Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе места и роли франчайзинга в маркетинговой деятельности туристической компании «PegasTouristik».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
раскрыть сущность франчайзинговой деятельности;
обозначить роль франчайзинга в организации;
проанализировать процесс и систему франчайзинговой деятельности в организации;
Введение
Франчайзинг – маркетинговая система продвижения на рынке товаров (услуг), а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами — франчайзером и франчайзи. При этом франчайзер передает франчайзи право и налагает обязательства вести бизнес в соответствии с концепцией франчайзера. Эти права влекут за собой и обязывают франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение, использовать торговую марку (товарный знак) франчайзера, его ноу-хау, методы ведения бизнеса и технологию, процедуры и другие права на производственную или интеллектуальную собственность при продолжительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны франчайзера, в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового договора.
Суть франчайзинга
можно кратко сформулировать
следующим образом: в обмен
на преимущества уже на деле
проверенной концепции и
Франчайзинг в туризме зародился в России сравнительно недавно, всего несколько лет назад и проявляется в франчайзинге бизнес-формата.
Первой франчайзинговой сетью на рынке продажи туров стал «Магазин Горячих Путевок», который предлагал приобретать франшизы на открытие туристических агентств под своим брендом. Специалисты, работавшие в туристическом бизнесе семь-восемь лет назад, утверждают, что с тех пор многое изменилось. Появилась весьма ожесточенная конкуренция, а тех сверхприбылей, которые были когда-то, уже нет. Российские туристы стали более разборчивы, появилось понятие «недорогие туры» и сам факт поездки за границу уже не заставляет биться сердца потенциальных покупателей турпутевок.
Из-за стагнации последних
лет и появления крупных
В настоящее время франшизы начали продавать практически все крупные туроператоры России. У большинства из них просто не оставалось другого выбора: слишком весомое конкурентное преимущество давал франчайзинг. В среднем активно работающая туристическая франчайзинговая сеть позволяет в течение трех лет на 40% увеличить оборот компании.
По словам самих участников рынка, выход на рынок франчайзинга для туроператора с раскрученным брендом практически ничего не стоит. В последствие основной статьей расходов для него окажется реклама – примерно $1,5-2 млн. в год. Впрочем, расходы на рекламу, которые берет на себя франчайзер окупаются в полной мере – таким образом постоянно повышается стоимость нематериальных активов и одновременно растет уровень инвестиционной привлекательности франшизы.
Именно высокой привлекательностью и перспективностью франчайзинга, как для франчайзера, так и для франчайзи в сфере туристического бизнеса, и определяется актуальность данной темы.
Цель работы заключается в анализе места и роли франчайзинга в маркетинговой деятельности туристической компании «PegasTouristik».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Объект исследования – туристическая компания «PegasTouristik».
Предмет исследования – анализ места и роли франчайзинга в маркетинговой деятельности туристической компании «PegasTouristik».
В работе применяются такие методы исследования как анализ и синтез, наблюдение, сравнение, а также методы статистики.
Поставленные цель и задачи работы достигаются путем анализа управленческой литературы, журналов и электронных ресурсов, посвященных данной тематике.
Франчайзинг в сфере туризма широко распространен во всем мире. По принципу франчайзинга созданы большие американские туристические сети Uniglobe travel и Woodside travel, европейские TUI, Nekkerman. В России также получили широкое распространение франшизы в туризме, и обе стороны франчайзинговх отношений уже имели возможность оценить все плюсы ведения туристического бизнеса по этой схеме.
Туристический бизнес является одной из ниш с самой высокой конкуренцией и поэтому единственно верным и надежным решением будет вхождение в известную франчайзинговую сеть. Это дает множество преимуществ, а также гарантирует эксклюзивность представительства выбранной сети в определенном регионе. Ведь, для исключения слишком большой плотности туристических агентств сети на территории и создание конкуренции между ними, в договоре франчайзинга определяется территория, на которой от конкретной сети будет находится только одно представительское турагентство.
Федеральный туроператор «PegasTouristik» сделал очередной шаг в освоении региональных туристических рынков, запуская проект франчайзинга для своих партнёров. В тестовом режиме под товарным знаком «PegasTouristik» в России уже в настоящий момент работают 120 агентств, с которыми оператор заключил договор франшизы.
Притом, что далеко не все участники рынка готовы встать под знамена одного из самых крупных операторов, эксперты полагают, что этот шаг «PegasTouristik» может изменить сложившийся в регионах расклад сил.
Целью проекта, по словам руководства компании, является создание собственной сети лояльных турагентств для эффективного продвижения операторских продуктов. Компании, которые уже решили или только планируют сменить вывеску, могут рассчитывать на определённые преимущества, а оператор в свою очередь выдвигает к ним ряд требований:
франшизе другого оператора или статус его уполномоченного агента).
Вместе с заявкой фирма-
Турагентство, ставшее франчайзи
обязуется производить
Туроператором предоставляется: обучение сотрудников, внутриофисное ПО, юридическая и бухгалтерская поддержка (консультационно), выгодные условия по кредитованию туристов.
Компания «PegasTouristik»
Кроме этого, оператор предоставляет агентствам, вступившим в проект, и свои технологии. К работе подготовлен call-центр, который в режиме он-лайн будет обрабатывать звонки, поступившие на единый телефон. У агентств-франчайзи будет возможность в любое время бесплатно связаться с Москвой и с любым другим офисом – сеть охватывает их все. Также предоставляется возможность перенести и систему бронирования «PegasTouristik» на сайты агентств, чтобы клиенты могли работать с ней в режиме он-лайн.
Агентствам, вошедшим в проект «PegasTouristik», сразу будет предоставлена максимально возможная комиссия – 14%. Но со стороны оператора тоже поставлены условия: агентства должны будут в первую очередь продавать продукт именно от «PegasTouristik», и только если такового не найдётся, можно будет предложить продукт другого оператора. За лояльностью агентств-партнеров «PegasTouristik» намерен следить, в том числе и с помощью контрольных звонков и закупок.
Это принципиальная позиция руководства компании: нелогично под вывеской одного оператора продавать продукт другого. Отношения на рынке, по мнению руководителей «PegasTouristik», должны быть прозрачными и корректными, чтобы потребитель понимал, чей продукт покупает и кто будет нести за него ответственность. Благополучие клиента и репутация компании для «PegasTouristik» превыше всего.
Цена франшизы варьируется в зависимости от региона и города, в котором работает агентство, желающее её приобрести, и, обычно составляет от 3 до 17 тысяч рублей в месяц.
В перспективе агентства, купившие франшизу компании, не только сменят вывеску, но и перейдут на корпоративный стиль «PegasTouristik». Оператор выдвигает ряд требований по соблюдению корпоративного стиля.
В перспективе руководство «PegasTouristik» рассчитывает вывести компанию на достаточно серьезные показатели, оцениваемые экспертами в 400-500 агентств. Перед оператором не стоит задача просто количественно увеличиться. Необходимо понимать целесообразность открытия каждого из агентств, для чего необходимо знать плотность населения, его платежеспособность, а также количество турфирм, уже работающих на том или ином рынке.
Франчайзинг – это грамотный процесс продажи товаров потребителю, когда выигрывают обе стороны: продавец реализовывает товар раскрученной марки, который обычно «сам себя продает», а потребитель имеет не только выгодную, но и одинаковую во всех точках продаж стоимость и качество товара.
В то же время специалисты не исключают, что заявленные «PegasTouristik» планы окажут влияние на дальнейшее развитие местных рынков. Возможно, произойдет определенное перераспределение клиентских потоков и агентствами «PegasTouristik» будет занята ниша недорогих туров.
Среди партнеров компании
преобладают турагентства, уже имеющие
опыт работы с данным оператором и
реализующие преимущественно
Таким образом, такая система выгодна обоим сторонам. Для франчайзи такое ведение бизнеса служит как бы гарантией того, что он всегда будет держаться на плаву. Согласно статистическим данным через пять лет существования на рынке из независимых компаний почти 85% закрываются. А из каждых восьми франчайзинговых компаний продолжают осуществлять свою деятельность семь.
Нужно учитывать, что не все компании могут успешно развиваться по системе франчайзинга. В российской практике уже есть такие примеры. Существует несколько критериев, позволяющих предварительно оценить успех франчайзингового проекта.
Главный критерий – у сетевой компании должен быть брэнд. Чтобы его создать и сделать узнаваемым, должны пройти годы. «PegasTouristik» как раз такой пример. У сетевой компании должен быть свой имидж, метод, система, по которым клиент сможет ее отличить от других.
Еще одно условие – тщательно просчитанная экономическая модель компании-франчайзера. Размер ее дохода должен таким, чтобы покрыть первоначальные и текущие затраты как свои, так и франчайзи, и обеспечить им обоим получение прибыли.
Именно наличие этих двух составляющих – брэнда и четкой системы ведения бизнеса – позволяет франчайзингу успешно развиваться. Кроме этого, важно также, чтобы система имела успешный практический опыт.
Для того, чтобы осуществлять франчайзинговый бизнес, как и любой другой, следует наиболее четко уяснить все положительные и отрицательные стороны такого вида деятельности. При более детальном изучении франчайзинга, оказалось, что данная форма ведения бизнеса имеет не только свои плюсы, но и минусы, которые необходимо учитывать при формировании этого вида договорных отношений.
Чем может быть привлекателен франчайзинг для турагента-франчайзи? Франчайзинг для него означает наличие собственного бизнеса, но франчайзи не остается один на один со всеми проблемами и рисками, связанными с ведением предпринимательской деятельности. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать средства в оператора-франчайзера, он все равно остается независимым владельцем бизнеса (например, оператор «PegasTouristik» никогда не сможет уволить руководителя турагентства с этой работы), но при этом получает профессиональную поддержку от франчайзера.
Франчайзинг дает маленькому турагентству возможность использовать репутацию и товарный знак гиганта-франчайзера. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзера на использование товарного знака франчайзера. Только турагентства, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак «PegasTouristik», который дает турагентству мгновенное узнавание на рынке турбизнеса. Франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзера уже получившего всеобщее признание.