Основные сегменты и особенности банковского интернет-рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:26, реферат

Описание

Основателем виртуального банкинга в России следует считать "Автобанк", который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится на одной ступени с Бразилией и Индонезией (4% населения страны), и около 40 банков у нас предлагают различные формы удаленного банковского сервиса с использованием сети Интернет.

Работа состоит из  1 файл

реферат интернет-банкинг.docx

— 219.16 Кб (Скачать документ)

При отсутствии предложения готовых внешних  решений, банки вынуждены предпринимать  попытки создания собственных систем. Таким образом, банки все же реализуют  стратегию постепенного вхождения  в рынок интернет-услуг.

В России интернет банкинг впервые появляется в конце 90х годов прошлого столетия. Первопроходцем в этой сфере стал Автобанк, который в 1998 году первым в пост советском пространстве запустил систему управления счетом онлайн «клиент-банк». В последующие 5 лет развитие этой услуги протекало очень медленно. К 2003 году в России насчитывалась не более 50тыс. пользователей услугой интернет банкинга. За следующие 5 лет данная сфера показывала весьма не плохую динамику роста.  Если в 2003 году всего 17% российских банков имели свою систему «клиент-банк», то к 2007 году эта цифра составляла более 55%. Первым российским банком, который побил планку в 100тыс. пользователей стал Альфа банк в 2006 году. На сегодняшний момент более 90% крупных банков России предоставляют своим клиентам возможность пользования системой онлайн банкинга, что нельзя сказать о мелких банках, где эта цифра не превышает 15%. Всего же на конец 2010 года насчитывается около 3,5млн. пользователей данной услугой, с еженедельным приростом более 10тыс. человек.

По данным MForum Analytics, количество пользователей сервисов интернет-банкинга* в РФ превысило 9,4 млн. человек, проникновение  интернет-банкинга по итогам 2011 года составило 6,7%. Прирост уровня проникновения  интернет-банкинга за 2011 год составил 2,4%, количество пользователей сервисов интернет-банкинга увеличилось на 3,4 млн.Специалисты связывают такой  скачек в развитии интернет банкинга в России за последнее время с  растущим проникновением широкополосного  интернета, а так же с развитием  и совершенствованием банковской сферы  в целом. Также стоит отметить тот факт, что за последние годы существенно возросло количество пользователей такой услугой, как мобильный банкинг, позволяющей совершать операции с банковским счетом непосредственно с помощью мобильного телефона.

Особенности интернет-банкинга в России

Наиболее динамично  развивающимся каналом ДБО, действующим  в режиме он-лайн, является дистрибуция  продуктов и услуг через глобальную сеть Интернет.

Интернет-банкинг (оnline banking, e-banking) - один из видов дистанционного банковского обслуживания частных клиентов, использующий среду Интернет в качестве транспорта и стандартные (доступные на данный момент большинству пользователей Интернета) Web-браузеры, такие как Internet Explorer и Mozilla FireFox, не требующие установки дополнительного программного обеспечения на стороне клиента.

Интернет-банкинг  не меняет сути банковского бизнеса - привлечение и размещение финансовых ресурсов. Меняется и совершенствуется только форма предоставления услуг. Его появлению способствовало развитие новых технологий, позволивших коммерции  проникнуть в сеть Интернет. Вполне логичным после появления Интернет-магазинов  и Интернет-порталов, оказывающих  широкий спектр услуг, стало создание Интернет-банков.

Существует 2 возможности  реализации данного вида деятельности: первая - это классический банк, который имеет свои офисы и операционные залы и предоставляет клиентам возможность управлять своими счетами посредством Интернет. Вторая - это так называемый "виртуальный" банк, который осуществляет свою деятельность только во всемирной компьютерной сети. Принципиальная разница между ними в том, что "виртуальный" банк привлекает и обслуживает клиентов исключительно через Сеть, и клиент полностью лишен возможности контакта с его фронт-офисом.

В настоящее время в  мире существуют следующие модели онлайнового  бизнеса: интернет-подразделение традиционного (офлайнового) банка, дополняющее сеть филиалов и телефонных центров; интернет-банк, учрежденный офлайновым банком в  виде самостоятельного юридического лица со своей торговой маркой; виртуальный  банк (аналог интернет-банка, организованный небанковской компанией – чаще всего страховой или технологической); агрегатор электронного финансового супермаркета (банк, осуществляющий web-продажи как своих, так и предлагаемых другими финансовыми институтами услуг).

Интернет-банкинг имеет 2 основные формы: пассивное информирование и активное управление. В первом случае клиент получает ту или иную информацию о банковских счетах, но не может ими управлять. Активное управление подразумевает совершение операций по счету в режиме реального  времени.

Для клиента работа с таким  сервисом вполне доступна — для  соединения достаточно обычного настольного  компьютера или ноутбука с любой  современной операционной системой (Windows, Linux, MacOS и пр.) и любым Web-браузером (PC, Mac, Sun и т. д.). Требования к интернет-каналу минимальны — для комфортной работы нужен всего лишь Dial Up (доступ в  интернет по модему или выделенному  каналу) или GPRS-соединение.

При выборе системы интернет-банкинга необходимо учитывать некоторые  характеристики, определяющие его эффективность. Они представлены в табл. 3.

Таблица 3

Выбор системы  интернет-банкинга

Показатель

Параметры

Подключение к системе  и авторизация

  • Логин и пароль – числовая (если данные для ввода едины для интернет-банкинга и доступа с помощью телефона) или символьная комбинация от 6 до 14 знаков.
  • ПИН2 от банковской карты – обычно символьная комбинация из 14 знаков.
  • Логин и пароль в сочетании с одноразовыми переменными кодами

Организация системы безопасности

  • Доступ по SSL-протоколу, шифрование данных, которыми пользователь обменивается с узлом доступа.
  • Обязательное подтверждение всех операций – одноразовые коды (числовая или символьная комбинация от 6 до 14 знаков) или электронная подпись (электронный сертификат или файл ключей).
  • Определение IP-адреса пользователя, хранение данных в течение неограниченного времени.
  • История всех операций с момента активации расчетного счета или счета пластиковой карты (не только перечень операций, но и электронные формы платежных документов с отметками банка об их исполнении).
  • Лимиты на проведение операций, если они осуществляются с помощью переменных кодов без электронной подписи.
  • Оповещение о входе в систему по SMS на указанный номер сотового телефона или по электронной почте.
  • Оповещение обо всех совершенных операциях в кратком (без данных получателя и суммы) или полном вариантах с отправкой в виде SMS и на электронную почту в режиме реального времени.

Скорость транзакций

  • Проведение и обработка поручений – меньше минуты.
  • Автоматическое исполнение операций (без их предварительного просмотра операционистами банка) при наличиии достаточных средств на счете.

Удобство интерфейса

  • Должен быть интуитивно понятен.
  • Возможность добавлять в систему новые опции.

Необходимый функционал (стандартный  минимум без дополнительных, опциональных сервисов)

  • Контроль всех заведенных пользователем счетов, в режиме реального времени, возможность ведения счетов в различных валютах, мгновенный перевод средств между счетами и банковскими картами.
  • Поддержка мультивалютных банковских карт или привязка карты ко всем открытым в банке счетам (с какого с них снимать деньги или какой пополнять, пользователь решает через банкомат).
  • Поддержка специальных карт для платежей через интернет ( к примеру, Visa Ecard) и упрощенный порядок опротестования таких платежей.
  • Переводы в пользу коммерческих провайдеров (сотовая связь, интернет, кабельное и спутниковое телевидение и т.д.) в режиме реального времени, а в пользу сервисных компаний ЖКХ – с зачислением на следующий день.
  • Переводы между клиентами системы внутри банка и его филиалов в режиме реального времени, переводы в другие банки – в текущий или следующий операционный день, возможность создания графика переводов средств (постоянные платеные инструкции).
  • Круглоскточная техническая поддержка (специальный номер для пользователей виртуального банка).

Многоканальность

  • Интеграция с другими формами ДБО частных лиц: колл-центрами, WAP и SMS-банкингом, пластиковыми картами (например, настройка выполнения транзакций on-line т.о., чтобы после их завершения соответствующее SMS-сообщение поступало на мобильный телефон).

Следует очень  внимательно относиться к содержанию договоров на интернет-обслуживание. В них должна быть точно и скрупулезно  описана ответственность сторон, например, в случаях потери поручений  клиента в процессе передачи данных по каналам связи из-за отказа тех  или иных технических устройств.

Целесообразно удостовериться, насколько обеспечивается основное достоинство интернета  – возможность получения обслуживания независимо от географического положения  клиента и времени суток, в  которое потребуется та или иная услуга. Т.е., заключая договор на банковское обслуживание, клиент должен четко  понимать, может ли он рассчитывать на получение услуг интернет-банкинга 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Преимущества интернет-банкинга для российского банка:

1. Экономия издержек  и оптимизация расходов:

  • консолидация всех клиентов (как головного банка, так и всех филиалов) в рамках единой системы интернет-банкинга, установленной, как правило, в головном банке, снижает затраты на оборудование, системное ПО, средства IP-безопасности, каналы в Интернет, администрирование и техническое обслуживание;
  • уменьшение себестоимости розничных операций в 5—10 раз: расходы на транзакцию через отделение составляют порядка 3—4 долл., а в онлайновом режиме — не больше 0,5 долл;
  • снижение расходов, связанных с охраной и инкассацией наличных средств, арендой и содержанием помещений, сама необходимость в которых исчезает;
  • проведение платежей банком в пользу сторонних провайдеров компенсируются ими в размере 2 - 3% от объема каждой транзакции.
  • рост комиссионных доходов, которые складываются из сборов за денежные переводы в адрес третьих лиц за пределы банка и за внутренние переводы, платы за подключение к системе и поддержание счета, за выпуск карт с одноразовыми ключами;
  • сокращение времени, необходимого на обработку документа операционистом в режиме он-лайн. Вместо 8 минут, затраченных операционистом – около 1 минуты через интернет-банкинг.

2. рост числа  пользователей интернет-банкинга  приводит к увеличению средних  остатков на счетах клиентов, т.к. пользователям невыгодно  сразу “обнулять” счет пластиковой  карты после получения зарплаты, ведь он может достаточно оперативно  проводить с нее текущие платежи.

3. онлайновые  пользователи гораздо лояльнее  “классических” клиентов — абоненту, однажды приобщившемуся к конкретному  дистанционному сервису (при условии,  что он ему понравился), в дальнейшем  практически невозможно от него  отказаться и перейти на обслуживание  к конкуренту.

4. Молодому и  динамично развивающемуся банку  эта услуга дает возможность  даже без создания разветвленной  филиальной сети осуществлять  операции по поручению клиента  и этим расширить как клиентскую  базу, так и перечень предоставляемых  услуг.

Преимущества интернет-банкинга для физических лиц:

1. возможность  круглосуточной работы со счетами;

2. полностью  автоматизированные, стандартные операции (нет нужды вводить дополнительные  параметры получателя сервисных  платежей, например, за услуги сотовой  связи — только номер телефона  и сумму);

3. экономия времени  из-за отсутствия необходимости  проводить его в очередях, а  также экономия времени на  справочных вопросах, с которыми  пользователи обращаются чаще  всего в call-центр банка (операции  сгруппированы по группам, наглядный  и простой интерфейс, не допускающий  двойного толкования);

4. удобство отслеживания  операций с банковскими карточками (полная история платежей с  момента активации, список планируемых  транзакций, информация о торговых  точках и банкоматах, в которых  производилось списание средств)  — любая покупка тут же отражается  в выписках по счетам, что способствует  повышению степени контроля со  стороны клиента;

5. отсутствие  территориального ограничения —  возможность совершать операции  с любого компьютера и в  любой точке мира, где есть  доступ в Интернет;

6. невысокая  плата: подключение к интернет-сервису  осуществляется бесплатно. В некоторых  случаях банки взимают оплату  за средства подключения (USB-ключ, карта переменных кодов), но, как  правило, их цена невелика. Абонентская  плата либо отсутствует, либо  представляет собой символическую  сумму. Комиссия за некоторые  услуги (коммунальные платежи, предоставление  связи) также может не взиматься;

7. Возможность  пользоваться услугами интернет-магазинов  как в России, так и за рубежом  на абсолютно безопасном уровне: достаточно перевести с помощью  системы интернет-банкинга требуемую  сумму средств на карточку, а  затем с помощью этой карточки  оплатить какую-либо услугу или  товар в интернет-магазине;

8. Безопасность  операций:

  • система безопасности в целом состоит из нескольких составляющих: 1) аутентификация и авторизация (подтверждение того, что пользователь системы действительно является тем, за кого себя выдает, и проверка прав пользователя на совершение каких-либо операций), 2) шифрование передаваемых данных, 3) использование ЭЦП или иного аналога собственноручной подписи (подтверждение авторства транзакции и целостности ее данных, а также действий, совершенных конкретным пользователем), 4) регистрация всех транзакций в специальных журналах банка и аудит;
  • доступ к личной страничке клиента защищен уникальным идентификатором и паролем, которые предоставляются после оформления заявки на доступ к on-line – сервисам, который, в свою очередь, осуществляется при помощи дополнительного пароля (PIN2) и кодовой фразы, известной только клиенту;
  • в сохранности средств заинтересованы прежде всего банки, отвечающие не только за сохранность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию;
  • можно указать условие, согласно которому в интернете станут доступными только некоторые счета клиента, остальные видны не будут.

 

 Особенности и преимущества  для корпоративных клиентов.

Система электронных платежей Интернет-банкинг представляет собой  удаленный доступ к банковскому  счету компании или предприятия  с возможностью осуществлять банковские операции в режиме on-line и получать оперативную финансовую информацию.

Сегодня нет необходимости  приходить в банк. Достаточно просто подключить компьютер к сети Интернет, установить модуль платежной системы  и управление банковским счетом становится доступным 24 часа в сутки. Но основным преимуществом системы Интернет-банкинг для корпоративных клиентов является значительное расширение спектра возможностей и банковских услуг, которыми можно воспользоваться, не выходя из своего офиса.

Среди основных видов банковских услуг, которые могут предоставляться  корпоративным клиентам, формирование, подпись и отправление в банк платежей и других документов. При  этом данный вид услуг осуществляется круглосуточно. Кроме того, компания получает возможность в получении  всесторонней информации, включая состояние  и обороты ссудных счетов, а  также счетов по учету залогового имущества по банковским кредитам, ежедневный курс валют, условия депозитных и кредитных программ для юридических  лиц, особенности оформления залогов  и поручительств и т.д.

Информация о работе Основные сегменты и особенности банковского интернет-рынка