет-банкинг

Отдельные пароли на каждую операцию

Генератор одноразовых  паролей

Виртуальная клавиатура

Лимиты по операциям, устанавливаемые Банком

SMS-информирование  о совершенных транзациях

Страхование рисков

1

Система HandyBank

1

1

1

1

1

1

2

ООО КБ "Кольцо Урала"

1

0

1

1

1

0

2

ОАО "СКБ-банк"

1

1

1

1

1

0

3

АКБ "Балтийский Банк Развития" (ЗАО)

1

1

1

1

1

0

4

ЗАО БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ

1

0

0

1

1

0

4

Альфа-Банк

1

0

1

1

1

0

4

ОАО АКБ "Пробизнесбанк"

1

0

1

1

1

0

4

АФ Банк

1

1

1

1

1

0

5

Система Faktura.ru

1

0

1

1

1

0

6

ОАО "УБРиР"

0

0

1

1

1

0

Информация о работе Основные сегменты и особенности банковского интернет-рынка