Покупательское поведение на потребительском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 04:20, контрольная работа

Описание

Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственного контакта со своими клиентами. Сейчас они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает и почему именно покупает.

Содержание

1 Покупательское поведение на потребительском рынке………………...3
1.1 Модель покупательского поведения…………………….…………..3
1.2 Процесс принятия решения о покупке……………………….……..4
2 Международный маркетинг ……………………………………….……9
2.1 Изучение среды международного маркетинга…………………….9
2.2 Правовая и политическая среда международного маркетинга....11
2.3 Экономическая среда международного маркетинга……………..13
2.4 Социокультурная среда международного маркетинга….……....16
Список использованных источников………………………….………………..18

Работа состоит из  1 файл

конт.docx

— 40.95 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Комсомольский-на-Амуре  государственный 

технический университет» 
 
 
 
 

Факультет экономики  и менеджмента

Кафедра маркетинга и коммерции 
 
 
 
 

     

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  дисциплине «Маркетинг по отраслям и сферам деятельности» 
     
     
     
     
     
     
     

Студент группы 7МГ                                                                  Ю.О. Вербицкая

     

      Преподаватель                                                                             Е.В. Чепухалина

        
     
     
     
     
     
     

    2011

    Содержание 

       1 Покупательское поведение на  потребительском рынке………………...3

         1.1 Модель покупательского поведения…………………….…………..3

         1.2 Процесс принятия решения о покупке……………………….……..4

       2 Международный маркетинг ……………………………………….……9

              2.1 Изучение среды международного маркетинга…………………….9

              2.2 Правовая и политическая среда международного маркетинга....11

              2.3 Экономическая среда международного маркетинга……………..13

              2.4 Социокультурная среда международного маркетинга….……....16

       Список  использованных источников………………………….………………..18

 
 
 

 

       

       1 Покупательское поведение на потребительском рынке 
 

    1. Модель покупательского поведения
 

       Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного  потребления.

       В прошлом деятели рынка учились  понимать своих потребителей в процессе повседневного общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственного контакта со своими клиентами. Сейчас они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто  именно покупает и почему именно покупает.

       Основной  вопрос: как именно реагируют потребители  на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить  и как  по-настоящему разобраться  в том, как реагируют потребители  на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, и т.п. Именно поэтому и фирмы и научные  работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между  побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является модель покупательского поведения (рисунок 1). 

Побудительные факторы маркетинга Прочие раздражители   “Черный ящик” сознания покупателя   Ответные реакции  покупателя
Товар

Цена

Методы распространения

Стимулирование  сбыта

Экономические

Научно-технические

Политические

Культурные

  Характеристики  покупателя Процесс принятия решения покупателем   Выбор товара

Выбор марки

Выбор дилера

Выбор времени  покупки

Выбор объекта  покупки

 

    Рисунок 1 - Модель покупательского поведения 

       Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения  и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной Среды. Пройдя через “черный ящик” сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки [1].

       Задача  деятеля рынка - понять, что происходит в “черном ящике” сознания потребителя  между поступлением раздражителей  и появлением откликов на них. Сам  “черный ящик” состоит из двух частей. Первая - характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть - процесс принятия покупательного решения, от которого зависит результат. 

       1.2 Процесс принятия решения о покупке 

       Покупатель  преодолевает пять этапов на пути к  принятию решения о покупке и  ее совершению (Рисунок 2). 

Осознание информации
  Поиск информации   Оценка вариантов   Решение о покупке   Реакция на покупку
 

       Рисунок 2 -  Процесс принятия решения о покупке 

       Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Нужна может быть возбуждена внутренними раздражителями. Одна из обычных человеческих нужд - голод, жажда, секс - возрастет до порогового уровня и превращается в побуждение. По прошлому опыту человек знает как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, способных удовлетворить возникшее побуждение.

       Нужда может быть возбуждена и внешними раздражителями. Женщина проходит мимо булочной и вид новоиспеченного  хлеба вызывает у нее чувство  голода.

       На  этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые  обычно подталкивают человека к осознанию  проблемы. Следует выявить: какие  именно ощутимые нужды или проблемы возникли, чем вызвано их возникновение, каким образом вывели они человека на конкретный товар.

       Поиск информации. Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, то потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, нужда просто отложится в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.

       В поисках информации покупатель может  обратиться к следующим источникам:

       Личные  источники (семья, друзья, соседи, знакомые);

       Коммерческие  источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки);

       Общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением  и классификацией потребителей);

       Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).

       Относительное влияние этих источников варьируется  в зависимости от товарной категории  и характеристик покупателя.

       Что касается источников информации, которыми пользуются потребители, деятель рынка  должен тщательно выявить их, а  затем определить их сравнительную  информационную ценность.

       Оценка  вариантов. Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого именно совершается выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию [2].

       Понять оценку вариантов нам помогут несколько основных понятий. Во-первых, существует понятие о свойствах товара. Мы считаем, что каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Каждый товар характеризуется своими свойствами.

       Во-вторых, потребитель склонен придавать  разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя. Товар может обладать и более важными свойствами, но потребитель просто забывает упомянуть о них.

       В-третьих, потребитель склонен создавать  себе набор убеждений о марках, когда каждая марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки. Убеждения потребителя могут колебаться от знаний подлинных свойств по собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.

       В-четвертых, считается, что каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности. Функция полезности описывает степень ожидаемой удовлетворенности каждым отдельным свойством. Комбинация уровней свойств с наивысшей полезностью и дает “портрет” идеального с точки зрения покупателя товара. Кроме того предпочтительность данной марки будет зависеть от ее наличия на рынке и доступности по цене.

       В-пятых, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки, а осуществляют выбор марок потребители по-разному [2].

       Решение о покупке. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора:

       1 интенсивность негативного отношения другого лица к предпочтительному варианту потребителя;

       2 готовность потребителя принять предпочтения другого лица.

       Чем острее негативный или позитивный настрой  другого лица и чем ближе это  лицо к потребителю, тем решительнее  пересмотрит он свое намерение совершить  покупку в ту или в другую сторону.

       Намерение совершить покупку оказывается  также под воздействием непредвиденных факторов обстановки. Намерение формируется  на основе ожидаемого семейного дохода, ожидаемой цены товара и ожидаемых  выгод от его приобретения. Непредвиденные факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить  покупку в тот самый момент, когда потребитель был уже  готов к действию.

       Реакция на покупку. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель неудовлетворен.

       Ожидания  потребителя формируются на основе информации, получаемой им от продавцов, друзей и прочих источников. Если продавец преувеличивает эксплуатационные характеристики товара, у потребителя сложатся слишком  высокие ожидания, которые в результате обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и реальными  эксплуатационными свойствами, тем  острее неудовлетворенность потребителя.

       Отсюда  следует, что продавец должен выступать  с такими утверждениями в пользу товара, которые достоверно отражали бы его эксплуатационные свойства. Некоторые продавцы могут даже занизить эксплуатационные свойства, чтобы потребитель  смог получить от товара удовлетворение выше ожидаемого [1].

       Действия  после покупки. Удовлетворение или неудовлетворение товаром отразится на последующем поведении потребителя. В случае удовлетворения он, вероятно, купит товар и при последующей оказии. Кроме того, удовлетворенный потребитель склонен делиться благоприятными отзывами с другими людьми.

Информация о работе Покупательское поведение на потребительском рынке