Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:11, реферат
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Введение 2
Глава 1. Виды и свойства конкуренции. 4
1.1 Понятие и сущность конкуренции. 4
1.2 Условия возникновения конкуренции. 7
1.3. Виды конкуренции 8
Глава 2. Конкуренция в рыночной экономике. 22
2.1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. 22
2.2 Значимость конкуренции в рыночной экономике 30
2.3 Конкурентные преимущества и недостатки России 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы 35
Четвертым
условием возникновения
конкуренции следует считать наличие
рынка средств производства. В конкурентной
борьбе большое значение имеет установления
высокой нормы прибыли, которая, по сути,
есть ориентиром в выборе хозяйственной
деятельности. Тем не менее, выбор деятельности
показывает только возможность производства.
Для того чтобы эта возможность превратилась
на действительность, нужно, имея денежный
капитал, превратить его на средства производства.
В
современной экономической
Характеристика различных типов рынка
I. Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:
1.
Большое количество продавцов
и покупателей, ни один из
которых не имеет заметного
влияния на рыночную цену и
количество товара. В условиях
чистой конкуренции каждая из
многочисленных фирм выпускает
настолько небольшую часть
Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы по цене 3,05$, если множество её конкурентов продают идентичный продукт за 3$. Наоборот, вследствие того, что фирма может продать столько, сколько она считает необходимым, она не будет продавать данный товар по 2,95$, так как это приведёт к уменьшению прибыли.
2.
Каждый продавец производит
3.
Барьеры для входа в рынок
(и ухода с него) отсутствуют:
нет ни законодательных, ни
технологических, ни
4.
Никаких искусственных
5. Каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах, и спросе на рынке. Без этого они не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор.
Ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур (например, развитие аграрных хозяйств в США). И в этом её ценность.
II. Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия. Монополия возникает, когда в силу различных причин на рынке товара существует единственный производитель - монополист, способный удовлетворить общий спрос всей массы потребителей данного продукта. Отсюда следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него. Отсутствие близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги фирма может заниматься или нет широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши мог бы осуществлять широкую рекламу, с тем, чтобы увеличить спрос на свой товар. Возможно, тогда большее количество людей захотят приобрести их, отказавшись от путешествия. В то же время телефонной компании, являющейся единственной в небольшом городе незачем рекламировать свои услуги, так как люди имеют представления о них и знают, у кого они должны их приобретать.
Если
чистые монополисты ряда предприятий
общественного пользования
На
монопольном рынке спрос
Отдельные
потребители, не имеющие возможности
оказывать влияния на рыночную цену,
вынуждены подстраивать свой запрос
под цену, предлагаемую монополистом.
Со своей стороны, монополист, способный
удовлетворить общий спрос
Вступление
в отрасль в условиях чистой монополии
заблокировано существующими
Существует несколько видов барьеров, препятствующих вступлению в отрасль:
-
экономия, обусловленная ростом
масштабов производства: современная
технология в некоторых
-
естественные монополии:
-
государство может также
Вступление в отрасль могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий. Например, лицензии радио- и телевизионным станциям, учебным заведениям.
Однако
барьеры для вступления в отрасль,
которые являются очень значительными
в краткосрочном периоде, могут
оказаться преодолимыми в долгосрочном
периоде. Существующие патентные преимущества
могут быть обойдены посредством
разработки новой и отличающейся,
хотя и способной служить
III. Распространенным типом несовершенной конкуренции, существующей во всех развитых странах, является, так называемая, монополистическая конкуренция. В известной, мере, она напоминает совершенную конкуренцию:
-
большое количество
- барьеры для входа на рынок и выхода с него минимальны;
-
каждая фирма воспринимает
В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товара той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары (или услуги) одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. И почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.
Наличие большого количества производителей приводит к тому, что каждая фирма обладает небольшой долей рынка и имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, практически исключается тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цены.
Дифференциация продукта при монополистической конкуренции может принимать ряд различных форм:
Из
описания дифференцированности продукта
следует, что в условиях монополистической
конкуренции ценовой
Вступить
в отрасль с монополистической
конкуренцией относительно легко. Некоторую
трудность могут создать
Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде встречается в розничной торговле, промышленности.
IV. Структура рынка, при которой несколько независимых фирм удовлетворяют общий спрос множества потребителей обычно называется олигополией. Число фирм колеблется между двумя полюсами - монополией и монопольной конкуренцией: 2-20. Поэтому поведение каждой из них оказывает заметное влияние на положение других фирм на рынке. Каждая из них осознает свою зависимость от других и это, а также возможность явной или неявной координации совместных действий является ключевым моментом в поведении на рынке олигополии.
По типу продукции обычно различают чистую олигополию и дифференцированную (по продуктам) олигополию. Чистая олигополия - производящая однородный продукт. В этом случае цена товара на рынке примерно единая. Примером такого рынка является рынок цемента, продукции химической промышленности, сталелитейной и т.п.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, является дифференцированной. Цены товаров на таком рынке обычно распределяются по ценовым кластера - группам цен на однотипные, но неоднородные товары. Например, ценовые группы на автомобили разных классов.
Причина существования олигополий: экономия издержек, барьеры для вступления и слияния.
Главные формы проявления конкуренции - ценовая и неценовая. Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относятся также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Однако как долговременная тенденция идёт смещение ’’центра тяжести’’ от ценовой к неценовой форме конкуренции. Неценовые методы конкурентной борьбы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.