Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:30, реферат
Каждый продукт живет на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется другим, более совершенным. В связи с этим появляется понятие жизненного цикла продукта. Жизненный цикл продукта — время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли по времени и состоит из следующих стадий: начало продаж (внедрение на рынок), рост, зрелость (насыщение) и спад. Некоторые авторы добавляют также этап разработки, который предшествует этапу внедрения, и этап реанимации, который идет после спада и плавно перетекает вновь к внедрению, замыкая, таким образом, жизненный цикл в бесконечное кольцо.
Введение …………………………………………………3
Характеристика этапов жизненного цикла товаров …..4
Маркетинговые стратегии и инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товаров:………………….….6
3.1. Разработка………………………………………..6
3.2. Внедрение ………………………………………..7
3.3. Рост………………………………………………10
3.4. Зрелость (насыщение)…………………….…….12
3.5. Спад …………………………………………..….15
Заключение………………………………………………17
Список литературы. …………………………………
-
рынок имеет значительные
- рынок чувствителен к ценам;
- существует угроза выхода на рынок конкурентов.
На этапе внедрения товара цель - создать рынок для нового товара. Темп роста продаж зависит от новизны продукции и от того, насколько ее желает потребитель.
Следовательно, на этом этапе применяют следующие маркетинговые инструменты:
-
к товару стремятся привлечь
внимание потребителей-
- на рынок выходят только одну или две базовых модели товара;
- реклама носит информационный характер и дается один раз в целях минимизации издержек;
-
реализация товара
-
применяется твердая,
Цель
применения этих маркетинговых инструментов
- сократить продолжительность
3.3. Рост.
Товар на стадии роста называют «звездой», поскольку спрос существенно увеличивается, что позволяет расширять производство данного товара. Сбыт на этом этапе зависит от процесса признания и распространения (диффузии) товара. Признание состоит из следующих этапов:
- знание (человек узнает о товаре и его функционировании);
- убеждение (человек формирует благоприятное или нет отношение к товару);
- решение (выбор: принять — отвергнуть);
- реализация (человек использует товар);
- подтверждение (человек ищет подкрепление и может переменить решение, если столкнется с противоречивой информацией).
Распределение характеризуется тем, как элементы целевого рынка (конкретные типы потенциальных потребителей) признают и приобретут товар.
На этом этапе может иметь место превышение спроса над предложением, увеличение прибыли, стабилизация цен и расходов на рекламу. Рынок быстро растет, однако имеет место нестабильно изменчивый характер спроса. Возможна ответная реакция конкурентов.
Цель фирмы — освоение рынка, захват лидирующих позиций, максимальный рост объема продаж.
Задачи маркетинга:
- завоевание позиций на рынке;
- отработка базовых решений;
- укрепление приверженности покупателей через рекламу;
- увеличение продолжительности этапа роста.
Приоритет элементов маркетинг-микс: цена (своевременное снижение), реклама, качество, сервис.
Преимущественные типы потребителей: ранние последователи — законодатели моды, лидеры мнений в своей социальной сфере. Их признание делает товар известным и модным. Они составляют 10—15 % числа конечных потребителей. Кроме того, потребителями на стадии роста является раннее большинство (например, студенты), которые обеспечивают массовый сбыт (от 25 до 35 %).
Маркетинговая стратегия на этапе роста
Для того чтобы максимально продлить этап роста, фирма может прибегнуть к нескольким стратегиям:
-
улучшить качество товаров,
-
выпустить новые модели и
- выйти на новые сегменты рынка;
- расширить действующие каналы сбыта и найти новые;
-
в рекламе перейти от
- снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующим фактором приобретения товара.
На этапе роста спроса на товар применяются следующие маркетинговые инструменты:
-
привлекают к потреблению
-
выводят на рынок всю
- расширяют торговую сеть;
-
устанавливают широкий
-
увеличивают затраты на
Цель
применения этих маркетинговых инструментов
- ускорить рост спроса на товар и достичь
максимальной прибыли.
3.4.
Зрелость (насыщение).
Товар на этой стадии называют «дойная корова».
На этапе зрелости замедляются темпы роста объемов продаж, сбыт стабилизируется по мере насыщения рынка. Потребление на душу населения падает. Конкуренция достигает максимума. Покупки совершает массовый рынок со средними доходами. Формируются группы постоянных покупателей. Сокращается прибыль на единицу продукции, поскольку расширяется предоставление скидок, устанавливаются гибкие цены.
Цель фирмы — закрепиться на рынке, сохранить завоеванную долю рынка и отличительные преимущества (низкие цены, параметры продукции, гарантии).
Задачи маркетинга на этапе насыщения:
- поиск новых рынков сбыта;
- оптимизация каналов товародвижения;
- введение комплекса мер по стимулированию сбыта (скидки, конкурсы среди потребителей, продажи на премиальной основе);
- совершенствование условий продажи и сервисного обслуживания;
- разработка модификаций товара.
В качестве инструментов маркетинга на этапе насыщения используются следующие меры.
Приоритет элементов маркетинг-микс на этапе «зрелость-насыщение»: сервис, цена, качество, реклама.
Преимущественные типы потребителей — консерваторы или запоздалое большинство, составляющие 30—40 % от числа конечных потребителей и обеспечивающие массовый сбыт.
Маркетинговая стратегия на этапе зрелости и насыщения рынка
Продавцам необходимо постоянно искать новые пути в использовании неисчерпаемых возможностей модификации рынка и модификации товара.
Выделяют три способа увеличения числа потребителей марки:
1.
Завоевание доверия
2.
Выйти на новые сегменты рынка.
3. Переманить на свою сторону клиентов компаний - конкурентов. Компания призывает оценить её товар с точки зрения сравнения с конкурентами.
Модификация товара. Стратегия повышения качества направлена на совершенствование функциональных характеристик товара - его долговечности, надёжности, вкуса.
Эта стратегия эффективна:
- пока существует возможность улучшить качество;
-
пока покупатели верят
-
пока достаточно много
Стратегия улучшения свойств направлена на придание товару новых свойств (например, размер, добавки, аксессуары), делающих его более универсальным, безопасным или удобным. Периодически модернизируя товар, фирма приобретает имидж компании - новатора и завоёвывает приверженность тех сегментов рынка, которые ценят именно эти свойства. Основной недостаток заключается в том, что новые свойства легко копируются конкурентами, и если фирма не будет постоянно стремиться к лидерству, свойства перестанут приносить прибыль.
Стратегия улучшения внешнего оформления заключается в том, что она способствует выделения товара, придания ему черт уникальности и завоеванию приверженности потребителей.
На этапе зрелости товара предприятия пытаются сохранить отличительные преимущества (например, более низкая цена, качества товара и гарантии) как можно дольше. Конкуренция достигает максимума. В результате сокращаются прибыли в целом по отрасли и в расчете на единицу товара. На этом этапе покупки совершает массовый покупатель со средними доходами. Теперь цель предприятия - не рост продаж, а сохранение достигнутого уровня.
На
этапе зрелости товара применяется
следующие маркетинговые
-
привлекают к потреблению
-
сохраняют на рынке всю
-
используют для реализации
-
применяют полную ценовую
- придают рекламе конкурентный характер.
Цель
применения этих маркетинговых инструментов
- удлинить продолжительность этого
этапа жизненного цикла товара, так
как объем сбыта и прибыль
максимальны.
3.5.
Спад.
Товар на этой стадии называют «злая собака», «неудачник».
Стадия характеризуется устойчивым снижением спроса, сокращением рынка. Покупатели теряют интерес к товару, возникают лишние производственные мощности. Появляются товары-заменители, происходит снижение цен, имеет место сокращение производства товара. Многие фирмы уходят с рынка, поскольку сокращается число потребителей, и они располагают меньшими доходами.
Цель фирмы — вернуть утраченные позиции на рынке, восстановить сбыт.
Задачи
маркетинга на этапе спада: экономия
средств, поскольку резко уменьшается
эффективность маркетинговой
- моральное старение продукта (появляются новые достижения в технологии);
- изменение вкусов потребителей;
- обострение конкуренции.
Приоритет элементов маркетинг-микс на этапе спада: реклама нового потребления, цена, сервис, качество.
Преимущественные типы потребителей: запаздывающие — противники нового, а также пожилые люди и люди с низкими доходами. На их долю приходится 15—20 % числа конечных потребителей.
Маркетинговая стратегия на этапе спада.
Существуют 5 стратегий, которые используют фирмы на данном этапе:
1)
Увеличение инвестиций с целью
захватить лидерство или