Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 03:29, реферат
Платежная система – набор механизмов для выполнения обязательств, принимаемых хозяйствующими субъектами при приобретении ими материальных или финансовых ресурсов. К числу таких механизмов относятся "учреждения, предоставляющие платежные услуги, различные инструменты, используемые для передачи платежных указаний (включая каналы связи) и договорные отношения между заинтересованными сторонами".
Введение. Пластиковые карты — новый инструмент организации безналичных расчетов 3
История развития пластиковых карт и платежных систем 5
Классификация пластиковых карт 7
Смарт-карты 12
Заключение 26
Список литературы 29
Компания Banksys стала одним из пионеров освоения этого сектора. 18 февраля 1995 г. она начала пилотный проект по внедрению “электронных кошельков” Proton в двух бельгийских городах.
Идея “электронного кошелька” Proton - это карточки для мелких покупок. Развитие этой идеи Banksys ведет в направлении на разнообразие сфер ее использования. Основные сферы использования “электронных денег”, по мнению авторов, проекта таковы: мелкие покупки в магазинах; покупки в торговых автоматах; парковка автомобилей; проезд в общественном транспорте; телефоны-автоматы.
Proton задумывался как национальный “электронный кошелек” для Бельгии, население которой исторически имеет сильную приверженность к дебетовым карточкам. Наличные в стране в подавляющем большинстве случаев используются для оплаты мелких покупок, именно поэтому для заменителя наличных была изначально очерчена столь четкая рыночная ниша.
Компания Banksys в основу практической реализации идеи “электронных денег” заложила два ключевых положения.
Во-первых, “электронные деньги” должны быть столь же легко доступны клиенту, как и наличные, и приниматься повсеместно там, где клиент привык расплачиваться наличными.
Во-вторых, система должна поддерживать тот же уровень безопасности, что и система обращения наличных денег.
Первое положение должно сделать систему привлекательной для клиента, второе - безопасной для экономики страны.
Удобство системы “электронных денег” определяется двумя факторами:
- удобством загрузки кошелька;
-
удобством и развитостью
Здесь
организационные и
В
системе функционируют
Наконец, ни одна система “электронных денег” не обходится без портативных устройств чтения остатка средств на карточке. Banksys предлагает несколько подобных приспособлений (встроенных в футляр для карточки или брелок), позволяющих с помощью одной кнопки просмотреть остаток средств в «кошельке» и суммы нескольких последних транзакций.
Второе положение - безопасность системы - обеспечивается следующим образом. Банк или иное финансовое учреждение - эмитент “электронных денег” дебетует счет клиента в момент загрузки средств в память “электронного кошелька”. Одновременно соответствующая сумма переводится эмитентом в единый для всей страны резервный фонд. Процедура обязательного резервирования гарантирует, с одной стороны, невозможность бесконтрольной эмиссии ничем не обеспеченных “электронных денег” и, с другой стороны, возмещение средств организациям, принимающим их к оплате.
Средства
на карточке клиента ничем не защищены:
в случае утери или кражи карточки
ими может воспользоваться
Технически
безопасность обращения “электронных
денег” обеспечивается защищенностью
как отдельных элементов
Развивая систему в общенациональном масштабе, компания Banksys особое внимание уделяет работе с закрытыми группами пользователей: студентами, проживающими в институтских городках, постоянными пассажирами автобусных компаний и железных дорог и т.д. По мнению Banksys, работа с закрытыми группами может принести значительное число наиболее постоянных клиентов.
Результаты бельгийского проекта дают достаточно четкое представление о рынке “электронных денег”. Во-первых, он значительно уже, чем рынок мелких платежей в целом: говорить о вытеснении наличных также пока не приходится. Во-вторых, оборот средств по “электронным кошелькам” очень невелик по сравнению, скажем, с традиционными дебетовыми карточками. И, наконец, в-третьих, вырисовывается небольшое подмножество рынка мелких платежей, в которое электронные деньги вписываются наиболее гармонично, покупки в торговых автоматах.
Технология Proton, также как и Mondex, активно продвигается.
Проекты внедряются в Нидерландах, в Австралии, в Швейцарии, в Швеции, в Канаде, в Бразилии.
Кстати, Бразилия имеет ряд характерных особенностей, присущих и России: рынок розничных банковских услуг не развит, культура пользования карточками низка, а инфляция значительна. Все названные факторы заставляют компанию Mitel, продвигающую Proton на бразильский рынок, искать нетрадиционные технологические и маркетинговые решения.
15
ноября 1996 г. компании Banksys и American
Express объявили о заключении
Banksys
рассчитывает, что сотрудничество
с компанией American Express заставит
многих крупных эмитентов
American
Express планирует встраивание
“Электронные кошельки” VISA. В марте 1995 г. крупнейшая корпорация на рынке пластиковых денег VISA объявила, что намерена разработать специально для этого рынка новый микропроцессорный продукт - карточку с хранимой суммой, или “электронный кошелек”.
“Электронные кошельки” VISA Cash предназначены для применения в открытой (термин компании VISA) системе, в состав которой входит множество эмитентов, эквайеров и предприятий торговли и услуг. Для работы открытой системы необходимы клиринговые учреждения. Карточки, выпускаемые в рамках открытой системы, могут использоваться для оплаты товаров и услуг, предлагаемых любыми участниками системы.
Существуют три вида электронных кошельков VISA Cash.
1.
Непополняемые карточки с
2.
Пополняемые карточки без
3.
В виде функции VISA Cash на уже
имеющейся у клиента кредитной,
Для
выяснения отношения к “
В
1997 г. ожидается появление
Одной из причин длительного перехода на массовое использование смарт-карт в международных платежных системах является отсутствие международных стандартов на платежные системы на базе смарт-карт. Хотя окончательный стандарт на смарт-карты появится не скоро, практические работы по внедрению типовой технологии начаты уже сейчас.
Еще одной из причин длительного перехода на массовое использование смарт-карт является отсутствие если не совершенной, то по крайней мере очень надежной системы защиты данных не только непосредственно на самой смарт-карте, но и во всей платежной системе в целом, включая терминалы пункта продаж, центры обработки транзакций и т. п. Поэтому в настоящее время ни один банк не пойдет на отказ от авторизации в режиме on-line при оплате транзакций на крупные суммы. Скорее всего, еще несколько лет такое преимущество смарт-карты как авторизация в режиме off-line, в финансовой сфере будет использоваться только при совершении небольших покупок, оплаты поездок в городском транспорте и телефонных разговоров, а также в корпоративных картах для безналичных расчетов в пределах одного предприятия.
Большинство
систем, использующих смарт-карты, являются
локальными, ориентированными на достаточно
узкий круг от 5 до 50 000 владельцев карт.
В настоящее время в России
эмитируются и имеют хождение в основном
традиционные карты VISA, Europay, American Express
и другие с магнитной полосой. Однако платежные
системы с использованием этих карт ориентированы
на социальные группы потребителей со
средним достатком. Являясь международным
платежным стандартом, системы с использованием
магнитных карт будут развиваться и в
России, но они, по-видимому, не получат
(в ближайшем будущем) столь широкого распространения,
как за рубежом. Зато, по мнению ведущих
зарубежных специалистов, рынок России
открыт для внедрения платежных систем
с применением смарт-карт.
Заключение
Понимая преимущества, предоставляемые смарт-картами по сравнению с магнитными картами, многие банки России планируют либо полностью, либо частично заменить магнитные карты на смарт-карты. Так как в России практически отсутствует инфраструктура, поддерживающая магнитные карты, то затраты на разработку такой инфраструктуры безусловно более оправданы для технологии смарт-карт, чем для отживающих свой век технологии магнитных карт.
Таким образом, есть несколько причин, которые могут предопределить успех смарт-карт и в России:
1.
Смарт-карты могут устранить
Поскольку
зарплата и другие ежемесячные выплаты
будут производиться
2. Смарт-карты - единственное безопасное решение при неинтерактивной (off-line) системе платежей. Вследствие того что все данные владельца карты хранятся в самой карте, она идеальна при неинтерактивных транзакциях. Нет никакой необходимости соединяться с центральным компьютером, чтобы проверять каждую транзакцию, потому что вся информация для проверки и защиты содержится на карте. При использовании магнитных карт все терминалы во всех магазинах должны быть подключены к центральной компьютерной системе, чтобы проверять каждую отдельную транзакцию. Вследствие плохой работы телекоммуникационных систем в нашей стране подсоединение бывает затруднено или даже невозможно. Даже при хорошей передаче данных интерактивные системы имеют большие недостатки. Если возникают неисправности в центральном компьютере или на телефонной станции, все транзакции на всех пунктах продаж будут остановлены до устранения проблемы.
Интерактивные системы очень дороги, потому что они требуют установки большого центрального компьютера и очень сложной системы переключения телефонных звонков. Для примера возьмем маленький город с 15 магазинами, имеющими только по 2 кассовых терминала каждый. Если каждый терминал делает только 200 запросов для обработки данных в течение 12-часового рабочего дня, то центральный компьютер и система переключения должна будет обрабатывать одно обращение в среднем каждые 7 с! И это только для одного маленького города, а если объединяются несколько маленьких городов в регионе или, тем более, по всей стране, то проблемы преумножаются. С другой стороны, неинтерактивный POS-терминал при отключении электричества может функционировать на запасных источниках питания.