Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 11:22, реферат
В конце 90-х годов XX века в России появилось новое информационное поле - связи с общественностью (Public Relations PR). Необходимо было определить место данной сферы в российском обществе. Исследователи, которые изучали эту проблему, чем дольше исследовали этот вопрос, тем больше открывался глубинный, многоликий мир PR, двойственность и противоречивость которого отражалась даже в его названии. В новой сфере деятельности нашли себе применение филологи, психологи, политологи и журналисты, социологи и экономисты. Российские специалисты, вооружившись западными учебниками, формировали свой особый практический мир. В результате этого на данный момент по всей стране учат специалистов в области связей с общественностью. А сама профессия становится одной из самых популярных и востребованных на российском рынке.
Введение 3
Раздел 1.Оценка роли PR в современном
обществе и в России в частности 5
Раздел 2. Контекст возникновения PR в России 10
Раздел 3. Отечественные профессиональные PR-объединения 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Но
полностью закрыть все
При этом «зарубежные PR-специалисты, приезжая в Россию, удивляются многообразию PR-практик, высокому профессиональному уровню наших пиарменов и их огромному интересу к делу. В итоге российская пиар-коммуникация и обслуживающие ее специалисты совершенно неожиданно оказались не в хвосте мирового профессионального процесса, а в его ведущей части».6
Таким
образом, существует несколько сточек
зрения при оценке роли связей с
общественностью в современном обществе
в целом и в России в частности. Но все
большее значение пиар приобретает в социологическом
плане, как средство преодоления кризиса.
В процессе глобализации Public Relations укоренились
и в России. Но здесь они изначально стали
играть роль негативных технологий, особенно
что касается подготовки выборов. И теперь
связи с общественностью идут по пути
улучшения своей репутации, чтобы вместо
«черного пиара» выполнять свою непосредственную
роль, направленную на позитивное.
Раздел 2. Контекст возникновения PR в России
Появление в России Public Relations как области прикладной и научной деятельности было вызвано объективными условиями развития общественных отношений, институтов гражданского общества, а также социально- рыночных механизмов. Общество, не восприимчивое к прямолинейным пропагандистским акциям, выработало определенную социальную апатию для защиты от давления пропаганды. Эта апатия осталась со времен СССР и до сих пор тормозит развитие демократического общества, так как многие действия новой власти не находят поддержки и понимания у граждан. В этих условиях стала очевидна востребованность Public Relations, как механизма построения равноправного диалога. Однако процесс становления Public Relations в России значительно затруднен в силу нескольких причин как объективного, так и субъективного характера. Основное место среди этих причин занимают серьезный социально-экономический кризис и постоянная политическая конфронтация.
Потребность в Public Relations возникает лишь на определенном этапе развития гражданского общества с появлением его основных институтов (партий, СМИ, профсоюзов), т.е. когда государство и граждане становятся взаимосвязанными. Другими словами, граждане, как и раньше нуждаются в поддержке и социальной защите, а государство уже нуждается, как минимум, в одобрении своих действий со стороны общества. В этих условиях для выработки стратегии действий и решения жизненно важных проблем необходима консолидация интересов и координация действий различных групп населения и организаций. Именно по этой причине в демократическом обществе наиболее эффективными средствами построения межгрупповых связей являются средства и технологии Public Relations. Они призваны влиять не только на общественность, но и на того, кто инициирует сам процесс построения общественных связей. Таким образом, залогом возникновения потребности в Public Relations является развитие демократических институтов.
По мнению Е.Н. Пашенцева, связи с общественностью в России стали формироваться в политических структурах. «Отправной точкой формирования рынка политических PR в России являются парламентские выборы 1995 г. Последовавшие затем президентские выборы утвердили PR как важное средство борьбы за власть».7
Но
большинство отечественных
С проблемой возникновения связей с общественностью тесно связан вопрос периодизации. В. Моисеева выделила три этапа развития PR-коммуникаций в России.8
Первый этап (1988 – 1991) – зарождение рынка Public Relations, связанное с появлением соответствующих служб в государственных структурах и открытием московских отделений международных агентств. Развитие предпринимательства способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наиболее простые пиар-услуги.
Второй этап (1991 – 1995) – стадия роста и становления. Российские агентства осваивают зарубежный опыт, постепенно адаптируют его к отечественным условиям и начинают проводить крупные пиар-мероприятия и информационные кампании. В ряде вузов открывается специальность «связи с общественностью». Рождается первое корпоративное объединение – Российская Ассоциация по связям с общественностью.
Третий этап начинается с 1996 года и характеризуется качественным скачком в развитии Public Relations. На это оказывает влияние формирующийся информационный рынок и меняющаяся структура массового сознания, требующая все более тонких и точных форм работы с целевыми группами.
По
мнению М.А.Шишкиной, можно выделить
следующие периоды развития.
Второй период - первичная институционализация (1991-1994 гг.), стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в 1991 году первой Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), деятельность которой во многом предопределяет развитие связей с общественностью в нашей стране.
В 1994 году с момента принятия первой Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью начинается третий период — вторичная институционализация. Формализуется система специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках конкретного социального института.
Остановимся подробнее на описании каждого из \ этих периодов и покажем их хронологическую и качественную взаимосвязь.
В конце 80-х годов на гребне экономических реформ в российском обществе появляются организации, ориентированные на связи с общественностью. К ним относятся отделы по связям с общественностью и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета (1988г.), далее подобные отделы формируются в органах государственной власти и управления крупных областных и региональных центров. В новых информационных услугах стал нуждаться и молодой российский бизнес, который к тому времени активно использовал в основном рекламу, как наиболее простую и рентабельную коммуникационную форму. «На российском рынке возникают первые отечественные фирмы, предлагающие Public Relations как услугу: в 1989 году в Москве создаются агентства Никколо М» и «Миссия Л», в 1990 -«Имиджленд Public Relations» и др. В Петербурге это произошло чуть позже — в 1991 году, когда агентство «Балт-Арт» продекларировало в качестве самостоятельного вида деятельности простейшие услуги по связям с общественностью, такие, как проведение презентаций, пресс-конференций, осуществление связей с прессой. Наблюдается переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное PR-поле и совмещение в рамках одной организации рекламных и PR-услуг.
«На наш взгляд, РАСО была и
остается одним из основных факторов
институализации PR в России».
В 1997 году Российская Ассоциация по связям с общественностью стала членом Европейской Конфедерации PR (CEPR). Признание РАСО на международном профессиональном рынке выразилось в тесном сотрудничестве с Американским обществом PR (PRS А), представительством в жюри интернационального конкурса «Мировые золотые награды», проводимом IPRA (Международной ассоциацией PR).
Качественным признаком первичной институционализации можно считать и рождение соответствующей образовательной системы. В 1991 году в государственном образовательном реестре появляется специальность 022000 «связи с общественностью», и подготовка подобных специалистов начинается в Московском государственном институте международных отношений. Впоследствии представители других российских вузов, открывших обучение специальности «связи с общественностью», приняли активное участие в работе РАСО: факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, Московский государственный университет культуры и др.
Тремя годами позже, в 1997 году, ряд организаций— членов РАСО, таких как «Имидж-ленд Public Relations», «Миссия Л», «Объединенное корпоративное агентство», «Тайный советник» и другие приняли Хартию принципов сотрудничества и конкуренции, целью которой стало формирование цивилизованных рамок сотрудничества и взаимодействия на российском рынке услуг по связям с общественностью. Этот документ предписывал обязательное осуществление ее участниками таких правил взаимоотношения с клиентами, как честный и откровенный подход, невозможность представления в одном лице интересов конфликтующих и конкурирующих сторон, сохранение конфиденциальности полученных сведений. Принятие Хартии означало первый шаг к урегулированию РК-рынка, установлению цивилизованных «правил игры» и защите репутации новой профессии.
В этот период постепенно формируется и законодательно-правовая база, впрямую или косвенно регулирующая сферу деятельности РК. Так, в 1995 году появляются Федеральные Законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об общественных объединениях», «О референдуме Российской Федерации» и ряд других, регулирующих информационную сферу, частью которой стал Public Relations. В странах развитой демократии отсутствуют специальные юридические акты, посвященные связям с общественностью, деятельность специалистов в этой области подчинена множеству различного уровня и силы этических документов, затрагивающих сопряженные с Public Relations общественные сферы и поля. Подобная ситуация наблюдается и в России. «Помимо Федеральных Законов в середине 90-х годов в свет выходят Положения «Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью», «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации», «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы...», постановления Правительства «О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации», «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности», Кодексы профессионального поведения и этики в области деловых коммуникаций и СМИ».
На третьем этапе развития связей с общественностью в России проявляются отдельные социально-значимые функции института. К этим функциям относятся просветительство и популяризация РR-деятельности, корпоративное стимулирование лучшего РR-опыта, показ социальной роли и значимости новой профессии для развития открытого информационного общества. Вехами на этом пути стали «Дни РК. в Москве», первые из которых прошли в декабре 1997 года и были приурочены к 5-летнему юбилею РАСО, вторые --в январе 1998 года. Эти корпоративные встречи, по форме представляющие собой серию семинаров, конференций, круглых столов и визитов, призваны были продемонстрировать потенциал российского РК-рынка, представить новые эффективные технологии, помочь профессионалам РК и их клиентам завязать полезные контакты, лучше узнать друг друга. Популяризации связей с общественностью и поднятию их престижа были посвящены первые профессиональные конкурсы и премии.
Начало цеховому соревнованию было положено в 1996 году, когда прошел национальный этап международного конкурса «Лучший в мире молодой бизнесмен». Инициатором конкурса выступило крупнейшее шотландское РК-агентство «Дансит ситигейт», а его спонсором — всемирно известная корпорация Гиннес. Международный оргкомитет конкурса уполномочил представителей РАСО организовать и провести первый тур Национального конкурса в России и выдвинуть для участия в финале единственного российского бизнесмена, достойного представлять свою страну в мире. В 1997 году Торгово-промышленная палата РФ совместно с Союзом журналистов России и РАСО учредила Национальную премию в области связей с общественностью под названием «Серебряный лучник».
На протяжении всех трех периодов развивались и совершенствовались профессиональные функции РК-специалистов. В доинституциональном периоде доминировали рекламные и информационные технологии, выраженные в прямом диалоге субъекта с аудиторией. По мере становления деловой коммуникации появлялись и оформлялись более тонкие и сложные формы. Техники информирования, основанные на рассылке материалов различного рода в СМИ, проведении пресс-конференций и презентаций, постепенно дополнялись новыми, стратегически важными направлениями, такими как маркетинговые и социологические исследования, управление кризисами, лоббизм в государственных и коммерческих структурах. Этому способствовали и структурные изменения рынка, выраженные в постепенном обособлении связей с общественностью в качестве самостоятельного направления деятельности. Подобные процессы были характерны не только для столицы, достаточно репрезентативным для обоснования этих положений представляется нам и опыт Петербурга, вследствие чего мы остановимся на нем подробнее. Итак, мы выделили три периода развития и становления связей с общественностью в России: доинституциональный, периоды первичной и вторичной институционализации.
Информация о работе Отечественные профессиональные PR-объединения