Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе места и роли франчайзинга в маркетинговой деятельности туристической компании «PegasTouristik».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
раскрыть сущность франчайзинговой деятельности;
обозначить роль франчайзинга в организации;
проанализировать процесс и систему франчайзинговой деятельности в организации;
Сторонами в договоре франшизы являются правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи).
Серьезным просчетом гл. 54 ГК РФ стало то, что она свела отношения сторон по договору франшизы в основном к лицензионному соглашению — передаче за плату возможности пользоваться фирменным наименованием, товарными знаками, изобретениями и ноу-хау правообладателя. Между тем сущность франчайзинга состоит в передаче передового опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, слабым в указанном отношении. Высокая результативность франчайзинга основана на принципе копирования по определенной системе зарекомендовавших себя на практике эффективных концепций бизнеса.
Товарные знаки, патенты,
ноу-хау выступают лишь внешними
воплощениями коммерческого опыта
и деловой репутации. Они имеют
косвенное отношение к
Коммерческий опыт в отличие
от объектов интеллектуальной собственности
нельзя просто продать, ему можно
только обучить, перенять его. Для этого
за рубежом в договорах франшизы
в качестве основного условия
предусматривается передача разработанной
франчайзером бизнес-системы и
Именно бизнес-системы
обеспечивают подтягивание множества
посредственно работающих организаций
до уровня самых передовых и служат
общему повышению уровня хозяйствования
в стране. Этот способ организации
предпринимательства
Бизнес-системы в силу
их объемности оформляются как приложение
к договору франшизы. Освоение бизнес-системы
предполагает стадию подготовки пользователя
к работе по новым правилам и обучение
персонала. Оно производится специалистами
правообладателя. Процесс последующего
совершенствования
Договор франшизы носит долгосрочный характер. Заключаемые франчайзером договоры со всеми пользователями должны предусматривать одинаковые условия. Это обязательное требование к договорам франшизы.
В договоре обычно предусматривается условие о содействии пользователю в приобретении необходимого оборудования, стандартизированной офисной мебели и рекламных средств от централизованных поставщиков со скидкой с цены. Это уменьшает необходимые затраты пользователя.
Частью договора является
соглашение о предоставлении правообладателем
пользователю на срок или без указания
срока права использовать в предпринимательской
деятельности комплекс исключительных
прав, принадлежащих правообладателю,
в том числе на фирменное наименование
и (или) коммерческое обозначение правообладателя,
а также на другие предусмотренные
договором объекты
Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Договор франшизы (коммерческой концессии) регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица, выступающего в качестве правообладателя. Договор, содержащий условие об использовании объектов, охраняемых в соответствии с патентным законодательством, кроме того, подлежит регистрации в федеральном патентном ведомстве. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.
Пользователь должен поддерживать
деловую репутацию
В договорах деловой франшизы необходимым условием является обеспечение пользователем соответствия уровня качества оказываемых услуг уровню качества аналогичных работ, услуг, производимых непосредственно правообладателем. В этих целях в гл. 54 ГК РФ воспроизведено положение ст. 26 Закона от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество работ, услуг пользователя будет не ниже качества работ, услуг правообладателя и что последний будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Договор предусматривает
внесение пользователем первоначального
взноса за покупку франшизы. Такая
первичная плата покрывает
Существенные просчеты ГК
РФ приводят к тому, что договоры
коммерческой концессии между отечественными
предпринимателями
Подобная ситуация явно ненормальна.
Договоры франшизы имеют огромную перспективу.
Согласно публикуемым в печати прогнозам,
к середине нынешнего столетия половина
малых предприятий в развитых
странах будет работать в режиме
договоров франшизы и, следовательно,
на уровне лучших, ведущих в своей
области фирм. Это требует необходимых
изменений в законодательном
регулировании отношений
Договор франчайзинга имеет свои особенности. Главная из них – то, что франчайзер не может быть физическим лицом. В роли франчайзера выступает только коммерческая организация. Франчайзи же может быть как юридическим лицом, так и индивидуальным предпринимателем.
Договор франчайзинга с момента его подписания вступает в силу. Однако, если стороны согласовали иной вариант, то возможно вступление договора в силу и с иного момента. Регистрация договора франчайзинга происходит в виде регистрации договора коммерческой концессии, т.к. в российском законодательстве не прописано понятие «франчайзинг». Договор коммерческой концессии регламентируется гл.54 Гражданского Кодекса РФ.
Пока договор франчайзинга не зарегистрирован, ссылаться на него в решении спорных вопросов стороны не имеют права.
К правами и обязанностям франчайзера, обусловленных в договоре франчайзинга, обычно относятся передача франчайзи документации, схемы ведения бизнеса, исключительных прав в использовании полученной франчайзи интеллектуальной собственности, товарного знака. Франчайзи же, в свою очередь, обязан не разглашать секреты ведения бизнеса, ноу-хау, касающиеся формирования и разработки новых турпродуктов и услуг, соблюдать данные франчайзером инструкции и следить за тем, чтобы качество услуг, предоставляемых франчайзи по условиям договора, соответствовало качеству услуг, которые осуществляет сам туроператор.
На практике каждый договор франчайзинга составляется индивидуально с отдельным турагентством и содержит множество, зависящих от ситуации на рынке, месторасположения офиса франчайзи, особых условий, деталей и др.
Договор коммерческой концессии всегда является возмездным. Правообладатель имеет право на получение вознаграждения от пользователя, которое может быть в форме разовых («паушальных» при покупке франшизы) или периодических («роялти») платежей, отчислений (процентов) от выручки от продажи турпродукта.
Права и обязанности сторон
четко прописываются в
К правам и обязанностям туроператора относятся:
К правам и обязанностям турагентства относятся:
Содержание договора может меняться в зависимости от специфики франчайзи, его месторасположения и т.д.
Также на стороны, заключающие
договор накладываются
Стоит иметь в виду, что эти условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа, если они противоречат антимонопольному законодательству.
Также не стоит злоупотреблять возможностью ограничить права другой стороны. Так будут признаны ничтожными следующие ограничения, в силу которых:
Чтобы опыт франчайзинговой деятельности не оказался для сторон негативным, необходимо заключать договор на выгодных условиях и наиболее четко прописывать все нюансы. Это позволит сторонам не только взаимовыгодно сотрудничать, но и избежать негативных последствий.