Понятие и виды франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в анализе места и роли франчайзинга в маркетинговой деятельности туристической компании «PegasTouristik».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
раскрыть сущность франчайзинговой деятельности;
обозначить роль франчайзинга в организации;
проанализировать процесс и систему франчайзинговой деятельности в организации;

Работа состоит из  1 файл

курсов стр.docx

— 69.10 Кб (Скачать документ)

Франчайзинг устанавливает  четкие территориальные границы  ведения бизнеса. «PegasTouristik» определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Оператор принимает решение о количестве франшиз на определенной территории, в зависимости от ее населенности, наличия конкурентов, платежеспособности населения и т.д. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес в ее пределах. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Отдельное турагентство, в свою очередь, никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом, его территория всегда остается более открытой для конкурентов.

Преимуществом является также  тот факт, что у турагентства-франчайзи существуют дополнительные возможности легально минимизировать налоги, в частности НДС [17, c.53]

Таким образом, преимуществами франчайзинга для турагента-франчайзи являются:

  • статус независимого юридического лица, заинтересованного в рентабельности бизнеса;
  • возможность осуществлять деятельность, не имея больших финансовых средств;
  • вступление в отлаженную систему под известной торговой маркой «PegasTouristik» с гарантией обучения и всесторонней поддержкой оператора;
  • экономия на дорогостоящих маркетинговых исследованиях, рекламной кампании и др.;
  • снижение риска банкротства и других коммерческих и финансовых рисков.
  • использование имени и репутации «PegasTouristik», уже получившего признание у потребителя;
  • доступ к возможностям «PegasTouristik» и всей его сети;
  • минимизация налогов.

Кроме того, банки охотнее финансируют организации, работающие в рамках франчайзинга: кредит и его условия для франчайзи более доступны.

С другой стороны, также существуют положительные моменты франчайзинга и для оператора-франчайзера.

Во-первых, франчайзер получает возможность расширить территорию своей деятельности, внедряться в новые географические районы, заключая договоры франшизы с большим количеством турагентств по всей России.

Во-вторых, франчайзинг открывает оператору возможности для укрепления своей репутации на туррынке.

В-третьих, франчайзинг открывает  для потребителя возможность  больше узнать о турпродукте оператора и его услугах. Многочисленные франчайзинговые турагентства осуществляют рекламную деятельность в отношении продаваемого продукта под маркой «PegasTouristik» в средствах массовой информации, что делает марку еще более известной среди большего числа потребителей.

Таким образом, преимуществами франчайзинга для туроператора являются:

  • быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж турпродукта и территориальное расширение бизнеса;
  • отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал;
  • централизация маркетинговой деятельности.;
  • повышение престижа компании и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству услуг и единому стандартизированному турпродукту;
  • доход от продажи франшизы;
  • проведение единой ценовой политики и увеличение контроля на туррынке без нарушения антимонопольного законодательства.

Несомненно, франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзера. Но существуют и недостатки.

Минусы ведения бизнеса по системе франчайзинга для оператора-франчайзера могут иметь различные проявления.

Во-первых, франчайзи являются не работниками «PegasTouristik», а независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем офисе.

Во-вторых, на деятельность головной компании, и на ее репутацию и признание товарного знака, негативное влияние могут оказать плохо работающие франчайзинговые турагентства. Многие потребители воспринимают каждую франчайзинговую организацию как часть одной цепи офисов, работающих под единым товарным знаком «PegasTouristik». И если какой-нибудь турагент плохо организует работу офиса (например, договоры с клиентами заключают неграмотные менеджеры или реализуется турпакет, не соответствующий установленным стандартам качества «PegasTouristik»), то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.

В-третьих, это возможные  недоплаты или выплаты взносов с опозданием. Франчайзер устанавливает структуру выплат за предоставленный сервис, как правило, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом офисе турагента. Франчайзи зачастую в силу договора обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзеру для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзеру.

В-четвертых, это трудности  сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью «PegasTouristik» (например, разработанный оператором качественно новый турпродукт или направление). Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзера и в ходе осуществления своих прав, предоставленных договором. И хотя франчайзинговый договор «PegasTouristik» запрещает турагентствам разглашать подобную информацию, все равно это может случиться.

В пятых, это выход из франчайзинговой  системы успешно работающих турагентств-франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения (например, в сфере реализации турпродукта других операторов) и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с оператором он, возможно, захочет вывести свой собственный бизнес на новый уровень, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзеру на основании знаний, полученных от оператора при обучении и непосредственно при осуществлении деятельности.

Таким образом, недостатками франчайзинга для туроператора являются:

  • изначальное недоверие потенциальных франчайзи к туроператору;
  • отсутствие реальной правовой базы по ведению франчайзингового бизнеса;
  • несоизмеримость затрат на содействие и контроль деятельности франчайзи с величиной его взносов;
  • недостаток порядочности и культуры ведения бизнеса франчайзи;
  • сложность контроля независимых франчайзи.
  • необходимость формирования специальных фондов поддержки снижает гибкость использования прибыли.

Что касается минусов осуществления  франчайзинга для турагентств-франчайзи, то это могут быть следующие ниже положения.

Во-первых, франчайзинговая  система может ограничивать инициативу турагентства. В дополнение к франчайзинговому договору турагент должен следовать специальным правилам и стандартам, касающимся ежедневных операций в совершении сделок с клиентами и использования товарного знака «PegasTouristik». Такие ограничения могут касаться рабочих часов офиса, границ территории, предлагаемых потребителю туров. Турагентство должно дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.

Во-вторых, установление необходимого сотрудничества среди всех турагентств системы. Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети «PegasTouristik». Каждый отдельный франчайзи является партнером по бизнесу. Не смотря на то, что турагентства предоставляют на рынок одинаковый турпродукт и услуги, они не являются конкурентами.

В-третьих, возможное отсутствие поддержки со стороны франчайзера. Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка франчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает силу франчайзинговой системы.

В-четвертых, определение финансовой мощи оператора-франчайзера. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении туроператора. Может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.

Обобщая приведенные доводы, можно прийти к следующим выводам  о недостатках франчайзинга для франчайзи:

  • объемы продаж могут оказаться ниже запланированных;
  • недостаток или отсутствие поддержки франчайзера;
  • трудно влиять на общую стратегию туроператора-франчайзера;
  • возможность ограничения и самовыражения;

Но при наличии всех перечисленных недостатков франчайзинг  на протяжении долгого времени показывает себя как успешная, прибыльная и  наиболее безопасная форма ведения  бизнеса, которая является в большей  степени взаимовыгодной как для  франчайзера, так и для франчайзи.

На успешность функционирования компании также влияет мнение о ней  ее потребителей. Поэтому, необходимо выделить преимущества и недостатки франчайзинга с точки зрения клиентуры  сети.

Преимуществом для потребителя  в первую очередь является то, что туры, реализуемые под одним товарным знаком «PegasTouristik», имеют одинаковое качество и состав оказываемых услуг. Также, если закрывается какой-то определенный офис фирмы — можно обратиться в головную компанию «PegasTouristik». За счет контроля качества со стороны туроператора, франчайзинговые турагентства обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания, предоставляют потребителю услуги с большей степенью личного участия.

Среди недостатков выделяется то, что франчайзинг ограничивает конкуренцию, и, как следствие, ограничивает у клиента выбор турпродукта, услуг, а значит и цен. Также отрицательным моментом является то, что работники франчайзингового офиса (турагента) могут быть недостаточно квалифицированными, или не в полной мере выполнять условия франчайзингового договора, а значит и качество предлагаемых услуг будет снижено, а доверие потребителя к данной торговой марке обмануто.

 

 

    1. Права и обязанности туроператора и турагента по договору франчайзинга

 

Франчайзинговые отношения  устанавливаются и регулируются подписанным между сторонами договором франчайзинга. В сфере турбизнеса наиболее распространенным вариантом является деловой франчайзинг, который предполагает передачу пользователю прав на интеллектуальную собственность. Поэтому условия подписания договора франчайзинга регулируются положениями Руководства Всемирной организации интеллектуальной собственности [16, c.44].

Договор франшизы регулируется Гражданским Кодексом РФ гл.54. Использование в гл. 54 ГК РФ для обозначения этого договора термина «коммерческая концессия» представляется ошибочным, поскольку в зарубежном законодательстве (Франция, ФРГ, ЕС) слова «коммерческая концессия» служат для обозначения торгового посредничества и используются как синонимы дистрибьюторства и дилинга [11, c.83].

Договор франшизы известен с XIX в. Однако бурное развитие он получил  в США в 70-е годы XX в. как способ легального преодоления ограничений  антитрестовского законодательства. Под  воздействием успешного американского  опыта сформировалась целая группа обязательств, составляющих новое направление  предпринимательства, обозначаемых общим  понятием франчайзинг (франшизирование). Этот термин стал общепринятым в мировой практике [13, c.32].

Франчайзинг непосредственно  связан с высокой деловой репутацией ведущей фирмы. Франчайзинг обеспечивает объединение сети хозяйствующих  субъектов вокруг единого центра, передовые технологии и приемы деятельности которого они используют. Это чисто  контрактные объединения, поскольку  новых юридических лиц здесь не возникает [14, c.122].

Ведущая фирма может развивать  свое дело двумя путями: расширять  за счет инвестиций собственный бизнес либо вовлекать на основе договоров  в сферу своей деятельности другие фирмы. Второй путь обеспечивает получение  высокого дохода, не требуя значительных финансовых затрат. Создание франчайзинговых  сетей позволяет расширяться, занимая  новые ниши рынка через связанные  договорами франшизы организации. Именно с помощью такой системы выросли  крупнейшие торговые и иные предпринимательские  сети.

Значительный экономический  выигрыш получают также зависимые  организации, применяющие апробированные на практике прогрессивные технологии, приемы ведения предпринимательской  деятельности.

Принято различать следующие  виды франчайзинга:

  • коммерческий, применяемый в сфере торговли. Здесь одна сторона передает, а вторая получает право на реализацию товаров с использованием торговых технологий, маркетинговых приемов, методов продажи, а также под фирменным именем головной организации. Видом коммерческого является сбытовой франчайзинг, представляющий собой деятельность по реализации товаров под фирменным наименованием и на основе технологий и приемов ведущей организации;
  • производственный, дающий субъекту право на изготовление и реализацию товаров с использованием приемов, технологий и ноу-хау ведущей организации, ее фирменного наименования и товарных знаков;
  • деловой, применяемый в сферах обслуживания, общественного питания (где он впервые и возник), обучения и др.

Информация о работе Понятие и виды франчайзинга