Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:52, контрольная работа
Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Полезность включает важный психологический компонент, потому что люди достигают полезности, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и отказываясь от вещей, доставляющих неприятности. В экономическом анализе, однако, полезность чаще всего используется для того, чтобы описать предпочтение при ранжировании наборов потребительских товаров и услуг. Если от покупки трех книг человек более счастлив, чем от приобретения рубашки, то мы говорим, что книги имеют для человека большую полезность, чем рубашка.
Очевидно, что в состоянии оптимума потребителя все подобные отношения для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу. И любое из них может рассматриваться как предельная полезность денег (точнее, 1 руб.). Величина А показывает, на сколько ютилов увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 руб.
Вторую часть утверждения
Таким образом, равенство (3.4) показывает, что в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована. Это положение получило название второго закона Госсена. Конечно, потребитель может раскаяться в покупке, даже удовлетворяющей равенству (3.4). Это будет означать, что "за время от покупки до раскаяния в ней" знак в (3.4) для данного товара изменился на противоположный.
Попытаемся показать теперь на основе количественного подхода, что объем спроса и цена связаны обратной зависимостью. Снова рассмотрим равенство (3.4).
Допустим, что цена на покупаемый потребителем
товар А повысилась. В результате
первое отношение в равенстве (3.4)
уменьшилось. Чтобы восстановить равенство
(3.4) и максимизировать общую
1.2.1. АКСИОМЫ ПОРЯДКОВОГО ПОДХОДА
Порядковый подход к анализу полезности и спроса в основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход, поскольку он не отвергает ни один закон, положенный в основу количественного подхода. Принципиальная особенность порядкового подхода состоит в том, что он вообще не требует от потребителя измерения уровня полезности благ в каких-либо единицах и ограничивается лишь способностью потребителя упорядочивать различные блага, представленные в виде соответствующих наборов, с позиции их "предпочтительности". Порядковый подход опирается на следующие аксиомы.
1. Аксиома полной
Эта аксиома исходит из
того, что потребитель в результате
сравнения одного набора благ
с другим всегда может сказать,
Свои суждения по поводу
конкретных наборов благ
2. Аксиома транзитивности
С помощью этой аксиомы осуществляется упорядочение (с точки зрения предпочтения или безразличия) уже не двух, а большего числа наборов благ. Так, если потребитель в результате изучения трех наборов благ А, В, С расставил их следующим образом: А>В и В>С, то можно сказать, что набор А в данном случае для него предпочтительнее набора С (А>С).
Если же, по мнению потребителя, А∼В и В∼С, то отсюда можно сделать вывод, что для него наборы А и С являются также равноценными (А∼С).
3. Аксиома ненасыщения
Если два набора благ отличаются друг от друга лишь количеством единиц одного какого-то блага, то потребитель всегда предпочтет тот набор, в котором этого блага больше.
4. Аксиома независимости
Степень удовлетворения
Это значит, что в данном
случае не принимаются в
Содержание аксиом
Поэтому и задачу
Дальнейшее рассмотрение
1.2.2. КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ И ЕЕ АНАЛИЗ
Основную сложность в
Если нанести на поле
На рис. 1.8 показаны три кривые
безразличия. На первой и
Обращает на себя внимание
набор С. Он содержит
А. Кривая безразличия,
Справедливость такого утвержд
Рис. 1.8. Кривые безразличия
Б. Кривые безразличия
В. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Это также вытекает из свойства А.
1.2.3. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ
Поскольку все товарные
Количественным показателем
такой взаимозаменяемости
Предельная норма замены блага Y благом X (MRSXY) показывает, каким количеством блага Y следует поступиться ради увеличения в наборе блага X на единицу при условии сохранения полезности набора на прежнем уровне:
(1.15)
На рис. 1.9 показано, что переход от товарного набора А к товарному набору В связан с увеличением блага X на одну единицу (ХВ - ХА = 1), что, в свою очередь, требует сокращения блага Y на ΔYeдиниц (YB - YA), чтобы сохранить полезность набора В на уровне полезности набора А.
Более точное исчисление
предельной нормы замены
(1.16)
Поскольку при
Рис. 1.9. Определение DX и DY для исчисления MRSXY
Различие заключается лишь в методах оценки полезности благ. В количественной теории полезности для этой цели были предложены ютилы, в порядковой теории полезность каждой дополнительной единицы блага оценивается косвенным путем - количеством единиц другого блага, которым потребитель согласен пожертвовать.
Предельная норма замены
как раз и выражает то
(1.17)
1.2.4. БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Как уже отмечалось ранее,
каждый рациональный
Если в количественной теории
потребитель свои вкусы и
Все доступные конкретному
потребителю товарные наборы
могут быть выражены с помощью
его бюджетной линии, если ее
поместить в ту же систему
координат, в которой
Для построения бюджетной линии необходимо иметь уравнение этой линии. Его обоснование происходит следующим образом.
Пусть месячный доход
Его бюджетное ограничение
в этом случае может быть
представлено в виде
I = PX × X + PY × Y. (1.18)
Смысл бюджетного ограничения,
Уравнение бюджетной линии выводится непосредственно из равенства (1.14). Оно имеет следующий вид:
(1.19)
На рис. 1.10 бюджетная линия
изображена в виде отрезка
АВ. Поскольку бюджетная линия
всегда представляет собой
Рис. 1.10. Бюджетная линия
Положение точки А
Все наборы из товаров X и Y, расположенные на бюджетной линии, по своей стоимости четко соответствуют доходу потребителя I, а значит, являются доступными для него. К числу доступных относятся также все товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии. Стоимость каждого из них ниже I. Зато все наборы, находящиеся выше бюджетной линии, стоят больше I и потому являются недоступными для данного потребителя.
1.2.4.1. Изменения в доходе и ценах
Анализируя
уравнение бюджетной линии (1.
1.2.5. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ